Коллекция работ Рубенса в Государственном Эрмитаже включает в себя 22 картины и 19 эскизов, что охватывают все периоды творчества художника. Рубенс предстает как блестящий портретист, мастер многофигурной композиции, анималист, гений пейзажа и натюрморта. К шедеврам собрания относятся «Персей и Андромеда», «Вакх», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Среди наиболее известных полотен — «Союз Земли и Воды», «Снятие с креста», «Возчики камней».
Картина Рубенса «Союз Земли и Воды» изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет чувственно прекрасная богиня Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды — морского бога Нептуна с грозным трезубцем, полного энергии и силы. Союз Земли и Воды освящает крылатая Виктория, которая возлагает венок на голову богини. Современники Рубенса считали, что художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог — залог и символ процветания Фландрии.
Центральное место в картине отведено герою, которого увенчивает парящая над ним богиня Славы. На щите Персея — голова убитой им Медузы Горгоны.
Легким и ласковым жестом Персей прикасается к руке смущенной принцессы. Андромеда Рубенса — не идеальная античная красавица, а рыжеволосая, пышнотелая фламандка. Крылатый Пегас, еще не остывший после борьбы,— не сказочный, тонконогий скакун, а могучий конь, вспоенный соками тучных полей Фландрии. Все в картине— воплощение здоровья и силы, все исполнено трепета жизни, пронизано движением: стремителен полет Славы и амуров, окружающих героя, развеваются ткани, бьет копытами конь. Линии плавно извиваются, формы круглятся. Ликующему тону повествования способствует динамическое сочетание ярких, насыщенных цветовых пятен синего, красного, оранжевого. Во всей полноте проявляется изумительное мастерство художника в изображении обнаженного тела. Сочетание розоватых, желтоватых, голубовато-перламутровых оттенков создает впечатление живой, теплой сияющей человеческой плоти.
Андромеду, дочь эфиопского царя, выбрали в качестве жертвы морскому чудовищу, которое долгое время терзало страну. Привязанная к скале, она стояла и ждала своей горькой участи. Персей решил красавицу спасти. Амур и Гименей помогали ему в этом. Крылатый Пегас сторожил чудовище.
Примечательно, что Персей одет в испанские доспехи XVI века, то есть олицетворяет собой короля-победителя (картина была заказана Филиппом IV), да и Андромеда мало похожа на эфиопскую принцессу. Она, скорее всего, — обобщенный символ женской красоты того времени.
Но… Для Эрмитажа открытием эта картина не стала.
Никому неведомо, о чем говорят эти зрительницы. На меня, помню, картина не произвела большого впечатления. Да, написана прекрасно, но художник явно льстит своей модели, ибо все читали романы Дюма-отца и знают, какова она — Мария Медичи — на самом деле.
Мои подруги сразу пришли в восторг, увидев эти два портрета. Я долго не решалась войти в зал Рубенса в Прадо: понимала, что меня ждет удар, который разрушит былые стереотипы.
ДВА ПОРТРЕТА НА ФОНЕ ПЫШНОТЕЛОЙ КРАСОТЫ
СТРОГО И ГОРДО ЕЙ ПРОТИВОСТОЯЛИ…
Мария Медичи — жена французского короля Генриха IV и мать Людовика XIII. Она была регентшей при своем малолетнем сыне и фактически управляла Францией. Ее сложные отношения сначала с мужем, а потом и с сыном объясняются тщеславным характером этой властной женщины.
На портрете у королевы надменное и капризное лицо и холеные руки. Рубенс наделил Марию Медичи подлинно королевским достоинством, скрыв особенности ее мелкого характера, безусловно известные ему.
Здесь королеве около сорока девяти лет, но возраст не мешает ее изнеженной коже буквально светиться белизною. Практически все поле холста занимает пышное платье королевы с огромным кружевным воротником, что широким веером расположился за головой Марии.
Она по-своему прекрасна в великолепии королевского достоинства. Художник льстит ей? Художник изображает ЛУЧШЕЕ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В КОРОЛЕВЕ…
Руки, изящные с длинными тонкими пальцами, схваченные у запястья белыми кружевными отворотами на пышных рукавах, светлыми пятнами выделяются на богатых темных тканях костюма.
Это — руки властной женщины? По-моему, они столь красивы, что им и без того подвластно все…
Брак ее был весьма несчастливым. Несмотря на то, что Анне были предоставлены апартаменты в Лувре и свита, соответствующие положению королевы, ее попросту игнорировали, а фактической королевой Франции оставалась королева-мать Мария Медичи.
Портрету свойственны любование предметами, тщательность воспроизведения мельчайших украшений, аксессуаров, что придает изображению глубокую документальность
Художник не льстит грустной королеве, но и не лишает ее королевского величия. Анна, несмотря на сложности брака, — мать двух сыновей — Людовика, будущего короля Людовика XIV-го, и Филиппа, герцога Орлеанского.
После смерти Людовика XIII в 1643 году Анна стала регентшей при своем малолетнем сыне короле Людовике XIV, а своим первым министром сделала кардинала Мазарини. С его поддержкой она преодолела несколько восстаний аристократов, именуемых Фрондой. Официально ее регентство закончилось в 1651году, когда королю исполнилось 14 лет (в то время это был возраст совершеннолетия королей), однако она сохраняла свое влияние на сына вплоть до смерти Мазарини в 1661 году. После смерти Мазарини, который был ей очень дорог, Анна удалилась на покой в монастырь Валь-де-Грас, где и умерла в 1666 года от рака груди.
Художник создает портрет женщины, ВЕЛИЧИЕ КОТОРОЙ ЗАКЛЮЧАЛОСЬ В ТОМ, ЧТО ЕЙ ПОСТОЯННО ПРИХОДИЛОСЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ СВОЕЙ СУДЬБЕ…
На «Камеристке» строгое платье и эффектный — испанский — воротник, золотая цепочка. Картина словно освещена изнутри. Мастерство живописца проявляется в цветопередаче, в изысканности линий головы модели, изящном овале и чертах лица, являющих особый тип северной женской красоты. Картина не статична, она пронизана волнистым движением, заключённым в посадке модели, разлёте ресниц, лёгкой улыбке.
Она пришла из своего времени, в живописи называемого «Барокко», чтобы рассказать нам о жизни что-то очень важное. Что?..
Не правда ли, Рубенс — гениальный портретист? Девчушка не позирует. Она остановилась на мгновение, чтобы посмотреть вам в глаза и улыбнуться. Тоже передает свой запечатленный на портрете привет?
Когда мы слышим имя Рубенса, перед нами возникают громадные многофигурные композиции с бурлящим движением фигур и пышнотелые златокудрые красавицы — плоть и кровь старинной цветущей Фландрии. Эти образы заслоняют подчас другие стороны художественной деятельности Рубенса, в том числе и его мастерство портретиста.
Рубенс изображен рядом с молодой женой, на которую он смотрит с бесконечной нежностью, и с маленьким Питером Пауэлом. Картина будто «сама рассказывает», выявляя с еще большей очевидностью атмосферу спокойствия и любви, исходящих от лиц и едва намеченных жестов.
Семейство изображено на фоне прелестного сада (прототип «сада любви»), насыщенного символическими деталями: розовый куст за спиной Елены ассоциируется с любовными чувствами, попугай — символ материнства Марии, в то время как кариатида слева и фонтан — прямые аллегории плодовитости.
Рубенс — певец обнаженной женской плоти роскошной, созданной для сладострастных утех? Нет…
РУБЕНС — ПЕВЕЦ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ СВЯЩЕННОЙ,
ДЛЯ КОТОРОЙ РАЙСКИЙ САД — ЗЕМНАЯ ДАННОСТЬ.