Центральный портал — «МИЛОСЕРДИЕ»…
Нижний уровень: «РОЖДЕНИЕ ИИСУСА»,
«ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ», «ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ».
Средний: «ПОЮЩИЕ АНГЕЛЫ» и «БЛАГОВЕЩЕНИЕ».
Верхний: «ВЕНЧАНИЕ СВЯТОЙ ДЕВЫ».
Левый портал — «НАДЕЖДА»…
Нижний уровень- «БЕГСТВО В ЕГИПЕТ»,
«ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ».
Средний «ОБУЧЕНИЕ ИИСУСА МАСТЕРСТВУ».
Верхний уровень: «ОБРУЧЕНИЕ МАРИИ И ИОСИФА».
Правый портал — «ВЕРА»…
Верхний уровень: «СЕМЬЯ ИИСУСА».
Средний уровень: «ИИСУС И ФАРИСЕИ»,
Нижний: «ВСТРЕЧА ЕЛИЗАВЕТЫ С БОГОМАТЕРЬЮ»,
«ИИСУС, РАБОТАЮЩИЙ В ПЛОТНИЦКОЙ МАСТЕРСКОЙ».
Собор посвящен СВЯТОМУ СЕМЕЙСТВУ, в котором св. Иосифу — приемному отцу Иисуса — принадлежит особая роль. История сего вопроса такова…
С началом крестовых походов почитание св. Иосифа становится повсеместным, после многовековой безвестности достигая в конце XIV – начале XV вв. невиданных масштабов. Став одним из примеров воплощения рыцарских качеств, св. Иосиф даже после завершения крестовых походов сохраняет образ защитника слабого, несмотря на тяготы и невзгоды жертвенно выполняющего свое призвание.
С окончанием военных кампаний образ св. Иосифа как защитника Божией Матери и Бого-младенца трансформируется в сознании верующих людей – на первый план выходят взаимоотношения внутри Св. Семейства. Св. Иосиф предстает как покровитель брака, как образец отцовского служения, заботы и любви, а в более всеобъемлющей трактовке — как идеал целомудренного и благочестивого предстояния Пресвятой Деве Марии и Самому Спасителю. По этой причине молитвенному покрову св. Иосифа вверяются монашеские ордена, деревни, города и государства.
19 марта в Испании наступает День Святого Хосе или Святого Иосифа, который происходил из рода Давида, был плотником в Назарете. Когда Мария, просватанная за него, рассказала ему о том, что непорочно зачала сына Божьего до свадьбы, Иосиф был смущен и даже размышлял над супружеской неверностью своей невесты. Он сильно любил ее, потому намеревался расстаться с ней без огласки, тайно, чтобы Мария уехала туда, где ее никто не знал, и избежала, таким образом, страшной участи быть казненной соотечественниками. Ведь, по закону тех времен, женщину, уличенную в неверности своему избраннику, и уж, подавно, в беременности не от мужа, следовало забросать камнями.
По Библии Иосифу 80 лет. Он так же стар и в остальных скульптурных группах собора. Здесь ему лет 50 — 60. Что это — некая идеализация образа, что желательна в его центральной композиции? Возможно и так, но при этом Гауди включает в группу еще два персонажа — коня и быка…
СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО ПРЕДСТАВЛЕНО
В РЕАЛЬНОСТИ СВОИХ ВЫСОКИХ КАЧЕСТВ.
Мне такая скульптурная группа кажется неожиданной и вызывающей полное доверие при входе в храм, посвященный Святому Семейству. Святому в простоте своей…
Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.
Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему».
Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
После этого волхвам во сне было дано откровение, что к Ироду возвращаться с вестью об успехе их путешествия не стоит, и они отправились домой другой дорогой. Не дождавшись их, разгневанный Ирод устроил избиение младенцев
Во второй главе Евангелия от Луки описаны эпизоды Рождества Христова, известные как «Благовестие пастухам» и «Поклонение пастухов»:
«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
В православной традиции считается, что пастухам, работавшим неподалёку от Вифлеема, явил благую весть архангел Гавриил, как и при Благовещении Деве Марии.
Почему же именно пастухи стали первыми людьми, узревшими Христа? Стада, которые паслись здесь, назначались для храмовых жертв, а, следовательно, пастухи, которые стерегли их, не были обыкновенными пастухами. Понятно, что эти пастухи, связанные с храмом, знакомы были с идеей Мессии пламенно ожидали его. Пастухам дается знать, что отныне наступает время, когда им уже не нужно будет гонять в храм животных для заклания, что теперь грехи всего человечества берет на себя родившийся Мессия.
Приводя сведения о «ПОКЛОНЕНИИ ПАСТУХОВ», я преднамеренно выпустила следующий фрагмент текста… «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
Этому явлению Гауди посвятил основную часть главного портала. Ангелы помладше поют Богу славу (иногда отвлекаясь от дела). Ангелы постарше музицируют на различных инструментах…
Поющие ангелы похожи на обыкновенных мальчишек, для которых игры — неотъемлемая часть жизни. И все это происходит в присутствии Рождественской звезды со шлейфом, на фоне четок и медальонов со знаками Зодиака (?) и, главное, на фоне голубого витража… Витраж — как Небо, расписанное Божественной рукой Солярными знаками и Кругами с Квадратами.
ВСЕ СВЕДЕНО ВОЕДИНО:
И ДЕТСКИЕ ИГРЫ, И ГАРМОНИЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ….
Пойте, Ангелы — многочисленное воинство небесное —
и славьте Бога, и взывайте к Всевышнему,
что ЗЕМЛЕ ДАРУЕТ МИР,
А ЧЕЛОВЕКАМ БЛАГОВОЛЕНИЕ.
Пойте, Ангелы — многочисленное воинство небесное…
Пусть на ЗЕМЛЕ БУДЕТ ЦАРИТЬ МИР,
если… ЧЕЛОВЕКИ ОБРЕТУТ БЛАГОВОЛЕНИЕ.
Песней Ангелов исходит портал МИЛОСЕРДИЯ.
Важнейшая христианская добродетель требует…
«Возлюбить Бога всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и возлюбить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв»
Вифлеемская Звезда упоминается в Евангелие , как благая весть о рождении Иисуса Христа. Согласно Писанию , в момент рождения Иисуса Христа на востоке ярко воссияла восьмиконечная Вифлеемская Звезда. Двигаясь на запад , Вифлеемская Звезда остановилась над Пещерой Рождества , указывая на святое место рождения Иисуса. Увидев в небе засиявшую над Вифлеемом Звезду , волхвы — древние персидские мудрецы и маги — узнали , что родился долгожданный Спаситель человечества и поспешили в Вифлеем поклониться Сыну Божьему – Мессии.
То — «возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии
о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
В католицизме «Коронование Девы Марии» или «Венчание Святой Девы» происходит после «Успения Богоматери» и Ее телесного «Вознесения на Небо». Здесь последовательность событий опущена: «Венчание на Царствование» идет сразу после «Благовещения» Что обещано было — тут же сбылось.
Иконография сюжета «Коронования Девы Марии» различна: корону на голову Богоматери одевают либо Христос, либо Бог-Отец, либо Бог-Отец и Иисус Христос совместно коронуют Деву Марию, при этом сверху в виде парящего голубя изображается Святой Дух. И здесь толкование свободно от церковных догматов…
Когда венчание на царство происходит от всех лиц Святой Троицы: Бог-Отец венчает Деву Марию как свою дочь, Иисус Христос венчает её как свою мать, а Святой Дух — как свою невесту.
Здесь коронует Деву Марию Иисус Христос. Кто те двое, что принимают участие в Высшем Мироустроительном процессе? Похоже, слева — Святой Иосиф, тоже вознесенный на Небо. Справа — Иоанн Предтеча, не расстающийся со своим другом и по смерти?..
Говорят, что в роли трубадуров, Гауди изобразил своих коллег — архитекторов, помогающих ему строить Собор. Как бы то ни было, но и эти действующие лица ни в чем не демонстрируют свой достаточно высокий сан. Они просто деловиты…
Вифлеемское избиение младенцев.. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.»
«Бегство в Египет», предпринятое Св. Семейством, чтобы не допустить убийства Младенца Иисуса. Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «…встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.»
Уже в раннем возрасте Иосиф начал учить Иисуса различным видам заработка, объясняя преимущества земледелия перед ремеслами и торговлей. К тому времени, когда Иисус впервые отправился со своим отцом на Галилейское море, чтобы познакомиться с рыболовным промыслом, он почти уже решил стать рыбаком.
В трехлетнем возрасте Марию, во исполнение обета, ввели в храм и посвятили на служение Господу. Когда исполнилось Пречистой деве 14 лет от рождения и 11 лет пребывания Ее во храме, первосвященники объявили ей, чтобы она оставила храм и, переселясь в дом свой, подобно другим девам ее возраста, вышла замуж. Но Пресвятая Дева отвечала им, что, будучи от рождения посвящена родителями Богу, впоследствии сама дала Ему обет сохранить навсегда свое Девство.
Священники… положили испросить разрешения … у Бога. Предстал первосвященнику Ангел Господень и сказал: «Захария! собери неженатых мужей из колена Иудина, от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи) свои, кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее».
Первосвященник, собрав мужей рода Давидова к храму, взял у них жезлы и воззвав всенародно: «Господи Боже! яви мужа достойного обручиться с Девою!» внес жезлы в храм. Приняв жезлы из святилища, первосвященник увидел, что многие из них не имели на себе никакого знамения, а принадлежавший мужу праведной жизни, … — родственнику Пречистой Девы Марии, восьмидесятилетнему древоделу Иосифу — расцвел, и на нем сидела голубица, которая опустилась над головою Иосифа. Тогда первосвященник, взяв жезл и подав его Иосифу, сказал: «прими к себе в соблюдение Деву». Иосиф изъявил готовность на принятие Марии, и потому Пречистая Дева тогда же была обручена с ним.
Отношения Иисуса с фарисеями изображены в Евангелиях неоднозначным образом. С одной стороны, Иисус говорит о необходимости соблюдать всё, чему учат фарисеи, критикуя их за то, что они сами не соблюдают то, чему учат. При этом Иисус предупреждает своих учеников: «берегитесь закваски фарисейской» или лицемерия.
Другим разногласием Иисуса с некоторыми из фарисеев было отношение к богатству. Среди фарисеев, как и среди других иудеев, было распространено представление, что богатство является свидетельством благосклонности Бога к человеку, в то время как Иисус учил: «Не можете служить Богу и маммоне».
Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин»). Евангелие описывает встречу так: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, она сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее.
Иосиф оказывал влияние и на физическое развитие Иисуса. Благодаря его заботе Иисус вырос крепким, здоровым мужчиной. Кроме того, Иосиф обучал сына своему ремеслу. Иисуса знали как плотника, а не только как сына плотника.
«Лучше узнав ремесло отца, Иисус впоследствии стал склоняться к профессии плотника, а еще позднее сочетание нескольких факторов позволило ему сделать окончательный выбор и стать религиозным учителем нового типа.»