Хотите порадоваться жизни? В альбом заходите — душу ублажим веселым показом-рассказом. На Соборе христианском декор не канонический. Куда там… «Мадонны» о житейском речь ведут, над мужским родом потешаются. Рыцари становятся святыми, а потом к образу поклонников прекрасных дам возвращаются. И еще… И это все вы узнаете, посмотрев альбом с комментариями, подаренными Лирикой вагантов.
Кафедральный собор стоит не Рыночной площади — гордится собой. Еще бы, такая чистота в объемно-планировочном решении. Центральный неф с центральным порталом. Два боковых нефа пониженной высоты, позволяющей впустить свет в главное пространство собора. Есть трансепт — поперечный неф. Есть две башни — различные в деталях, потому что строились долго и в разное время.
Вот такой собор — с мощными каменными стенами (позднероманскими) и узором (раннеготическим) Предупреждаю сразу — узорочье особое. Если совсем быть честными, то на декор посмотреть мы в Базель приехали. Сначала мы покажем вам центральный портал Собора, потом «Колесо Фортуны» на трансепте, потом ворота св. Галла.
Потом из Базеля мы уедем…
в надежде, что снова вернемся!
Смотрите, смотрите во всей чистоте представлена замечательнейшая архитектурно-строительная система… Центральный неф — высокий. Боковой — пониженный. АРКБУТАНЫ (наружные полуарки) передают горизонтальный распор от перекрытия центрального нефа на мощные стены боковых нефов, усиленных КОНТРФОРСАМИ — вертикальными устоями, выступающими из стены. К аркбутанам прижимаются башенки со скульптурами. Башенки необычайно хороши. Четыре колонки держат над головой святого СЕНЬ или навес. ПИНАКЛИ — декоративные щипцы — кружатся вокруг собственной оси — центральной. КРАББЫ — почки, точки — отбивают самые малые ритмы в здании. Стрельчатые окна с РОЗЕТТАМИ впускают свет во внутреннее пространство храма… Вся эта чистота — Ранняя готика.
Повторяю описания, чтобы глаз привыкал к ним и в дальнейшем не требовал пояснений. На контрфорсах воздвигнуты двухступенчатые башенки из четырех колонок, на которых покоятся сени (навесы).
Выше — пинакль: остроконечная декоративная башенка, увенчивающая, в данном случае, башенку нижестоящую. Две башенки (одна над другой), установленные на контрфорсе, выполняют не только декоративную, но и конструктивную функцию: усиливают вертикальную нагрузку в месте примыкания аркбутана к контрфорсу.
Непонятно?
Но звучит и выглядит красиво…
Вид на Собор из внутреннего монастырского сада.
Монастырь при Мюнстерском соборе — еще одна из приманок, с помощью которых притягивает к себе туристов Базель…
Что-то мешает чувство отрешенности испытывать…
Стены ходят ходуном,
пробки — вон из бочек!
Хорошо запить вином
лакомый кусочек!
Жизнь на свете хороша,
коль душа свободна,
а свободная душа господу угодна.
Это — лирика вагантов, которой по сю пору пропитан воздух Базеля.Слово «ваганты» происходит от латинского «vagari» — бродяжничать. Ваганты — бродячие школяры и безместные кочующие монахи — оглашали своими песнями средневековую Европу.
В литературе встречается и другой термин — «голиарды», производное от «Goliath» (здесь: дьявол) и от «gula» — глотка. То — бродячие дьяволы с широкой глоткой, горлопаны, выпивохи, обжоры, неугомонные проповедники мирских радостей.
я, посредством книг,
в беспрестанном чтении
мудрости достиг.»Только через чтение
к счастью путь лежит!»
в крайнем огорчении
разум мой брюзжит.»Быть рабом учения
глупо чересчур»,
не без огорчения
шепчет мне Амур.Конечно, лирика вагантов не сводилась лишь к воспеванию кабацкого разгула и любовных утех, несмотря на всю школярскую браваду, заложенную во многих стихах. Те самые поэты, которые столь бесшабашно призывали отбросить «хлам пыльных книжек», вырваться из пыли библиотек и отказаться от учения во имя Венеры и Бахуса, были образованнейшими людьми своего времени, сохранившими живую связь с античностью и возросшими на новейших достижениях философской мысли.
Лирика вагантов (и пояснение к ней) приведена в переводе Льва Гинзбурга, столь замечательном, что я принимаю его за подлинник. Попав в День музыки в Париже на исполнение средневековых стихов подобного рода, я так удивилась, что по ритмике они чуть-чуть иные.
Пока в монастырской школе идут занятия, насладитесь Лирикой вагантов: ЛЮБОВЬ К ФИЛОЛОГИИ…
О возлюбленной моей
день и ночь мечтаю, –
всем красавицам ее
я предпочитаю.
Лишь о ней одной пишу,
лишь о ней читаю.
Никогда рассудок мой
с ней не расстается,
окрыленный ею, дух
к небесам взовьется.
Филологией моя
милая зовется.
Я взираю на нее
восхищенным взором.
Грамматическим мы с ней
заняты разбором.
И меж нами никогда
места нет раздорам.
Смог я к мудрости веков
с нею причаститься.
Дорога мне у нее
каждая вещица:
суффикс, префикс ли, падеж,
флексия, частица.
Молвит юноша: «Люблю!»
Полон умиленья.
А для нас «любить» – глагол
первого спряженья.
Ну, а эти «я» и «ты» –
два местоименья.
Можно песни сочинять
о прекрасной даме,
можно прозой говорить
или же стихами,
но при этом надо быть
в дружбе с падежами!
«Слышишь! Прочь смущения!
Розы жизни рви!
Радость ощущения
в воле и в любви…»
В дивном озарении
начертал господь,
чтоб сошлись в борении
разум, дух и плоть.
В 1460 году в Базеле открылся университет, который сейчас является самым старым в Швейцарии университетом. В XV веке Базель получил разрешение на проведение ярмарок. Развитие Базеля шло быстрыми шагами. Сюда устремились купцы, церковные служители, аристократы и ученые. Широко начало развиваться книгопечатание. Издавали научные и литературные труды, печатали сочинения античных творцов. Сатирическая поэма Бранта «Корабль дураков» была так же издана в Базеле, в 1496 году.
Жизнь на свете хороша,
коль душа свободна,
а свободная душа господу угодна.
Иначе и не могло быть, вся эта философия свободы сказалась, если не на церковной архитектуре, то уж на церковном декоре точно.
Хотите докажу? Доказываю…
Первые упоминания собора датируются с Каролингского периода. Это здание было разрушено в 917, когда город подвергся нападению венгров. В начале XII столетия император Генрих II построил в Базеле великолепный новый собор в романском стиле. К сожалению, разрушительное землетрясение 1356 года уничтожило и этот древний памятник. Однако ему на смену в последней четверти XII столетия пришел новый собор, уже с элементами готики.
Две башни были возведены позднее. В 1429 году была построена северо-западная башня Святого Георгия (на фасаде — слева), а 1500 году юго-восточная башня Святого Мартина (на фасаде — справа). Рядом с башней Святого Георгия сохранился фрагмент белой каменной кладки оригинальной, первой церкви. Также сохранились каменные изваяния.
Большая открытая площадь Мюнстерплатц рядом с собором использовалась для церемониальных процессий, фестивалей, турниров и щедрых парадов, устраиваемых по случаю посещений города королями и императорами. В 1529 Базель принял протестантскую веру. Епископу, главе собора пришлось его покинуть. Пустые места жительства церковников были куплены богатыми торговцами.
Сейчас на площади снуют прохожие: покупают в ларьках швейцарские сыры и помидоры вскладочку. Мимо всего остального они проходят, как положено прохожим…
Сердце сжимает чувство восторга. Уверена, что таких слонов, как в Базеле, вы не видели даже в России — на их «родине». И внизу рассмотрите чудиков в горизонтальной тяге подоконной.
Лишь потом страничку перелестните…
Возмущаетесь, настроились разглядывать портал, а я все показываю слоников? Еще и чудиков прошу посмотреть. Описать, что за чудик сидит в каждой спирали бегущей волны, не могу. Это может сделать лишь воображение, что у каждого — свое. Может быть, поделитесь тем, что смогли увидеть…
Конечно же, центральный портал должен быть симметричным. Главный вход в перспективной (углубляющейся) арке. Справа и слева — по окну с фигурной розеттой. То и другое окно фланкировано фигурами: две (1 + 1) с одной стороны, две (1 + 1) — с другой.
На фотографии четвертой фигуры нет. Не вините Марину: уже тогда — в 2009 году — шла подготовка к реставрации собора. Что-то нельзя было снять, остальное мы сняли.
Если вы наблюдательны, увидите: кто-то «спрыгнул» с подставки у центральной стойки. Вот приедем еще раз, всех поймаем — всех отснимем.
Судя по сеням с пинаклями, над «милыми дамами» зависшими, это — мадонны. Первая из трех уж точно: на голове — корона, в правой длани — модель храма, в левой — жезл правительницы покровительницы. Две других, похоже, отвлеклись от исполнения своих высоких миссий: быть не дамами, а мадоннами.
Фигура, конечно же, изображает Мадонну. Все атрибуты, свидетельствующие о том, на месте: корона — на голове, макет собора — в правой длани, жезл правительницы-покровительницы — в левой. Непонятно, почему вид такой унылый. Не с кем поболтать о своем — житейском, земном? Вот закончится реставрация — поболтаете…
Внимательно фрагмент перспективной арки разглядите: где еще такое увидите… По наружному ободу арки краббы бегут. То — свернувшиеся в точку-почку листочки: непременный атрибут Средневековой архитектуры, что в здании отбивают самый малый ритм — соотнесенный с биением человеческого сердца. Средний и внутренний обод составлен из чудесных цветочков и листиков, собранных в гирлянды спиралевидные.
По двум ободам фигурки бегут — к центру стать ближе стараются.
В первом из них (втором по общему счету) изображены архангелы (под сенью) и принимавшие участие в строительстве храма должностные лица (по нашему — спонсоры, а может быть, и меценаты).
Во втором из ободов (четвертом по общему счету) изображены ангелы, которые там — на небесах — все за всех и делали.
Всего ободов в перспективной арке пять.
Так и должно быть, потому что Пять — Прачисло охранное.
То — Пентада (Пятиугольная звезда), которую вычерчивали
в Средневековье на пороге перед входом в дом,
чтобы туда не могла пробраться нечистая сила.
Здесь вход окружает (защищает)
пятичастная перспективная арка.
Как хорошо. Лучше быть не может.
На фрагменте фасада можно разглядеть блоки, из которых была выстроена башня св. Георгия. Арка в стене, несомненно, к предыдущему собору принадлежит.
Временная реверберация не мешает свободно себя чувствовать и св. Георгию, и вечно убиваемому им змею. Георгий — в рыцарском боевом облачении. Консоль, на которой установлена фигура, — сложно-сочлененная. В капители по плитой — изображение Медузы горгоны. И здесь она нас настигла. Или мы с нею не можем расстаться — опять повстречались…
Святой Мартин считается покровителем бедняков, солдат, сукноделов, домашних животных и птиц, а также альпийских пастухов.
Родился в начале IV в. в Паннонии. С детства мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нес свою службу в качестве офицера. Еще будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего с Христом.
Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже, что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всем следуя преподобному Антонию.
Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя — чтеца особых молитв над бесноватыми.
Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве.
Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье, где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов-язычников.
В День святого Мартина, отмечаемый ежегодно 11 ноября, после окончания сельских работ зажигались костры на каждой улице и в каждом дворе. В эти костры кидали корзины, в которых недавно лежали плоды. Через эти костры прыгали и устраивали шествия, зажигая факелы от их огня. В этих шествиях участвовали ряженые: святой Мартин на коне и «Мартинов человек» — мальчик, туловище и конечности которого были обернуты соломой.
На одном фасаде представлены два образа святого: рыцаря, свершающего подвиг милосердия, и святителя, свершающего подвиг служения Слову Божьему. Все серьезно, основательно, очаровательно (посмотрите на улыбающегося коня и киот с ангелочками)…
Восприятие всего меняется,
когда в действие вступают две «милые дамы»,
которые по прихоти мастера — декоратора собора —
заняли в центральном портале место Мадонны..
Кто они — «две подружки, две сестры, две богини с виду»: вдруг преобразившиеся Мадонны, или, действительно, Флора и Филида — богиня Весны и дочь пророка и сатирика, ставшего позднее бардом?
В любом случае, думаю я, то — языческие (ирландские) персонажи, увидеть которые на христианском храме можно лишь в тот момент, когда миросозерцанием Средневековой Европы правили ваганты — поэты и ученые…
Ничего с собой поделать не могу: слышу дивные вирши из Лирики вагантов под названием ФЛОРА И ФИЛИДА…
В час, когда сползла с земли
снежная хламида,
и вернула нам весну
добрая планида,
и запели соловьи,
как свирель Давида, —
пробудились на заре
Флора и Филида.
Две подружки, две сестры,
приоткрыли глазки.
А кругом весна цвела,
как в волшебной сказке.
Расточал веселый май
радужные краски,
полный света и любви,
радости и ласки.
В лад стучали их сердца,
в дружном единенье,
устремляя к небесам
песнь благодаренья.
Ах, Филида хороша!
Ах, прекрасна Флора!
Упоительный нектар
для души и взора.
Улыбалась им светло
юная Аврора…
Вдруг затеяли они
нечто вроде спора.
Меж подругами и впрямь
спор возник горячий.
Озадачили себя
девушки задачей:
кто искуснее в любви,
награжден удачей —
рыцарь, воин удалой,
иль школяр бродячий?
«Ах, — Филида говорит, —
сложно мир устроен:
нас оружием своим
защищает воин.
Как он горд, как справедлив,
как красив, как строен
и поэтому любви
девичьей достоин!»
Флора молвила в ответ:
«Ты права, подружка.
Что для рыцарей — турнир,
то для них — пирушка.
Шпага рыцарю нужна,
а студенту — кружка.
Для одних война — разор,
для других — кормушка.
Проку я не вижу в том,
что твой рыцарь тощий
удивительно похож
на живые мощи.
В изможденных телесах
нет любовной мощи.
Так что глупо с ним ходить
в глубь зеленой рощи.
продолжала Флора, —
мы до вечера, видать,
не окончим спора.
И поскольку нам любовь —
верная опора,
то, я думаю, Амур,
нас рассудит скоро».И тогда сказал Амур:
«Боги и богини!
Ждут красавицы от нас
точного ответа:
кто достойнее любви,
ласки и привета,
грозный рыцарь, что мечом
покорил полсвета,
или бесприютный сын
университета?
Ну, так вот вам мой ответ,
дорогие дети:
по законам естества
надо жить на свете,
плоть и дух не изнурять,
сидя на диете,
чтобы к немощной тоске
не попасться в сети.
Кто, скажите, в кабаках
нынче верховодит,
веселится, но при том
с книгой дружбу водит
и, в согласьи с естеством,
зря не колобродит?
Значит, рыцаря студент
явно превосходит!»
Убедили наших дев
эти аргументы.
Раздались со всех сторон
тут аплодисменты.
Стяги пестрые взвились,
запестрели ленты.
Так пускай во все века
славятся студенты!
Фигурки снизу вверх бежали и добежали. Ангелов-строителей (второй обод изнутри) встретил Архангел, управляющий их артелью. Участвовавших в возведении храма вкладчиков средств (спонсоров) встретил , по-видимому, сам Бог, подаривший им самое лучшее место в Раю — у себя «за пазухой» (второй обод снаружи).
Все! Истолкование закончено. Много смелости на себя взяла? Что делать, когда договоров с Богом и небесным воинством не сохранилось.
Жизнь на свете хороша,
коль душа свободна,
а свободная душа господу угодна.
<—«Золото-Рейна»: О василисках особый рассказ
«Золото Рейна»: Интерьер кафедрального собора—>