Глава 6 Постановка проблемы

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

И вы, наверное, видели отчужденно-унылое выражение, появля­ющееся на лицах мучеников-малышей, приводимых взрослыми на экс­курсию. Причину уныния понять не трудно: экскурсионное обслужива­ние имеет дело с одноразовыми, безвозрастными, бесполо-безликими посетителями, которым нужно сообщить об экскурсионном объекте все-все-все, чтобы не возникло подозрения, что посетителям этим что- то «не додала» их обслуживающая экскурсионная фирма.

Традиционно-познавательные, «взрослые», экскурсии для малы­шей утомительны по продолжительности, скучны по содержанию, мер­твы по форме. Значит, экскурсии, предназначенные для детей, нужно сделать иными. Какими? Менее продолжительными? Не столь забиты­ми информацией? Превращенными в сказку, в игру? Не только.

Экскурсионное обслуживание сегодня «поворачивается лицом к детям», накапливая «позитивный опыт работы со всеми детскими воз­растами». Я приветствую это начинание, но знаю, правил проведения экскурсий для детей, руководствоваться которыми требует многолет­нее «взросление вместе с городом», оно не будет придерживаться ни­когда, потому что всегда будет иметь дело с детской группой, вырван­ной из воспитательно-образовательного процесса ориентацией на про­слушивание специальных тем. Для учеников Средней, особенно, Стар­шей школы такие вторжения могут быть желательным дополнением, для малышей — опасным. Имея дело с малышами, дорогие воспитатели и учителя начальных классов, самое желательное, если вы будете «сами с усами» — знающими, о чем и как нужно рассказать детям, вступив­шим на долгий путь познаний-постижений.

И, наконец, выдвигаю наиглавнейший аргумент в пользу экскур­сий, устраиваемых своими силами, без «варягов», званых во спасение, приходивших на погибель. В учебном процессе действует закон, испол­нение которого обязательно. Внешне закон выглядит проще самого простого правила: ЦЕЛОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЦЕЛЫМ. Значит, в принци­пе, любое вторжение извне облегчает жизнь воспитателю, учителю, для учебного процесса оно нежелательно. Вторжение может нарушить пос­ледовательность изложения учебного материала, сбить ритм, переста­вить акценты. Мир малышей требует устойчивости как все, что отлича­ется чрезвычайно активной внутренней работой.

В любом случае, вывести в город малышей в первый раз нельзя
доверять никому, потому что ПЕРВЫЙ ВЫХОД В ГОРОД —
очень ответственный момент в их жизни.

Чтобы ощутить важность этого момента, представьте себе, что вы ничего не знаете о городе. Совсем ничего! Ваш мир ограничен До­мом, Садом и двором между ними. Вполне возможно, что вас уже бра­ли с собой куда-то родители и вы, сидя у мамы на коленях, разглядыва­ли картинки за окнами. И однако, это — еще не выход, что наступает, когда вам предстоит осваивать город, как тот новый мир, что должен стать лично вашим. Неумело организованный ПЕРВЫЙ ВЫХОД В ГО­РОД может немало дурного в жизнь ребенка привнести…

Город может ПОДАВИТЬ РЕБЕНКА, вызвав болевой шок
столь сильный, что бесконечный ряд попыток к сближению,
так и не сняв негативных реакций, завершится склонностью
к разрушению — МСТИТЕЛЬНОМУ ВАНДАЛИЗМУ.

Город может не произвести на ребенка никакого впечатления
и последующие попытки вызвать эмоциональный контакт ничего
не изменят в отношениях между ними: человек навсегда
останется ЧУЖИМ СРЕДИ СВОИХ.

Не менее опасно ФАМИЛЬЯРНОЕ ОТНОШЕНИЕ к имперской столице,
что не преминет унизить и прелюдно.

Не менее опасна СЛЕПАЯ ЛЮБОВЬ — преклонение,
что заставляет человека гоняться за призраками прошлого,
так и не найдя себе достойного места в настоящем.

А всего-то — ПЕРВЫЙ ВЫХОД В ГОРОД…

Спрашиваю слушательниц моих курсов — воспитателей дошколь­ных учреждений, учителей начальных классов: как вы знакомите детей с Городом? Спрашиваю и спрашиваю, несмотря на то, что ответы их (ох, как хорошо) давно известны мне…

«Каждую осень заказываем автобусы с экскурсионным обслужи­ванием и проводим обзорные экскурсии по Городу», — отвечают одни. Другие возражают: «Нет, автобусные экскурсии для детей тяжелы: многих укачивает. Мы своих детей водим в «Петропавловку». Всех. В обязательном порядке».

Остановитесь, не заказывайте ничего, — кричу я, иногда вслух, — автобусные экскурсии тяжелы для детей не только потому, что их укачивает. Из окна автобуса может разглядеть Город лишь тот, кто хорошо его знает. Для остальных благое намерение показать все и сразу, в лучшем случае, закончится «кашей в голове», в худшем — вечным отвращением к любому знакомству с любым Городом, зданием, музеем. Повторяю то, о чем я уже говорила…

Целое не постичь, следуя от простого к сложному.
Сумма частей (зданий, улиц, площадей) дает конгломерат —
механическое соединение разнородных объектов.
Для детей это — чуждая форма мышления, потому что дети,
как первобытные люди, создающие мифы, мыслят образами.

Остановитесь — кричу я своим слушательницам, иногда вслух, — к Петербургу нельзя обращаться по-свойски: фамильярность оскорби­тельна для имперской столицы. К тому же, «Петропавловка» освящена именами Святых апостолов Петра и Павла: не уважать подобного акта, что лишить Город его возвышающего смысла.

И потом, почему вы считаете, что для первого знакомства более всего подходит крепость? Объект, первый по времени рождения, не всегда отражает сущность целого. К тому же, с Петропавловской кре­пости никогда не стреляли по врагу, она сразу же стала тюрьмой — «каменным мешком», в беззвучно-глухой темноте и сырости которого томились «государственные преступники», вина коих заключалась в том, что Отечество для них было дороже собственной жизни. Все чита­ли об этом и много раз, но превратили страшное обстоятельство в жизни Города в «пустой факт». Превратили и не видят, что в центре «Парадиза на Неве» расположена тюрьма или, точнее, «черная дыра», долгие годы пожиравшая то лучшее, что производила Новая Россия.

Скажете, «Петропавловская фортеция» стала тюрьмой, чтобы, изменив функциональное назначение, продлить срок своего физичес­кого существования? Верно. Изменив исходное, историческое, назна­чение на противоположное, «фортеция» стала «оборотнем»: ей бы за­щищать горожан-россиян от «внешних врагов», а она начала бороться с «внутренними врагами». Незаметное преображение? Только для тех, кто не различает глубинных смыслов.

К тому же, фортификационное сооружение с бастионами, курти­нами, равелинами, валгангами, аппарелями — воплощенный в архитек­туре образ Войны, ясно различимый для детей, в которых еще живо воображение. Вы не видите обреченный полет пушечных ядер по сви­стящей над Невой траектории? Люди с живым воображением могут и увидеть. Вы не слышите оглушительно-ослепительный взрыв? Люди с живым воображением могут и услышать и понять, нет, не умом — сердцем: то — Смерть пожирает жизни людей, потому что они — ничто, не более чем «пушечное мясо». Этого не было в жизни Петербурга? Другое назначение — не лучше…

Впечатление, возникающее при первом знакомстве, — самое силь­ное. Вы хотите, чтобы, увидев свой Город таким, дети полюбили его? Может быть, они и полюбят его, но слепо, заглушив естественное для человека неприятие войны, смерти, насилия и бесправия. А может быть, вы хотите, чтобы, ничего во всем этом не поняв, детская душа спряталась и, несмотря на обязательно-заказные экскурсии без счету, никогда бы в ней не возникло чувство любви к месту своего рождения, первичное для духовной жизни человека?

Не обижайтесь на меня за резкость. Откровенность необходима для того, чтобы защитить свое сознание от воздействия стереотипов, губительных для живого дела, обращенного к живым людям и не про­стым, а лишь начинающим жить. В данном случае есть против чего бороться, есть за что постоять…

ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ ПРИ ПЕРВОМ ЗНАКОМСТВЕ,
СПОСОБНО ОПРЕДЕЛИТЬ ВСЕ:

УРОВЕНЬ, ФОРМУ, СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ
ДАЛЬНЕЙШИХ ОТНОШЕНИЙ ПЕТЕРБУРГА И ПЕТЕРБУРЖЦЕВ.

То обстоятельство, что Петербург красив, не имеет решающего значения, потому что…

УМЕНИЕ СОЗЕРЦАТЬ КРАСОТУ,
ДАРЯ ДУШЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ,
— ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО: ЕМУ НЕОБХОДИМО УЧИТЬСЯ,
КАК ЛИТЕРАТУРНОМУ ЯЗЫКУ И МАТЕМАТИКЕ.

«Очень сложно понять, какое впечатление должно возникнуть первым, и что делать, чтобы это впечатление, действительно, возник­ло, ведь взрослые — не дети?» Вот именно, «взрослые — не дети», — радуюсь я высказанному сомнению, как возможности поделиться с мо­ими слушательницами самым сокровенным. Общаясь с детьми, я, преж­де всего, стараюсь преодолеть в себе себя — взрослого человека, на­бравшего долгий-долгий жизненный опыт. Не спешу что-то сказать де­тям и, тем более, что-то сделать. Прислушиваюсь к себе, улавливая внутреннее сопротивление общепринятому, общераспространенному суж­дению, что накапливается годами назиданий, навязываний чужого и чуждого. Прислушиваюсь-приглядываюсь к голосам и взглядам детей, пытаясь проникнуться их настроениями — тем неуловимым, что так легко потерять, даже не заметив пропажи. И,.. пусть ненадолго, меня­юсь с детьми ролями, ибо нельзя быть ведущим, не испытав, что чув­ствует ведомый.

Вспомните, пожалуйста, свои детские ощущения и согласитесь: маленькие дети не хотят знакомиться с памятниками культуры (архи­тектурой, скульптурой, событиями), они хотят играть. Это — их  Вели­кое право и утрачиваемая впоследствии гениальная способность, пото­му что в игре дети познают сущность Бытия.

Вспомните, пожалуйста, свои детские ощущения и согласитесь: маленькие дети не хотят что-то «посещать», они хотят гулять. Нет, не в «каменных джунглях», даже не в золотых анфиладах чопорных двор­цов Российских императоров и вельмож. Они хотят гулять в лесу, в парке, в саду, даже там, где из асфальта торчит такой же, как они, маленький росток с зелеными листьями, потому что между детьми и Природой еще не расторгнуты исконно свойственные человеку взаимо­связи. Вывод…

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ПЕТЕРБУРГОМ СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ С
«ПУТЕШЕСТВИЯ В ПРИРОДУ».

Хотите возмутиться?.. Нет «природы» в Петербурге! Здесь воз­дух пропитан выхлопными газами непрерывных потоков машин! Здесь по проспектам маршируют толпы людей, на всех за все сердитых! Это же не город — это же сущий Ад!!!

«Природа» в Петербурге есть. Она прячется в истоках,
с которых начинается любой город, — отвечаю я тем,
кто забыл, что все на белом свете имеет СВОИ ИСТОКИ.

Если знакомство начнется, как должно, город станет силой,
что заставит человека идти путем «Преодоления Неведения»
всю жизнь, по собственной воле, по «зову своей души».

По пути «Преодоления Неведомого» трудно брести в одиночку.
Случайные попутчики — тоже невелика подмога. Лучше всего,
если на таком пути давнишние друзья всегда рядом:
со «Ступени» на «Ступень», пока не будет пройден весь путь.

На Первой ступени «взросления вместе с городом»
для ведомых нежелательна смена тех, кто ведет их вперед.
И, напротив, очень желательно, если вместе с детьми
пойдут по такому пути учителя и родители…

ЕСЛИ ДЕТИ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ В ГОРОДЕ «ЧУЖАКАМИ»,
ЗНАЙТЕ:
ОН ОБРУШИЛСЯ НА НИХ СРАЗУ, БЕЗ ПОДГОТОВКИ,
И ОСТАЛСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СОЗНАНИЯ,
ЗАЩИЩАЮЩЕГО МАЛЫШЕЙ ОТ ХАОСА.

ЧТОБЫ ГОРОД СТАЛ БЛИЗОК ДЕТЯМ,
ОНИ ДОЛЖНЫ ПЕРЕЖИТЬ ЕГО РОЖДЕНИЕ,
ПОГРУЗИВШИСЬ В ВОСПОМИНАНИЕ ТОГО,

КОГДА НЕ БЫЛО НИЧЕГО.

 

<—Глава 5 Адаптация мировоззренческого зачина применительно к начальной школе

Глава 7 Экскурсия: Остров «Заячий» в Петербурге есть