Из всех домов Гауди я люблю больше других Каса Милу. Собираясь в Барселону, представляла: стою на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса и смотрю на окаменевшие в пространстве волны, что, застыв во времени, стали пещерой, пронизанной светом и горным воздухом.
Не случилось: дом был затянут сеткой — велась реставрация фасадов. В больших городах, и в Петербурге тоже, всегда нужно быть готовым к подобным утратам. Выручай, Интернет…
Первоначально мнение барселонцев о новом доме было не слишком высоким… Эта суровая громада вырастает из-под земли, как старый могучий баобаб, или выветренные скалы, или утес с ласточкиными гнездами, или остов погибшего корабля, или вулкан, истекающий лавой. Барселонцы наградили здание массой прозвищ – от «железнодорожной катастрофы», «депо для дирижаблей», «жертвы землетрясения» до «питомника для змей» и «осиного гнезда». Закрепилось «Ла Педрера» – каменоломня.
К концу строительства Дом Мила уже уже стал самой известной постройкой в Барселоне. Дом на самом деле был похож на пещеру. Гауди, который черпал свое вдохновение у Природы, что не любит прямых линий, решил отказаться от них при строительстве этого шестиэтажного дома. В Каса Мила нет ни одного прямого угла. На первый взгляд может показаться, что это — нелепое сооружение, ставшее плодом безудержной и загадочной фантазии автора. Современники архитектора, ранее не видевшие зданий столь причудливой формы, долгое время не могли принять и понять архитектуру Дома Мила.
За что же выпало Всемирное признание Дому Мила — последнему завершенному произведению Антонио Гауди? Современные исследователи склонны считать здание самым совершенным и безукоризненно выполненным архитектурным сооружением даже с точки зрения сегодняшнего дня.
При всем при том бытует и другое представление: никому точно неизвестно, откуда Антонио Гауди черпал идеи для своих шедевров, он остается легендой и великим архитектором Барселоны, а особняк Каса Мила яркое тому подтверждение.
Не согласна я с подобным представлением.
Сначала несколько фактов… Здание Каса-Мила стало последней светской работой Гауди, после которой он полностью посвятил свою жизнь собору Саграда Фамилия. Известно, он испрашивал разрешение на строительство Дома у Мадонны Монтсерратской. По-видимому, получив Ее согласие, архитектор хотел возвести на крыше Дома скульптуру Мадонны с Младенцем на руках. Заказчик Дома — банкир Мила — не принял предложения Гауди.
Тогда архитектор полностью связал свой замысел с горой Монтсеррат, в чем мы убедимся, пройдя через воплощение Идеи от начала до конца.
Помните, как по хребтам Монтсеррат ползут колючие кустарники? И здесь волнистые формы фасадов дополнены причудливыми балконными оградами. Авторство нескольких проектов ограждений, предназначенных для украшения балконов дома Мила, принадлежит Жузепа-Марии Жужолю. Однако и они были сделаны при непосредственном участии Гауди — художника-мастерового в высшем смысле этого слова. Он проектировал не только здания, но и удивительную мебель, причудливые решётки оград, ворот и перил. Все, созданные Гауди и Жужолем детали постройки, уникальны, импровизационны, отличаются тщательной проработкой и завершенностью.
Мы прошли мимо Дома, в зеленую сетку затянутого. Краем глаза я успела заглянуть под пелену и увидела… Вертикальные столпы каменные не были вертикалями, а напружиненными силой мастадонтами. Абрис горизонталей каменных тоже не был горизонтальным. Все чудесным образом сочеталось друг с другом, чтобы ожить. Мне этих отрицаний зримого глазом было достаточно, чтобы прошептать про себя: «Гауди…».
Мои подруги закричали: «Вот Каса Мила! Нашли!»
Каменные колоссы вместе с нами в вестибюль зашли. Между колоссами — кованная портальная решетка, по рисунку напоминающая не то воздушные, не то солнечные пузыри. Опять отрицание того, что должно быть, в трепетном озвучивании пространства.
Колоссы, ритмизировав движение лестничных ступеней,
на уровень просветного дворика повели.
Дальнейшее оказалось неожиданным сочетанием столпов-колоссов с воздушной росписью потолков и стен. Росписью, не скрывающей своей несколько наивной рукотворности. Позднее мы убедились: все вестибюли в доходных домах Барселоны были парадными и двухсветными (двухэтажными по высоте, прежде всего). В Гаудианском вестибюле была какая-то игра…
Потолки и стены вестибюля покрыты полихромной росписью, в основном с растительными мотивами. Цветочный декор и навеянные мифологией фрески меняют суровый характер экстерьера на дымчатую фантазию МЕЧТЫ О РАЕ, что пронизывает интерьер.
Удивителен контакт колонн-колоссов, несущих нагрузку от всего здания, с перекрытием. Контакт превращает бетонный монолит не то в Небо, не то в Море, в которые погружаются силовые точки напряжения — падающие снизу вверх камни. В результате меняется структура строительного материала. Он — не плоское перекрытие. Он — расходящаяся космическими вихрями воздушная плоть. Он — океаническая капля с искривленным от неравномерной нагрузки контуром. Он…
Смотрите-смотрите, под воздействием Света, побеждающего тень, происходит полное оживление материи. Что-то нарисованное на стене становится деревом во всей своей яви. Откуда взялось столь сильное световое излучение?
Как похоже на петербургский двор-колодец — вырвалась у меня мысль: несусветная! В петербургский двор-колодец не попадает Свет — это самое депрессивное свойство доходных домов Северной столицы!!!
У Гауди все наоборот! Благодаря трем внутренним дворикам — одного круглого и двух эллиптических — каменная пещера наполняется достаточным количеством света и свежего воздуха. Для того времени это было в новинку. Да и в наше время инсоляция помещений — трудно разрешимая проблема: то Свет помещение заливает, то тьма все жизненные силы съедает.
Гауди скажет, что поделится откровением: «…исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет ОБРАЗ РАЯ… Так мой дворец станет СВЕТЛЕЕ СВЕТА».
Патио — открытый внутренний дворик жилого помещения, с разных сторон окруженный стенами, галереями, воротами, решётками и т. д. или же зелёной изгородью из деревьев и кустарников. Архитектура патио восходит к классическому перистилю, получившему широкое распространение во времена Античности и Средние века в Средиземноморских странах — больше всего в Испании, затем и в Латинской Америке, а также в исламском мире.
Часто площадь патио обычно вымощена терракотовой плиткой или же мощными цементными плитами. Убранству присущи многочисленные декоративные элементы: водопады, цветы, клумбы, кусты, деревья, амфоры, фруктовые вазы, декоративная мебель, под навесами — ковры, подушки, лежанки, лежаки…. Над патио обычно видно голубое средиземноморское небо, хотя иногда делается все для создания дополнительной тени и фильтрации прямых солнечных лучей.
Основная эстетическая цель патио — создать атмосферу защищённости от внешних угроз в средневековых городах, навеять ощущения спокойствия, умиротворённости, романтизма, уюта и блаженства. Просторные, хорошо декорированные патио имелись во всех домах знати.
Здесь — не дом-вилла. Здесь — многоэтажный городской дом с квартирами, сдающимися в аренду или в наем. Все жильцы желают получить долю своего комфорта. А потому патио отрывается от земли — вырастает в высоту, обеспечивая каждому этажу, каждой квартире, каждой комнате оптимальную вентиляцию и максимальный доступ дневного света.
Антонио Гауди хотел построить «дворец», который будет «светлее света». Это ему удалось. Окно есть в каждой комнате, что позволяет Каса Мила постоянно купаться в свете.
Каса Мила — апофеоз фантазии архитектора
и триумф свободы творчества.
Пластичный фасад дополняется причудливыми формами необычных по красоте ограждений балконов, что видны из внутренних помещений дома. Почти все они были изготовлены по проекту Гауди в мастерской Бадиа. Нужно заметить, что архитектор лично присутствовал не только при литье ограждения, но и при предварительном изготовлении болванок и время от времени вносил коррективы в орнамент.
Тщательность исполнения — залог совершенства.
Начало строительства особняка Каса Мила началось со скандала. Заказчиком выступал известный бизнесмен синьор Пере Мила, который был большим поклонником знаменитого архитектора и намеревался отдать заказ именно ему. Но жена бизнесмена была не согласна с желанием мужа. Окончательное решение принимал синьор Пере Мила, и в результате ссоры в благочинной семье заказ достался Гауди.
Интерьером занимался Гауди лично. Отделка квартир представляла собой смешение стилей Арт Нуво, символизма и экспрессионизма в Гаудианской трактовке. К большому сожалению внутреннее убранство своей квартиры синьора Мила сменила сразу же после смерти Гауди.
Эта утрата ничем невосполнима.
Все то, да не то, типично для Арт-Нуво — обычно. Хотя и веет от дизайна общей для начала XX века изысканностью.
<—Возвращение в Барселону к Антонио Гауди.
Каса Мила: Быт современников Гауди.—>