Здание занимает 1323 кв. м из 1620 кв. м общей площади. Его отличают волнообразно изогнутые наружные и внутренние стены, применение правил линейной геометрии и использование элементов природного характера. Строение в целом образовано двумя зданиями (с отдельными, но сообщающимися входами, объединенными общим фасадом), каждое – со своим внутренним двором, при этом хозяйская квартира занимала целый этаж обоих зданий.
Конструкция дома Мила основана на каменных опорах, полнотелом кирпиче и металлических стропилах, устраняющих необходимость в несущем фасада, что позволяет делать в нем большие проемы для доступа света и воздуха. Это коренное отличие от традиционных несущих стен на несколько лет опережает концепцию свободной внутренней планировки Ле Корбюзье и актуально и сегодня, поскольку перенос любой внутренней стены нисколько не влияет на прочность строения.
Чердак располагается в доме Мила над последним перекрытием. Он представляет собой перегородчатые кирпичные арки, форма которых повторяет линию подвешенной цепи. План конструкции оказался настолько сложным, что пришлось придавать аркам и пролетам самую разную форму. Для того чтобы арки воспринимались как элементы единой композиции, Гауди распорядился соединить их между собой витой продольной балкой, выполненной из трех рядов кирпичной кладки.
Мансарда является одним из самых интересных конструктивных решений в архитектуре Гауди. Этот зал, когда-то предназначенный для стирки и развешивания белья, опирается на 270 арок в форме цепной линии, сложенных из плоского кирпича.
В мансарде разместилась постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству мастера: творения Гауди представлены здесь макетами и чертежами, эскизами и черновиками, фотографиями и документальными фильмами. Выставка позволяет ознакомиться с наиболее характерными чертами работы мастера.
Над выходом с лестниц организованы своды, внутри которых располагаются винтовые лестницы, ведущие с чердака на крышу. Таких выходов в конструкции здания предусмотрено шесть. Все они парные. Спиралевидные, палаточного типа…
Какое впечатление производит подобный вид на вас зритель гаудианской постройки? ДОМ ЖИВОЙ — СОЗДАННЫЙ ПО НЕОБЪЯСНИМЫМ ТРЕХМЕРНОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ ЗАКОНАМ. Есть целое — жилой многоэтажный дом. Есть части -внутренний двор, мансарда, крыша. Есть то, что определяет внешнюю форму изнутри, что прячется за стенами, в тени, как тайна живого организма. Тайна умом не объяснима. Жизнь лишь чувством постижима. И в этом во всем — Гауди…
Обрыв в пропасть. Мы летим — мы по вертикалям скользим. Нас падение увлекает. Я успеваю на окнах заметить жалюзи, что защищают тень от Света. Что это значит? С нами кто-то играет. Кто? Конечно же, он — Антонио Гауди, фантазия которого границ не знает.
Как остановить падение? Переключить внимание с вертикальных элементов на горизонтальные. Сразу начнется поэтажное торможение, а потом — подъем на уровень мансарды. Кто-то — не утративший спортивности — хватается за обрыв стены и оказывается на крыше Дома. Замрите от предвкушения новых впечатлений!!!
На крыше – подъемы, спуски, лесенки, арки… Они повторяют очертания и перепады высот мансарды. Они повторяют очертания отрогов гор, что Барселону окружают, от ветров защищают, с Морем и Небом играют.
Собор Саграда Фамилия — вертикальная координата Барселоны, центр, в котором сосредоточены все силы городской планиметрии, требующие поддержания при увеличении расстояний и получающие их. В данном случае, от Гауди самого.
Дымоходы, каминные и вентиляционные трубы, шахты лифтов – ЖУТКОВАТОЕ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОИНСТВО. Критики и коллеги недоумевали: «Может, это признаки сумасшествия?» Жильцы стали посмешищем всего города. В Ла Педрере можно снять квартиру и сейчас, квартиры удобные, уютные, но придётся терпеть бесконечные толпы туристов.
Волнистая по очертаниям крыша следует ритму главного фасада, с чередованием различных элементов: выходов лестничных клеток, вентиляционных и дымовых труб.
Открытые для свободной интерпретации и исполненные символизма формы этих «скульптур» не являются нарочитыми, несмотря на свою причудливость, а отвечают их утилитарной функции.
Вследствие того, что переходы по горизонтали и вертикали имеют сложное строение, каменные фигуры, размещенные на крыше дома Мила, при рассмотрении их с разных сторон приобретают новый ракурс, а потому словно бы оживают и раскрывают перед зрителем новые стороны своего содержательного и эмоционального наполнения. Таким образом, по степени богатства ощущений и впечатлений, полученных от просмотра «ЗВЕРИНЦА» дома Мила, сооружение ни в чем не уступает павильонам, находящимся в парке Гуэль.
Но самое интересное в этом здании расположено на крыше. Изначально планировалось разместить на ней скульптуру богоматери с младенцем, но синьор Пере Мила отказал в этом. От этого замысла осталась только надпись через весь фасад на латинском языке. Отказ подтолкнул архитектора сделать крышу как самостоятельное произведение искусства. Эту идею он реализовал в виде парка для жителей дома. Оградительные перила были заменены свисающими садами, дымоходные трубы — изваяниями СУРОВЫХ СТРАЖНИКОВ. Так же там были размещены скамейки для отдыха и небольшие мостики, яркая керамика и цветное стекло, которые ярко сияют отражая Каталонское солнце.
В знаменитом Каса Мила (доме семейства Мила) в Барселоне (1906—10) Гауди намного опередил своё время, создав сооружение, где воплотились идеи гибкой планировки (всю нагрузку несёт каркас, а внутренние перегородки могут распределяться свободно). Для каркаса были изготовлены специальные криволинейные балки, создающие ощущение упруго пружинящих опор массивных стен. на крыше архитектор поместил целый «сад скульптур»: дымовые трубы и вентиляционные шахты были замаскированы каменными изваяниями, напоминающими СКАЗОЧНЫХ ВЕЛИКАНОВ.
Путеводители называют скульптуры СКАЗОЧНЫМИ ВЕЛИКАНАМИ, СУРОВЫМИ СТРАЖНИКАМИ, ЖУТКОВАТЫМ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИМ ВОИНСТВОМ, считают, что этот «ЗВЕРИНЕЦ» исполнен символизма и открыт для свободной интерпретации…
Благодарю за предложение действовать свободно и не воспользуюсь им, потому что главное в скульптурах уловлено: они ВОИНСТВО — СТРАЖНИКИ-ВЕЛИКАНЫ…
ОНИ ПРИШЛИ ИЗ СКАЗКИ, ИЗ МИФА, ИЗ ЛЕГЕНД,
СОСРЕДОТОЧЕННЫХ В КАТАЛОНСКОЙ
СВЯЩЕННОЙ ГОРЕ МОНТСЕРРАТ.
Вы помните, конечно же, помните, гигантов, стоящих на защите монастыря Монтсеррат. Те — природные образования, в которых улавливаются человеческие символы. Эти стражники — те, которых увидело воображение Гауди в отрогах горных скал и запечатлело (не срисовало, а именно запечатлело) в образе сверхприродном — сюрреалистическом — подобном оберегу, талисману, маске шамана…
Зачем? ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ:
У ЧЕЛОВЕКА И ТВОРИМОЙ ИМ АРХИТЕКТУРЫ
— ОДИН ПУТЬ ВПЕРЕДИ — ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ.
тО ЕДИНСТВО, ЧТО ДОЛЖНО СТАТЬ ПРАВДОЙ ЖИЗНИ
НА ПРЕКРАСНОЙ ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ….
<—Каса Мила: Быт современников Гауди.
Каса Бальо: Архитектурная борьба добра со злом…—>