Пролог

Петербург замыслен изначально как ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД, что всегда и везде обещает людям одно и то же — ВСЕОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ. С помощью ИДЕАЛЬНОГО ГОРОДА ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ Царь Петр намеревался преобразить Россию — подарить ей «блаженство и славу», что были обещаны Господом Богом, волю которого исполнял Царь Петр, действовавший «по заповедям Господним».

Петербург — не первый и, увы, не последний ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ — того Счастья, что всегда впереди. При всем при том, он — особый город… Чтобы понять эту особость, стоит выстроить в ряд наиболее выдающиеся в истории человеческого рода попытки РЕАЛИЗОВАТЬ ИДЕАЛ.
Значит, встреча с философом Аристотелем и архитектором Гипподамом неизбежна. В Петербург вернуться, не подружившись с ними, вы в том убедитесь позднее, что зря уходить во временную даль.

Я уже рассказывала о великом до-потопном архитекторе Дедале, запроектировавшем и выстроившем Кносский дворец, что назван Лабиринтом не то из-за хитроумной планировки, не то из-за культового лабриса — двухстороннего топорика.

Упоминала я и три великих имени в истории античной Эллады: Иктин, Калликрат, Мнесикл, усилиями которых был воздвигнут Афинский акрополь. Утверждают, что, завершив работу над Парфеноном, Иктин и Калликрат написали книгу — «О дорическом храме Минервы на афинском Акрополе». Содержание книги неизвестно, кто написал ее — большой вопрос: в классической Элладе Афину не именовали Минервой. Но, не из-за этих сомнительностей я лишь упоминаю имена великих зодчих: в их произведениях дает себя знать другое «авторство» — подлинное…

Парфенон создан глубинной ТРАДИЦИЕЙ,
из гиперборейских — северных, лесов идущей,
чтобы застыть под огромным южным Небом
колонными рядами — мраморными стволами и…
мучить своей недостижимо величавой простотой
наследников общей культуры —
индо-европейской, арийской,гиперборейской.

У Парфенона три автора:
⁃ Время (многотысячелетнее),
⁃ Пространство (в измерениях планеты Земля),
⁃ человек, берегущий память о Первоистоках.

ИКТИН, КАЛЛИКРАТ, МНЕСИКЛ — ВЕЛИКИЕ ЗОДЧИЕ,
ЧТО БЕРЕГЛИ ТРАДИЦИЮ, ПРОДЛЕВАЯ ЕЕ ЖИЗНЬ.
Своим мастерством они придали этой ТРАДИЦИИ
столь совершенную форму, что заставляет она
по сю пору стремиться к воплощению
одного и того же, классического, идеала:
«БЛАГОРОДНОЙ ПРОСТОТЫ И СПОКОЙНОГО ВЕЛИЧИЯ».

Архитектор Гипподам — не таков!
Он — не благостен в своей вере в Богов!
Он верит в себя — в свой человеческий разум!

АРХИТЕКТОР ГИППОДАМ — ИДЕОЛОГ РЕГУЛЯРНЫХ,
РАЗУМОМ РОЖДЕННЫХ, ГОРОДОВ ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ.

АРХИТЕКТОР ГИППОДАМ — АВТОР ИДЕИ,
СТАВШЕЙ ТРАДИЦИЕЙ,
ЧТО ПОКОРИЛА ВСЕ ПРОСТРАНСТВА, ВСЕ ВРЕМЕНА,
СТОЛЬ ВЕЛИКА БЫЛА В НЕЙ ЖИЗНЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ СИЛА.

Между эллином Гипподамом (автором Пирея и Милета)
и французом Леблоном (автором идеального Петербурга)
⁃ прямая, как ось, временная связь,
на которой вертится ужом история
рационально-материалистической еворопейской культуры.

О Гипподаме рассказывает Аристотель в трактате «Политика», посвященном вопросам государственного устройства. Это дает мне возможность, прибегнув к общему с архитектором Древней Эллады профессиональному (градостроительному) знанию, проникнуть в тайны эллинской философии, а проникнув, высветить то положение, которое я непрерывно повторяю, еще не приведя ни одного достаточно убедительного свидетельства…

БОЛЬШОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ,
ПРОИЗОШЕДШИЙ В ЭЛЛАДЕ, ПОДАРИЛ ЕВРОПЕ
РАЦИОНАЛЬНО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ.

Да, мы все о Богах об эллинских вели рассказ, о мифических героях. Теперь пришла пора рассмотреть, как те же проблемы ДОБРА
(СЧАСТЬЯ, БЛАГА), ПРАВДЫ, КРАСОТЫ, искони волнующие человека, разрешались не на Небе (на Олимпе), а на Земле (в Элладе).

Предупреждаю сразу: с Богами интереснее — гоняй с Дионисом по Парнасу в оргиях самораздирания во имя священного катарсиса; верти с Аполлоном Вселенскую ось, всех вовлекая в очистительную хорею. Чего лучше — Музыка, Свет, вопли отчаяния и столь же одержимой радости!

Постижение рационально-материалистических теорий требуют от нас, привыкших за предыдущие встречи к театру мистических страстей, войти в иное состояние. Мы должны будем погрузиться в глубокомысленные рассуждения и пребывать в этом глубокомыслии до тех самых пор, пока общая картина не обретет деталей, наполняющих ее жизнью. Соответственно, план сегодняшней лекции таков…

1
ФИЛОСОФ АРИСТОТЕЛЬ
ОБ АРХИТЕКТОРЕ ГИППОДАМЕ
2
ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО КЛАССИЧЕСКОЙ ЭЛЛАДЫ
(ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО АРИСТОТЕЛЕВА ИЕРАРХИЯ)
3
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРВООБРАЗ
ИДЕАЛЬНЫХ ГОРОДОВ ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ
(КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ)
4
ОБ АРХИТЕКТОРЕ ГИППОДАМЕ
ЗАМОЛВЛЮ Я СЛОВО
5
КЛАССИЧЕСКИЙ ГОРОД,
ВСЕЛЕНСКОЙ ГАРМОНИИ ПОЛНЫЙ,
РАССКАЗЫВАЕТ О МИРОЗДАНИИ

ФИЛОСОФ АРИСТОТЕЛЬ ОБ АРХИТЕКТОРЕ ГИППОДАМЕ —>