Глава 4 Как построить «Город-сад » дружным коллективом

КАК ПОСТРОИТЬ «ГОРОД-САД»
ДРУЖНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Очень сложен вопрос, как проводить занятия по ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ, то-есть ориентированные не на простой познавательный процесс, а на «ведение». Познавательный процесс дает человеку факто­логическую информацию об окружающем мире и себе самом, позволя­ет обрести определенные умения и только. «Ведение», согласно поняти­ям наших далеких предков, дает «священное знание» о тайнах Бытия, непостижимых для простого человека — лишь для посвященных. От­ступаем? Нет, если мы хотим, чтобы «город воспитывал горожан», без «ведения» не обойтись.

Не обойтись без того, чтобы в воспитательно-образовательном процессе не были задействованы и сознание детей, включая подсозна­ние; и чувства, включая интуицию; и запоминание, включая генетичес­кую память, еще не подавленную в детях многознанием. Нельзя обой­тись без того, чтобы все это — сознание, чувства, память, провоцирова­ло ребенка на размышление, поиск, постижение тайн Бытия, непости­жимых для поверхностно-воспринимающего мир человека.

«ВОСПИТАТЬ ГОРОДОМ» (ПЕТЕРБУРГОМ) МОЖНО,
ЕСЛИ «ТРУДИТЬ УМ И ДУШУ» ГОРОЖАНИНА (ПЕТЕРБУРЖЦА)
В ПОСТИЖЕНИИ
ЕГО «БЛИСТАТЕЛЬНОЙ И ТРАГИЧНОЙ» СУДЬБЫ.

В подобной учебной ситуации учитель не имеет права застав­лять ученика заучивать факты и догмы и проверять, насколько прочно он их затвердил. Это — профанация (искажение, опошление, даже оск­вернение) идеи «воспитания городом». Значит, Дидактика в воспита­тельно-образовательном процессе, ориентированном на «ведение», не может быть всевластной!

Смирись, тому, что ты пишешь, не под силу что-либо изменить, — кричит во мне чужой голос: привыкли все, и воспитательницы дош­кольных учреждений, и учительницы начальных классов, приносить себя и детей в жертву Молоху с привычным именем Дидактика. Нет- нет, думаю я, они опомнятся, непременно, опомнятся и увидят ясно, не должна Дидактика царить повсеместно. Есть цели, для осуществления которых ее использование непригодно. Есть возраст, для которого Ди­дактика губительна. И вообще…

Они увидят это, конечно, увидят: Дидактика — методика одно­значная и жесткая, как указка или линейка для битья. Каждого, ей подвластного, она заставляет учить, что велено. Каждому, ее законам верному, она позволяет легко проверить, как усвоено выученное. Из-за Дидактики отечественное образование продолжает продуцировать ко­мандно-административную систему взаимоотношений между учителем и учеником — самым главным в жизни людей двуединством.

Вряд ли кто-нибудь из учительниц, воспитательниц сознательно служит Молоху. Нет, они спрашивают друг друга — где и когда мы теряем детей? А подумав, в надежде кивают на соседей: в детском саду, в начальной школе, в средней, в старших классах. Везде теряете и постоянно — думаю я с отчаянием, — потому что дидактическая обра­зовательная система имеет весьма ограниченный круг возможностей, в который не втиснуть жизнь души. И вашей. И детской.

Возникает вопрос — если в процессе постижения сущностей Ее Величество Дидактика, скажем помягче, не всесильна, какими иными методами могут воспользоваться и воспитатели, и учителя? Ответить на такой вопрос сразу трудно. В Основной части этой книги для воспи­тателей и учителей я приведу примеры из собственного опыта обще­ния с детьми: дошкольниками, первоклассниками и второклассниками. В Заключении дам методическое обобщение, основанное на анализе своего опыта и своих последователей. Не могу не сказать сейчас о самом главном — том, что, на мой взгляд, определяет своеобразие про­ведения бесед с детьми на мировоззренческо-эстетические, градоведческие темы.

Я убеждалась не раз: провести встречу с детьми по заранее под­готовленному плану нельзя. И надеяться на то не стоит. К маленьким детям всегда нужно приходить подготовленной к беседе, но «безоруж­ной» — с открытой душой, настроенной на необходимость уловить то, что они хотят и могут увидеть-услышать здесь-сейчас.

ИМЕННО В ЭТОЙ «БЕЗОРУЖНОСТИ» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА,
ДРУЖЕСКИ ОБЩАЮЩЕГОСЯ С МАЛЕНЬКИМ РЕБЕНКОМ,
И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТОТ ГЛАВНЫЙ ИМПУЛЬС,
ЧТО, НЕПРЕМЕННО, ЗАСТАВИТ РАЗВИВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ,
СВОЙСТВЕННЫЕ САМИМ ДЕТЯМ,
А НЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ВЗРОСЛЫХ О НИХ.

Повторяю как заклинание, отражающее «злобу дня»…

«ЗАДАТКИ» -ТО, ЧЕГО ЕЩЁ НЕТ, НО МОЖЕТ БЫТЬ,
ЕСЛИ ИХ РАЗВИТЬ ИЛИ НЕ ДАТЬ ИМ ЗАГЛОХНУТЬ,
НА СМЕНУ «ДУРНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ »
В ХАОСЕ БЬЮЩЕГОСЯ НЫНЕШНЕГО ВРЕМЕНИ
ПРИДЕТ СОЗИДАТЕЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ.

Скажете, почему, непременно, созидательное, а вдруг, напротив, разрушительное? Вслушайтесь в слово за-датки: то — что дается, задается, для того чтобы со-зи-дать, всем вместе действенный ответ давать, со-участвуя в общем, созидательном, процессе. Значит…

СТРОЯ «ГОРОД-САД» в ДЕТСКОЙ И СВОЕЙ ДУШЕ,
НЕОБХОДИМО ВЫЯВЛЯТЬ ТО ЛУЧШЕЕ,
ЧТО ЕСТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ, ГОРОДЕ, ПРИРОДЕ.

«УСТАНОВКА НА ЛУЧШЕЕ» —
ПЕРВАЯ И ГЛАВНАЯ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Вопрос вопросов — откуда брать сведения о тайнах Бытия, столь необходимых для воспитательно-образовательного процесса? Отвечаю: в словах, в которых запечатлен накопленный человеческим родом опыт постижения основ Мироустройства. Для современного человечества — потомков людей, накопивщих многотысячелетний опыт «говорения», слова превратились в созвучия с общепринятым значением. Произнеся определенное созвучие, можно получить то-то, потребовать сделать еще что-то. И летают по белу свету пустые звуки, потерявшие свой глубинный, внутренний смысл.

ЛЕТЯЩЕЕ СЛОВО НУЖНО ПОЙМАТЬ —
НА ЛЕТУ ОСТАНОВИТЬ,
ВСМОТРЕТЬСЯ-ВСЛУШАТЬСЯ,
ВДУМАТЬСЯ-ВЧУВСТВОВАТЬСЯ В НЕГО
И ОТКРОЕТСЯ, НЕПРЕМЕННО ОТКРОЕТСЯ,
ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ В СЛОВЕ
ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА,
ИСКОНИ ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ПОСТИЖЕНИЕМ МИРА.

Однажды, давно это было, пытаясь о чем-то Высоком рассказать детям и не зная, как это сделать, я неожиданно для самой себя сочини­ла сказку-притчу. Не просто-сказку, в которой возможны любые вол­шебные, сверхъестественные, фантастические превращения, переме­щения, узнавания, влияния, потому что это — сказка. Я сочинила сказ­ку-притчу, то-есть перевела сущность того, что происходило, происхо­дит и должно произойти в запоминающийся, сказочный, образ. И сде­лала я это интуитивно, почувствовав в общении с детьми, что при решении стоящих передо мной задач именно такой ход единственно возможен. Сегодня, накопив достаточный опыт сочинения сказок-притч, я в их ценности уже не сомневаюсь, потому что…

Люди в возрасте «почемучек» мыслят целостно:
улавливая во всем сущность, переводя эту сущность в образы.
Они мыслят, созидая свой Мир — фантастический, яркий,
пока взрослые не остановят творческий процесс,
превратив «талантливых людей» в свои серые подобия.

Взрослые, навязывая детям законы примитивной логики,
убивают их замечательную способность мыслить целостно.

Взрослые учат детей… Чтобы узнать, каков Мир,
следуйте от простого к сложному; разделяйте живое целое на части
и соединяйте в нечто чудовищное — механистическое, суммативное целое.
Умом все разделяйте — в уме все соединяйте!
Восходите от отдельного к Всеобщему —
низвергайтесь от поверхностного к глубинному!
И… кувыркайтесь! Кувыркайтесь в безумной надежде
превратить количество в новое качество.
Логика обещает подарить вам власть над Миром!

Не надо никого убивать — плачет во мне мой жизненный опыт: пусть каждый будет тем, кто он есть по возрасту своему и кем он должен быть по роду своей деятельности.

Пусть дети мыслят целостно: в образ сущности переводя.
Пусть взрослые, желающие «говорить с ними на одном языке»,
возродят в себе эту дивную человеческую способность,
и, сочиняя сказки-притчи, введут своих питомцев в тот Мир,
что станет им понятным, а значит, и любимым.

Пусть дети фантазируют и играют, а взрослые учатся у них,
как быть детьми или «талантливыми людьми».
На счастье и вам пригодятся вытекающие из этого выводы…

ДИДАКТИКА ДЛЯ ПОСТИЖЕНИЯ СУЩНОСТЕЙ НЕПРИЕМЛЕМА,
ОСОБЕННО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ,
ДА ЕЩЕ СОВСЕМ МАЛЕНЬКИМИ.

ДЛЯ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СУЩНОСТЬ ПОСТИЖИМА
В ИГРЕ И В СОЧИНЕНИИ СКАЗОК-ПРИТЧ.
ХОТИТЕ «ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ НА ОБЩЕМ ЯЗЫКЕ —
УЧИТЕСЬ МЫСЛИТЬ ОБРАЗНО.
ДЕТСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБРАЗАХ НЕНАСТЫНА.
ДЕТСКАЯ СПОСОБНОСТЬ ТВОРИТЬ ОБРАЗЫ НЕИСЧЕРПАЕМА,
ТО И ДРУГОЕ ДЕРЖИТСЯ НА ВООБРАЖЕНИИ,
ЩЕДРО ОТПУЩЕННОМ ДЕТЯМ ПРИРОДОЙ.

ВООБРАЖЕНИЕ — УМЕНИЕ ВХОДИТЬ В ОБРАЗ
И ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ В ЭТОМ ФАНТАСТИЧЕСКОМ МИРЕ
СВОБОДНО, ЕСТЕСТВЕННО, «ВЗАПРАВДУ».

Немало тех, кто считает, что нужно бороться со склонностью детей к фантазиям: выдумкам неправдоподобным, неосуществимым, порождающим мечтательность, отвлеченную от реальности. Конечно, необходимо «снимать фантастические покровы» с измышлений взрос­лых, открывая прячущуюся под ними пустоту и ложь. Развенчивать фантазии детей очень опасно, потому что детские фантазии носят твор­ческий характер.

Дети с помощью воображения творят СВОЙ МИР, определяя в этом мире себя, СВОЙ ОБРАЗ — и чувствований, и мышления, и поведе­ния. Так они ищут СВОЙ ПУТЬ В ЖИЗНИ, преодолевая то, что им не по душе, и достигая то, что для них ценно. Так они пытаются жить по собственной инициативе, воле, ответственности, желанию…

ДЕТСКАЯ ФАНТАЗИЯ НАПРАВЛЕНА В БУДУЩЕЕ.
В НЕЙ СКОНЦЕНТРИРОВАНА ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА.
С ТАКОЮ СИЛОЙ НЕЛЬЗЯ БОРОТЬСЯ,
ЕЁ ЛЕЛЕЯТЬ НЕОБХОДИМО,
ЧТОБЫ С ЕЕ ПОМОЩЬЮ ДЕТИ СМОГЛИ ОСУЩЕСТВИТЬ
ПРОРЫВ В СОЗНАНИЕ,
СТОЛЬ ЖЕ ВЫСОКО РАЗВИТОЕ.

Обычно, в школьных учебных программах и, особенно, в про­граммах Домов творчества юных «приоритетным направлением» худо­жественно-образовательных, творческих, циклов становится получение практических навыков. Преподаватели, которыми часто оказываются приглашенные профессионалы, учат детей мастерству — рисунку, жи­вописи, лепке, макетированию, даже проектированию. В предлагаемой Программе «взросления вместе с городом» представление о «приорите­тах» не может не быть несколько иным…

ГЛАВНОЕ В ВОСПИТАНИИ-ОБРАЗОВАНИИ РЕБЕНКА —
РАЗВИТЬ (НЕ ЗАГЛУШИТЬ) ЕГО СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ
И ЖЕЛАНИЕ ТВОРИТЬ КРАСОТУ.

Это достижимо с помощью четкого соотнесения теоретических знаний с художественной практикой. Чтобы увязать подобную теорию с подобной практикой, необходимо действовать согласно Петербургс­кой просветительской концепции XVIII века, основных положений ко­торой я настоятельно советую придерживаться учителям петербурго- ведам. Так, непременными составляющими занятий с детьми следует сделать «науки», в рассматриваемом случае дающие знания градовед- ческого характера, и «художества», направленные на художественно- эстетическое воспитание ребенка. Присутствие второй составляющей в Петербурговедческом курсе совершенно необходимо еще и потому, что без подобных занятий остается невостребованным главный воспи­тательный потенциал уникального по красоте города. И однако: это — не все. Воспитание требует самостоятельной работы души — пережи­ваний, созерцаний, вообщем, постижений глубинной сути внешне ви­димого. В постижениях значим лишь собственный опыт, значит, полу­ченные впечатления необходимо переводить в зримый образ.

Соответственно, на Первой ступени «взросления вместе с горо­дом» роль художественной практики не должна сводиться к обучению ребенка какому-нибудь мастерству. Здесь художественно-практическое занятие должно решать общую воспитательно-образовательную зада­чу, но в своей сфере действия — постижения тайн живописных, пости­жения тайн архитектурно-композиционных. Здесь учитель, цель кото­рого получить нравственно-означенный результат, может быть и про­фессионалом в сфере искусств, и педагогом, имеющим художественное образование, лишь бы он был учителем. Вывод…

Первая воспитательно-образовательная ступень должна
состоять из некоторого количества БЛОКОВ ЗАНЯТИЙ,
определенных общей целью :
— мировоззренческо-эстетического содержания;
— градоведческого, предваряющего Петербурговедение;
— художественно-практических занятий, предваряющих
освоение города как художественной системы.

Продолжительность различных занятий в блоке — различная. Для детей 5-6 лет лучше всего, как советует педагогика, длительность бесед делать равной 20 минутам, художественно-практических заня­тий, требующих обустройства и длительного вхождения в творческий процесс, — 40 минутам. Между занятиями — перемены в 5-10 минут. Значит, общая продолжительность блоков занятий — полтора часа. В адап­тации к условиям Начальной школы — два урока.

Последний вопрос, на который мне хотелось бы дать ответ зара­нее, — как систематизировать опыт постижений. Со знаниями все ясно: записать в тетради, не умеешь писать — выучи наизусть. А если слуша­тели — дошколята, в этом случае что делать? Я использую не таблич­ную, не строго временную и не отчетную, а свободную систематизацию опыта постижений. Например, собираем в папку рисунки, акварели, ком­позиции — перебираем, вдруг ожило то, что не потеряло своей ценнос­ти и сегодня.

Я приучаю своих детей во время экскурсий делать наброски с «натуры» (скульптуры, зданий, пейзажа). Чтобы фиксация впечатле­ний в карандашных набросках стала привычкой, я прошу детей завести блокнот для зарисовок и мягкий карандаш. Очень удобно то и другое связать длинным шнуром и повесить ребенку на шею. Шагаем по аллее Летнего сада, увидели «объект», достойный внимания, например — сову у ног богини Минервы, запечатлели.

Работы, в которых закрепляется содержание бесед, особенно рисунки и живопись, не следует, на мой взгляд, ни терять, ни заби­рать. Лучше всего работы подписывать, ставить на листах даты, скла­дывать в личные папки и приносить, когда все вместе решат, что пора устроить выставку и вспомнить то, что было пережито в предыдущие встречи.

Очень действенна еще одна форма систематизации. И в Детском саду, и в Начальной школе есть «кабинеты Петербурговедения», так чаще всего называются комнаты для подобных занятий. Хорошо, если в них будут оставаться и выставляться на общее обозрение «меты этап­ных постижений» или планшеты с цветными аппликациями на них, в которых запечатлены самые главные воспоминания о том, что происхо­дило с детьми в течении учебного года.

И еще. Я заметила, дети, в рассказах учителей, либо очень «хо­рошие», либо очень «тяжелые». Серединок обычно не бывает. Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что учителя не занимаются анали­зом того, что у них получается. Советую вам, записывайте на дикто­фон беседы с детьми, чтобы, по завершению занятий, оценить свои и детские реакции. Гораздо интереснее и успешнее пойдет дело, если учиться будут все — и взрослые, и дети.

У подобного анализа есть и очень приятный результат — тот материал, что собирается. Из ответов и фантазий детей каждый воспи­татель может составить интереснейшие тома, подарив радость прият­нейших воспоминаний и себе, и своим воспитанникам, наделенным одним «печальным» свойством — они вырастают и, наконец-то, стано­вятся взрослыми.

 

<—Глава 3 Что за ценности мы постигаем, строя «Город-сад»

Глава 5  Как вовлечь родителей в строительство «Города-сада»—>