АДАПТАЦИЯ ВСТРЕЧИ-ЗНАКОМСТВА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проводя встречу-знакомство с первоклассниками, я сохраняю все — тему, цель и средства, свойственные первому занятию с дошкольниками. Даже все игровые моменты сохраняю. Различия главные — в глубине истолкований происходящего. Различия второстепенные — в некоторых изменениях в режиссуре. Общая режиссура занятия-знакомства по-прежнему трехчастна: установочные игры, кульминационно-театрализованное действо, игровое закрепление (вместо рисования «автопортрета»). Все части сведены в один урок в 45 минут.
В первой части занятия установки идут в следующем порядке:
- УСТАНОВКА НА ПОСТИЖЕНИЕ ВНУТРЕННИХ СМЫСЛОВ, СКРЫТЫХ ВО ВНЕШНЕ ВИДИМОМ И В СЛОВЕ (Всеобщее «здравствуйте»);
- УСТАНОВКА НА САМООТОЖДЕСТВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ С ТЕМ, О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ («театр всерьез», где играются все роли — от ежиков до архитектурной вертикали);
- — УСТАНОВКА НА ДОЛЖНОЕ В СЕБЕ САМОМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ (погружение в смыслы имен);
- — УСТАНОВКА НА ДРУЖЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ГЛАВНУЮ ФОРМУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНТАКТОВ (рассказ о «самом-самом»).
В рассказе о встрече с дошкольниками вторую установку я не выделяла, потому что для малышей естественней «театр всерьез», подобный им предложенному. Маленькие дети могут превратиться в кого- угодно, встретиться с кем-угодно, могут даже «летать наяву». По мере взросления детей прием постижения сущностей, исключительный по первобытной силе своей, несправедливо забивается элементарно-однозначным запоминанием знаний. Чтобы убедить взрослых в том, что уничтожение природного дара недопустимо, в рассказе о работе с учениками Начальной школы я буду выделять действа, требующие само- отождествления, что позднее должно превратиться в развернутые спектакли.
Причина композиционной перестройки первой части занятия — изменение условий общения. Действительно, когда дисциплинарный режим работы в школе становится для первоклассников реальностью, нельзя возвращать их к мягкой текучести занятий в Детском саду. Кроме того, дети приходят с переменки возбужденными, сразу же погрузить их в тишину нельзя — очень резкий переход непозволителен. Я предпочитаю «аранжировать шум», превращая его в радость, улетающую в Небо и не простую…
В произнесении «всеобщего здравствуйте» отрабатывается «ритуал», что позволяет запечатлеть в сознании детей особость нового «предмета» в школьной программе. Его нередко называют кружком по Петербурговедению или относят к категории дополнительных — факультативных, занятий. С попытками обособить Петербурговедение в Начальной школе стоит только согласиться.
И все же, для первоклассника самое главное во «всеобщем здравствуйте» заключается в другом — в ощущении смысла одного из наиболее замечательных в истории человеческого рода слов. Эту часть беседы я развиваю, насколько позволяет время, отведенное для проведения первой части урока.
Я спрашиваю: как вы думаете, дети, какой смысл заключен в слове «здравствуйте»? Ответы разнообразны — пожелание Здоровья, Счастья, Радости, Добра, Веселья, Жизни, Света… Проверьте и убедитесь — генетическая память детей хранит категориальный аппарат, в котором человечество описывает законы Мироустройства.
Вы знаете, дети, — продолжаю я свой рассказ: слово это — особенное. Слышите, сколь энергично его звучание: «ЗДРав», как ВЗРыв, а потом… будто сил истечение из эпицентра — «ствуйте-е-е». Так и должно быть, потому что слово это “ древнейшее заклинание, утверждающее, что люди должны…
ЗДРАВСТВОВАТЬ — ЖИТЬ В ЗДОРОВЬЕ, ЖИТЬ В РАДОСТИ,
БУДТО ЦАРСТВОВАТЬ.
Мы произносим пожелание и над школой поднимается облачко Света. Оно посильнее, чем над Детским садом, а значит, и улетает подальше, пробивая Темноту. В дальнейшем, дети ждут этого действа, торжественно проходят через процедуру настройки и радостно произносят «всеобщее здравствуйте». Я их понимаю: в жизни должны быть ритуалы, что с непреложным постоянством утверждают неизменные ценности.
Более развернут и содержателен разговор с первоклассниками об именах. Начинаю его я сама — со своего имени и отчества.
- Меня зовут Галиной Сергеевной. Я все знаю о своем имени и очень радуюсь, что меня так назвали. «Галя» — «Гала-тея». То — имя обожествленной стихии морской или нимфы, что всегда спокойна: ясна, чиста, прозрачна и неуловима, так как, что ни говори, нет ничего более переменчивого, чем море. «Сергей» на языке древних викингов обозначает того воина, который не сворачивает со своего пути, всегда идет прямо — к цели. Как велит мое имя, я иду спокойно по своему жизненному пути, преодолевая трудности.
- Среди вас есть Галины и Сергеи? А какие имена среди вас встречаются чаще всего? Все, кого зовут так-то (класс почти втрое больше подгруппы, необходимо кого-то выделить), выходите вперед. Оставшиеся на месте посмотрите на них с уважением: носить такое имя — большая ответственность, вдруг не совпадет смысл имени с тем, каков на самом деле тот человек, который это имя носит.
- Раньше, чтобы избежать несовпадений, человеку давали имя в зависимости от дня его рождения. Мне выбрали имя именно так. Есть в этом что-то очень правильное, жизненным опытом человеческого рода определенное: момент прихода человека в Мир определяет его дальнейшую жизнь. Если согласны, встаньте еще раз и мы все вместе произнесем очень важное заключение…
ИМЯ ЧЕЛОВЕКА — НЕ ПРОСТОЙ ЗВУК.
ИМЯ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.Просьба рассказать о себе что-нибудь замечательное — очень точный психологический тест, многое во внутреннем мире человека раскрывающий, если человек этот захочет впустить вас в свой мир. Обычно, дети 7 лет еще сохраняют доверительную открытость малышей. Более того, те, кому не хватает общения по душам, такой вопрос воспринимают как прорыв в желаемое, вызывающий неиссякающий поток откровений.
Первоклассники 233 школы Красногвардейского района, в которой я веду эксперимент, о поездках за рубеж не вспоминали. Они делились живыми впечатлениями от встреч с животным миром и всякими чудесами. Сколько их — замечательных воспоминаний, мне пришлось услышать. Например…
— Я видел семейство медведей — папа, мама и маленький сынок
(ух ты, какое самоотождествление, изумитесь!).
— А я — медвежьи следы (познакомьтесь, реалист-рационалист!).
— Две белки у меня на глазах перелетели с дерева на дерево
(сколь сильны эстетические задатки, восхититесь!).
— Я видел, как еж переводил своих детенышей через дорогу
(что за добрый человек появился на Земле, порадуйтесь!).
— Лиса бежала впереди, потом оглянулась и посмотрела мне прямо-прямо в глаза
(поразитесь, такая душевная тонкость встречается не часто, ведь поймать
подобный взгляд — то же самое, что «заглянуть в душу» Непостижимому!),
— Я видел звезды, падающие с Неба; если успеешь загадать желание, оно сбудется
(согласитесь, пока романтики не переведутся, будет во Вселенной безмерно-безбрежной
светиться- кружиться Земля).
— Однажды я видел «летающую тарелку», она летела низко-низко, и «барабашка»
по ночам в моей комнате постоянно возится (все видят-слышат, я тоже такое могу
разглядеть — знакомая хитрость, свойственная не только маленьким детям)…В любом случае, фантазировали дети или говорили правду, выдавали желаемое за действительное или нет, подобные рассказы — блистательная возможность понаблюдать, как изменяется содержание их внутреннего мира. Можно сказать, опираясь на достаточные основания…
ПЕРВОКЛАССНИКИ УЖЕ ОСВОИЛИ
СВОЕ «БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ».ОНИ ГОТОВЯТСЯ ВЫЙТИ В БОЛЕЕ ШИРОКИЙ МИР,
А ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ СПЕШИТ ИМ НА ПОМОЩЬ,
ПОДСКАЗЫВАЯ,
ЧТО ЛЮДИ НЕРАЗДЕЛЬНЫ С ПРИРОДОЙ:
НЕБОМ, ЗЕМЛЕЙ, ЖИВОТНЫМ МИРОМ.Самое удивительное во всем этом то, что…
ЧУВСТВО НЕРАЗДЕЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ
УДЕРЖИВАЕТ ПАМЯТЬ СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
ИЗ МНОГОМИЛЛИОННОГО ГОРОДА,
В КОТОРОМ, КАЗАЛОСЬ БЫ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОРВАНЫ
ВСЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ.Тем печальнее зазвучали признания нескольких человек из сложного класса, в котором есть дети с невротическими проявлениями и просто невоспитанные. Эти несколько человек признались, что самое- самое замечательное в их жизни заключается в том, что их очень любит папы и мамы и бабушки тоже. Скажете, ах, как хорошо? Может быть, но мне показалось, что какой-то грустью тайной повеяло от детских признаний. Еще и потому, что говорили об «исключительной любви» дети «невыговоренные», которых, задав даже самый простой — не требующий долгих дискуссий вопрос, трудно остановить.
Вот так, в сравнении со своими одноклассниками, эти дети заторможены в развитии: они еще не обжились — не освоились в предыдущих Пространствах, а уже грядет школьный взрыв пространственных границ. Почему так получилось? Потому что дома им не хватает тепла душевного общения? Или Садик, где они проводили предшествующие годы, был недостаточно Детским? А что случится, если и в школе не достанет тепла душевного общения на долю их разнесчастную? Они превратятся в «упущенных» детей — духовно покалеченных и за травму мстящих? Эх, мы — взрослые: беспечно-равнодушные к Будущему люди.
Чтобы я не отступила, убоявшись трудностей, дополню свой рассказ о сложном классе еще одним первоначальным наблюдением — очень трогательным: класс этот не умеет слаженно работать, грозит стать неуправляемым по воле невротиков и вдруг… дает удивительно тонкий, в сравнении с другими, разброс собственных мнений, впечатлений, прорывающихся ярких образов. Эх, мы — взрослые: беспечно равнодушные и к Будущему, и к Настоящему люди.
Мое предложение рассказать сказку первоклассники встретили мечтательным вздохом, закрыли глаза, чтобы погрузиться во внутреннюю тишину, где слышен голос своей собственной души, и… Школьный вариант кульминационного действа — театрализованного представления сказки-притчи о ежике, решившемся идти по пути «Преодоления Неведения», ничем не отличается от дошкольного. Ожидаемый результат — тот же: постижение тайны, благодаря знанию которой наш город будет всегда красивым, а мы — дети города или горожане, будем счастливыми.
Представление о «ведении» плавало в безвоздушном пространстве, не сцепляясь ни с чем, ранее известным детям. Я не торопилась давать пояснения и вдруг… Поймав раздумчивый взгляд, неожиданно для самой себя спросила: скажите, пожалуйста, дети, чтобы вступить на путь «Преодоления Неведения», нужно выходить из дома? Не нужно — сказала девочка по имени Мария, в душе которой живет многообещающе богатое воображение.
Наибольшее потрясение от «полета над Невой» испытал сложный класс: дети сначала онемели, потом загалдели, поднявшись над партами, потом огорчились, что все так быстро закончилось. Чтобы продолжиться в следующий раз — успокаивала я класс, но не всех возбудившихся от эмоциональных переживаний смогла успокоить. Дети встали в два круга, чтобы в движении повторить пройденное. Несколько мальчишек принялись валтузить друг друга. Остальные этого не замечали — адаптировались, смирившись с незащищенностью коллектива от мелкого хулиганства одиночек. Я думаю, урок состоялся и для тех, кто по-своему снимал напряжение, и для тех, кому нужна была моя поддержка. Дети хлопали в ладоши и скандировали, повторяя за мной слова, в которых, как мне кажется, запечатлено главное из всего того, что произошло на первой встрече-знакомстве…
Хорошо здра-а-авствовать —
Жить в радости,
Жить в здоровье,
Будто ца-а-арствовать!Кому хорошо?
Мне? Тебе?
Всем нам —
Разным по именам,
Что одним путем идут,
Куда звезды их зовут И города…
Хорошо?
Да-а-а…Задание на дом первоклассникам то же,
что и дошкольникам…Прочесть введение (стр. 2-3) к «Урокам Эстетики для ежиков», раскрасить титул книжки и рисунки на прочитанных страницах, чтобы ощутить себя «соавторами» этих «Уроков».
Дошкольникам, еще не способным на равную с первоклассниками глубину постижения, достаточно одного блока вводных занятий. Первоклассников не стоит в самом начале пути слишком быстро вести вперед: кое-что из того, что было в первую встречу, я воспроизвожу в изменившихся условиях; самое главное из того, что не могло прозвучать в первую встречу достаточно действенно, развиваю. Называется все в целом так…