Второй раз Ганс Гольбейн Младший прибыл в Лондон в 1530 году, чтобы оставаться там в течение 13 лет — до 1543 года, в который в Лондоне грянет эпидемия чумы и отдаст Смерти и его жизнь.
В течение этих 13 лет он напишет 150 портретов, работая неустанно, безудержно, заведя мастерскую с множеством художников-помощников. Он будет изнурять себя работой будто затем, чтобы не видеть того, что происходит в тех общественных кругах, куда он допущен. Так при нем был казнен
Томас Мор в этот приезд Гольбейна в Лондон находится в опале. Повод — развод короля Генриха VIII с его первой супругой Екатериной Арагонской. Лорд-канцлер Томас Мор — глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права человек — твёрдо стоит на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа.
В 1534 году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», включавший в себя присягу, которую обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу отказывался признавать любую власть, кроме власти королей из династии Тюдоров, а также соглашался считать законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн. Томас Мор был приведён к присяге, но отказался произнести её.
Путь Томаса Мора определен: только в Тауэр.
В Тауэр! Только в Тауэр…
17 апреля 1535 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен.
Кромвель охотно покровительствовал людям искусства.
Гольбейн долгое время жил в его доме.
Чтобы завязать сношения с немецкими протестантами, Кромвель убедил короля жениться на Анне Клевской — сестре немецкого герцога. Ход был умным, но невеста не понравилась королю. Герцогу Томасу Норфолку и епископу Стивену Гардинеру удалось убедить подозрительного короля в неблагонадежности его самого верного министра.
Кромвель был арестован во время заседания Тайного Совета по обвинению в в государственной измене и ереси. Арест был безобразным. Члены Совета с кулаками набросились на безоружного министра, Норфолк и Гардинер срывали с него ордена, пожалованные за службу Англии.
В Тауэре Кромвель провел около полутора месяцев. В разорванной одежде, со следами побоев на лице его доставили туда на барке через Ворота Изменников. Начались бесконечные допросы. Причем, ответы арестованного никого не интересовали. Следователи исполняли волю короля — еще недавно всесильный министр должен быть казнен. Чтобы заставить Кромвеля оговорить себя, прибегли даже к пытке. Он не признал своей вины.
Организаторы казни пригласили юного неопытного палача. Он даже не сообразил убрать с шеи длинные волосы осужденного. Они попали под лезвие топора, и палач лишь нанес Кромвелю глубокую рану. Понадобилось еще два удара, чтобы закончить это жестокое дело.
Так как Томас Мор был в опале, Гольбейн в свой второй приезд будет жить в доме другого покровителя искусств — Томаса Кромвеля. Однако жизненный путь следующего главного советника короля тоже окажется недолгим. Все как-то вдруг пошатнется и опять из-за брачных — буквально маниакальных — поисков короля.
Гольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза. В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. Теперь лучшие музеи мира украшают великолепные портреты кисти художника.
«…Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Изображение молодого дельца, представленного в обстановке своей лондонской конторы, выполнено с подлинным блеском. В полную силу развернулось здесь огромное живописное дарование художника; Гольбейн показал себя одним из блестящих колористов своей эпохи. Портрет строится на звучных сочетаниях зеленого, черного, розового и желтоватых оттенков, составляющих между собой прекрасный аккорд. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей».
В Лондоне — кипящем котле черных интриг и красной льющейся крови — искусство Гольбейна поднимается на недостижимую высоту. Ему подвластны все составляющие портретной живописи: от передачи душевного состояния портретируемого до потрясающей материальности изысканных тканей, кружев и драгоценностей.
Круг его деятельности замкнут:
портреты, портреты, портреты…
«Портрет Моретта» – одно из наиболее выдающихся произведений зрелого стиля Гольбейна. Художник подчеркивает высокое социальное положение человека, облачая его в пышное одеяние из мехов и бархата, помещая на фоне нарядной драпировки. С замечательным мастерством написано сильное лицо сиера Моретта, его руки, перчатки, все детали костюма. Тонко обыграно колористическое сопоставление темно-зеленого фона с черным костюмом, сквозь прорези рукавов которого выступает ослепительно белый цвет рубашки»…
Я видела этот портрет в Дрезденской галерее. По силе впечатление сопоставимо с «Сикстинской мадонной» Рафаэля…
Мадонна, знающая о предстоящем ее сыну,
нисходит к зрителю Светом Веры в будущее спасение.
Гольбейном созданный образ — вулкан страстей,
сдерживаемых холодным высокомерием.
Значит, Гольбейн не оживил в своей душе «Мертвого Христа«,
думаю я, глядя на эту картину. По прошествии пяти лет
пребывания в Лондоне Гольбейн по-прежнему один —
один под черным, пустым небом….
И этот портрет относится к лучшим произведениям, написанным Гольбейном до того, как в 1536 году он стал придворным художником короля Генриха VIII.
Гольбейн еще видит скрытое в приближенных к королю аристократах сопротивление строю Абсолютной монархии, который позволяет одному иметь ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами всех остальных.
По существу главный герой картины — даже не сам человек с острым, пронзительным — соколиным — взглядом, а неприятие той действительности, в которой он вынужден жить. Очевидна параллель с прирученным соколом в клобуке, чтобы ничего лишнего не видел, и бубенцами на лапах для поиска птицы в случае, если она улетит, вырвавшись на волю.
Свобода невозможна —
лишь исполнение монарших прихотей допустимо.
Автопортрет изображает Ганса Гольбейна в возрасте 45 лет. Через год он умрет. Значит, это — портрет, подытоживающий все прижизненные переживания, размышления, творческие искания человека.
И упования на религиозное внутреннее чувство…
И сомнения в религиозных константах…
И отказ от веры в Христа, потому что… «Он умер»,
умер по-настоящему, утратив возможность воскрешения…
Судьба художника прочитывается в суровости его лица:
пронзительном, холодном взгляде
и горестно сжатых губах.
Разлад… Во всем разлад… при такой-то силище.
«Мертвый Христос» не отпустил художника:
заставил быть слугой при земном царе и… выработаться,
потому что последние из 150 портретов, Гольбейном написанных, — клоны, в которых нет души — одна одежда.
Общий вывод? Гольбейн — не титан эпохи Возрождения,
Он — трагическая личность, возникшая в результате
запредельной — мистической — одаренности
передавать свет, цвет, тончайшие души состояния…
Если Дюрер и его последователи (к которым принадлежали практически все художники немецкого Возрождения, кроме Гольбейна) с большим увлечением писали автопортреты, то Гольбейн в этом смысле был исключением. Единственное и поэтому необычайно интересное отступление от правил составляет портрет жены и детей. Придворный щит здесь опущен, может быть, из-за личного чувства вины.
В 1536 году Гольбейн становится «слугой Его Величества по имени Ганс». Как придворному художнику положено, он должен восславить в веках правление короля. Может быть, были и другие попытки, возможно и то, что эта — единственная, изображающая короля занятым государственной деятельностью.
В оставшиеся ему семь лет жизни Гольбейн был погружен в брачные игры Генриха VIII, «Синей бородой» в веках оставшегося…
Исследователи пишут, что следующие портреты «хотя и выполнены с большим вниманием и виртуозностью, в то же время отличаются некоторой сухостью, однообразием характеристик и мелочностью в отделке деталей».
Я решила поступить так: не запрашивая сведений в Википедии, описать английскую королеву «со слов» Гольбейна. Она была болезненной, необразованной, суетной женщиной, ограниченной кругом мелких, обыденных забот. Все? Теперь смотрим в Википедию…
В отличие от предыдущих жён короля, Джейн получила более чем посредственное образование, достаточное лишь для того, чтобы уметь читать и писать. В 1533 году она стала фрейлиной второй жены короля Анны Болейн. Генрих открыто делал подарки Джейн и бывал с нею на людях, чем вызывал негодование со стороны королевы.
В 1536 году Анна, родившая вместо сына дочь Марию, была обезглавлена по сфабрикованному обвинению в «государственной и супружеской измене». Через день после ее смерти Генрих и Джейн обручились. Еще через 10 дней Джейн официально провозгласили английской королевой.
В качестве королевы Джейн устраивала почти всех: добрая, тихая, благочестивая… Джейн не предпринимала попыток повлиять на действия короля. Смыслом её жизни было стремление создать для него подобающую семейную обстановку. «Готовая подчиняться и служить» (Bound to obey and serve) — такой девиз выбрала себе новая королева и следовала ему до конца своих дней.
В 1537 году Джейн исполнила заветное желание короля, родив ему сына-наследника — Эдуарда, принца Уэльского. Через несколько дней состояние королевы ухудшилось, и она умерла от родильной горячки. Её похоронили в капелле св. Георгия в Виндзорском замке.
По признанию Генриха VIII Джейн Сеймур была его самой любимой женой. Перед смертью он завещал похоронить себя рядом с ней.
Как видите, Гольбейн правильно обрисовал
характер и жизнь бедной, тихой Джейн Сеймур.
В 1537 году, когда умерла Джейн Сеймур, третья жена короля Англии Генриха VIII, Томас Кромвель занялся поиском новой супруги для короля. В круг возможных претенденток входили представительницы известнейших королевских дворов Европы. Ганс Гольбейн, служивший в ту пору придворным живописцем у Генриха VIII, по его поручению ездил по Европе и писал для короля портреты потенциальных невест.Портрет только что переступившей порог 16-ти летия датской принцессы Кристины был написан в Брюсселе. После смерти своего супруга, миланского герцога Франческо Мария Сфорца, Кристина жила у своей тётки, Марии Венгерской, которая управляла тогда Испанскими Нидерландами.
Обстоятельства этого события известны из донесения Кромвелю английского посла Джона Хуттона, датированного 14 марта 1538 года. Из него следовало, что придворный Филипп Хобби прибыл в Брюссель 10 марта в сопровождении СЛУГИ ЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ПО ИМЕНИ ГАНС. Посол условился об аудиенции на 12 марта в 13 часов, которая длилась 3 часа. За это короткое время по словам Хуттона художник и написал её портрет.
Полный благородства портрет молодой женщины в траурном одеянии вдовы подкупает своим художественным совершенством и мастерски выполненной Гольбейном постановкой появления дамы высшего света. Композиция картины подчёркнуто проста. Портрет оживает благодаря цветовым контрастам насыщенного чёрного в одежде, светящейся фарфоровой кожи и необыкновенного сине-зелёного фона, на который отбрасывают глубокие тени и фигура, и сама рама полотна. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. Смелый, с неким вызовом взгляд устремлён на зрителя, ничуть не умаляя её сдержанного благородного достоинства.
Портрет Кристины Датской — не моментальная фотография, которая лишь отражает преходящую женскую красоту. В размытом фоне картины растворяются пространственные и временные условности, и юность Кристины кажется вечной.
Брак Генриха и Кристины Датской не состоялся. Тому был ряд личных и, естественно, политических причин. Выбор Генриха в конечном счёте пал на Анну Клевскую, портрет которой Гольбейн написал в июле-августе в Дюрене. Репутация Генриха VIII в Европе была кошмарной, но герцог Клевский, гордый вниманием такого величественного монарха, отправил к нему девицу. Невеста прибыла ко двору 27 декабря 1539 года.
Увы, портрет похоже, несколько преувеличил достоинства Анны. Король, увидев невесту, тут же обозвал её «фламандской кобылой» — по сравнению с более утонченными английскими дамами, девушка из захолустной немецкой провинции была слишком не грациозна и не обладала придворными манерами. Многие считали её простушкой.
Над Анной нависли тучи. Плаха или развод? Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. Королю причина для развода весьма понравилась. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход.
После развода Анне Клевской удалось вести вполне обеспеченную жизнь, сохранив дружественные отношения с сильными мира сего. По некоторым данным, у неё был впоследствии друг сердца, однако замуж она не вышла. Анна Клевская спокойно умерла 16 июля 1557 года в Лондоне, пережив короля и его сына, в правление королевы Марии Тюдор.
Говарды при дворе Генриха VIII соперничали с родственниками Джейн Сеймур, третьей жены короля. В 1537 году Генри Говард, граф Суррей по наущению Сеймуров был арестован и обвинен в сочувствии католическому восстанию в северной Англии. Он был арестован, заключен в Тауэр и в 1547 году казнен, за девять дней до смерти Генриха VIII. То есть случилось это четыре года после смерти самого Гольбейна.
Портрет Генри Говарда, графа Суррея, убеждает в незаурядной способности Гольбейна давать точнейшую психологическую характеристику герою картины. Сдержанная цветовая гамма и неземное, едва заметное сияние вокруг фигуры поэта, взгляд, устремленный в неведомые поэтические дали — все эти живописные подробности говорят о том, что перед нами истинный поэт. Но в первую очередь, перед нами — страстно, вдохновенно верующий католик.
Всмотритесь в его лицо: фанатичная непримиримость во взоре, непоколебимость, целеустремленность и железная воля, немного смягченная мягким очертанием по юношески припухлых губ. Даже одежда поэта по форме и по цвету напоминает монашеский клобук, в ней нет показной роскоши, дорогих тканей и мехов. Аристократически изысканные манжеты и воротник почти скрыты под темной накидкой, руки сложены почти молитвенно — все говорит о твердости духи и намерений.
А намерения были не просты: вновь склонить Генриха VIII к католицизму, при том, что король уже давно возглавил им же созданную англиканскую церковь, прервал сношения с Римским папой и не признавал его власти. Чем закончились эти намерения, уже сказано.
Рассказывается интересны анекдот об отношении короля Генриха VIII к своему придворному художнику…
«Однажды некий знатный английский граф пожелал без приглашения посетить мастерскую художника. Гольбейн же работал и, не желая прерываться, отказал графу в этом удовольствии. Тот почувствовал себя весьма оскорбленным и решил ворваться в дом силой. Рассерженный такой неучтивостью, Гольбейн спустил его с лестницы.
Когда граф явился к королю и потребовал, чтобы Гольбейна наказали как можно строже, желательно даже казнили, тот был чрезвычайно изумлен этой просьбой.
– Что вы о себе возомнили, сэр? – хмуро поинтересовался Генрих VIII. – Я могу взять десяток мужиков и всех их превратить в графов. Но даже из десятка графов я не могу сделать живописца, подобного Гольбейну!»