КАК ВОВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ
В СТРОИТЕЛЬСТВО «ГОРОДА-САДА»
Начало взросления ребенка, когда он делает первые шаги, — столь важный процесс, что участвовать в нем должны не только воспитатели, но и родители. Я думаю, вы с этим согласны, как и с противоположным наблюдением: родители, очень часто, делают все, чтобы отбить у ребенка охоту задавать вопросы. Причина? Немногие из родителей способны дать ответы на «детские вопросы», так как нынешние взрослые, в большинстве своем, заучивали догмы, не размышляя о сущности вещей. Значит…
ЧТОБЫ ОСЛАБИТЬ ОСТРОТУ РАСКОЛА
В ОТНОШЕНИЯХ ПОКОЛЕНИЙ,
К ПОИСКУ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ «ПОЧЕМУ?!»
СТОИТ ПРИВЛЕЧЬ И РОДИТЕЛЕЙ.
Привлечь занятых серьезными делами мам, а тем более — пап, к «детским проблемам» трудно, но можно. Правда, лишь при определенном условии: если взрослым (как детям) будет интересно. Предлагаю программу вовлечения родителей в происходящее с их детьми. Программу всем известную и непременную для исполнения…
При первой же встрече с родителями посвятить их в развитие учебно-воспитательного процесса, предъявив общий план занятий с детьми; раскрыв содержание основных этапов; отметив своебразие кульминационных моментов — экскурсий, спектаклей; показав, какова возможная и желаемая форма родительского участия.
Сразу же предупредить родителей, что режиссура занятий будет строиться так, чтобы, задев душу ребенка, включить долговременную эмоциональную память. При орентации занятий на эмоциональное восприятие, дети не смогут не делиться со взрослыми опытом своих переживаний. Значит, если родители не будут внимательно выслушивать рассказы детей, разрывы в их отношениях начнутся непременно. При затронутых чувствах бесполезно объяснять свое равнодушие ссылкой на занятость и прочие обстоятельства. Жажда ребенка поделиться открытиями должна быть удовлетворена, иначе дома он почувствует себя в духовной пустоте. Объяснять родителям самое важное для воспитательно-образовательной методики положение нужно настойчиво, доводя его содержание до полной ясности на примерах, что не заставят себя ждать.
Сразу же необходимо предупредить родителей и о том, что посещение программных экскурсий — семейное дело. Так как экскурсии готовятся заранее, а впечатления от них развиваются в дальнейшем, родители оказываются включенными в учебно-воспитательный процесс на всем его протяжении, причем, внешне неназойливым образом. Опыт показал, что организация семейных экскурсий — самый действенный способ вовлечения родителей в учебный процесс.
Некоторые домашние задания невыполнимы без прямого участия родителей. Так им придется читать своим детям в определенной занятиями последовательности сюжеты из «Уроков Эстетики для ежиков». Я видела, воспитатели и даже учителя начальных классов предлагают детям раскрасить прочитанные сюжеты. Мне это очень нравится: раскрашивая страницы книги, дети становятся ее «соавторами». Постепенно, за два года занятий, вся книжка расцветится и превратится в личное воспоминание о том, как однажды начался разговор по душам и много-много замечательных тайн раскрылось.
Подобное, постоянное, включение родителей в воспитательно-образовательный процесс позволяет им делать многое из того, что детям чуждо, например, вести систематизацию детских работ. Родители подписывают детские работы, собирают в папки, перебирают дома, приносят в Сад, когда все дети вместе с воспитателями решат, что пора вспомнить то, что было пережито ими в предыдущие встречи.
Есть у родителей и особое задание — участие в Спектакле, очень важном для цикла занятий, подготавливающих ребенка к восприятию собственно петербурговедческих тем. Сообщить о том, что родителям предстоит решить очень ответственную творческую задачу, нужно уже в первую встречу. В сказочной формулировке задача эта выглядит следующим образом: «пойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что». Родителям предстоит найти сюжеты, в которых, во всей красе своей несказанной, была бы запечатлена Древняя Русь. Да не простые сюжеты, а именно те, которые хотелось бы превратить в «живые картины», разыгрываемые детьми, или как-то иначе использовать в тот замечательный момент, когда грянет спектакль по Древней Руси — предшественнице того, что позднее, объединившись с Европой, стало Петербургом.
Предупреждение — не сигнал к действию, а информация, что не может не пройти через достаточно долгий период внутреннего вызревания. Главное, к чему должны привести разговоры взрослых со взрослыми о жизни подвластных им (!) детей, — воспитание уверенности в том, что…
ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НЕ ЗАХОТЯТ УЧАСТВОВАТЬ
В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ,
РЕБЕНОК, ОСТАВШИСЬ ВНЕ ДУХОВНОГО КОНТАКТА С НИМИ,
МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ДУШЕВНУЮ ТРАВМУ.
НЕ ОТСТУПАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА,
УВАЖАЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ!
РОДИТЕЛИ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ,
ПРИХОДЯЩИЕ В ДЕТСКИЙ САД ИЛИ В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ,
В ДУШЕ СВОЕЙ — ТЕ ЖЕ ДЕТИ:
ВЫ ДЛЯ НИХ, ПО-ПРЕЖНЕМУ, — АВТОРИТЕТ.
<—Глава 4 Как построить «Город-сад » дружным коллективом
Глава 6. Возрастные ограничения для строителей «Города-сада»—>