Парк Гуэля, как новая реальность…

01

Парк Гуэль. Нижний виадук ("Музейный") в готическом стиле. Выход в Парк из дома-музея Гауди через арку галереи  из каменных "дерев" и "птичьих гнезд"...
Парк Гуэль. Нижний виадук («Музейный») в готическом стиле.
Выход в Парк из дома-музея Гауди через арку галереи
из каменных «дерев» и «птичьих гнезд»…

Гуэль надеялся сделать из малопривлекательного места со скудной растительностью, парковую зону элитной застройки — престижное место проживания состоятельных горожан. Несмотря на то, что Парк Гуэль с финансовой точки зрения оказался полным провалом организаторов проекта, для человечества его создание явилось бесценным приобретением.

Прообразы ландшафтной архитектуры... Зеленые попугаи в Парке Гуэля, живущие на пальмах и платанах... Барселона является европейским городом с самым большим числом этих птиц (около 2500 экземпляров) на настоящий момент.
Прообразы ландшафтной архитектуры…
Зеленые попугаи в Парке Гуэля, живущие на пальмах и платанах…
Барселона является европейским городом с самым большим числом этих птиц (около 2500 экземпляров) на настоящий момент.

Если, гуляя по Барселоне, вы услышите противные птичьи крики, то поднимите голову вверх и вы увидите, что с пальмы на пальму перелетают стайки попугаев.

Эти попугаи, с красивым зеленым оперением и серым брюшком, по-испански называются cotorra. Также которрами называют сварливых женщин, которые говорят и много, и противным голосом.

Зеленые попугаи в Парке Гуэля - чванливый и крикливый народ. Сейчас попугаи адаптировались к хлебу. Он составляет 40 % их рациона. Рост их численности равен 8 % в год, что стало проблемой и не только для Парка, но и для города в целом..
Зеленые попугаи в Парке Гуэля — чванливый и крикливый народ.
Сейчас попугаи адаптировались к хлебу. Он составляет 40 % их рациона. Рост их численности равен 8 % в год, что стало проблемой
и не только для Парка, но и для города в целом..

Попугаи были завезены из Аргентины где-то в пятидесятых годах XIX века для контроля над голубями. Многие семьи ловили этих птиц, так как не могли себе позволить покупать дорогих попугаев в магазинах.\Но, оказалось, что эти дешевые попугаи агрессивны, злы, они кусались и клевались. И мерзко вопили. Вообщем, потом люди выпускали их на волю.

Реальный прообраз для виадуков Гауди - птичьи гнезда, построенные зелеными попугаями, которых очень много в Парке, а в марте месяце у них много забот....
Реальный прообраз для виадуков Гауди — птичьи гнезда,
построенные зелеными попугаями, которых очень много в Парке,
а в марте месяце у них много забот….

Что произошло с попугаями дальше? Прекрасный климат, пальмы, обилие пищи и их всеядность — финики, семечки пиний и кипарисов, фрукты, привели к тому, что зелёные попугаи в Барселоне живут совершенно свободно, вьют гнёзда в ветвях высоких пальм, и иногда спускаются вниз попить воды из лужи. также эти попугаи кормились с огородов Sarria и Horta. А самое главное – отсутствие другого вида, который бы их уничтожал и, таким образом, контролировал бы их численность.

Пальмы в Парке Гуэля - реальный прообраз каменных дерев...
Пальмы в Парке Гуэля — реальный прообраз каменных дерев…

Для того чтобы подчеркнуть средиземноморский характер местности, Гауди распорядился посадить пальмы, а деревья, мешающие во время работ, выкапывались с корнями, чтобы вновь быть высаженными на свое место позднее.

Более того, пальмы стали модулем,
что множился в архитектуре виадуков…

Парк Гуэля. Нижний виадук ("Музейный") в готическом стиле. Виадук перед домом-музеем Гауди служит галереей  для медленных прогулок и создает тень в залитом солнцем Парке...
Парк Гуэля. Нижний виадук («Музейный») в готическом стиле.
Виадук перед домом-музеем Гауди служит галереей
для медленных прогулок и создает тень в залитом солнцем Парке…

Постепенно неровная земля на Лысой горе
превращалась в чудесный город-сад,
полный цветов и пальм — живых и каменных…

Парк Гуэля. Нижний виадук ("Музейный") в готическом стиле. Гаудианские виадуки, или путепроводы, или каменные мосты, возведены над неровной местностью с перепадом высот в 60 метров для плавного - прогулочного - подъема вверх.
Парк Гуэля. Нижний виадук («Музейный») в готическом стиле.
Гаудианские виадуки, или путепроводы, или каменные мосты, возведены над неровной местностью с перепадом высот
в 60 метров для плавного — прогулочного — подъема вверх.

Безудержная фантазия Гауди не признает стилевых канонов. Он создает свой стиль, свою архитектуру, в том числе ландшафтную. Идеи своих творений архитектор заимствует у природы, вдумчиво изучая формы, «которые позволяют деревьям и людям расти и оставаться в вертикальном положении».

Здесь пальмы и птичьи гнезда превращаются
в каменные опоры и различного рода своды,
что позволяют путникам, прогуливаясь,
созерцать красоту окружающего их мира.

Парк Гуэля. Нижний виадук ("Музейный") в готическом стиле. В тени, создаваемой виадуками, возникает своя жизнь... Гауди создает "зону отдыха", что сама себя воспроизводит в любое время года. Мы прогуливаемся в Парке в марте .
Парк Гуэля. Нижний виадук («Музейный») в готическом стиле.
В тени, создаваемой виадуками, возникает своя жизнь…
Гауди создает «зону отдыха», что сама себя воспроизводит
в любое время года. Мы прогуливаемся в Парке в марте .

Нереализованной осталась «социальная программа» Гуэля, но не та часть замысла, за которую отвечал Гауди. Он, напротив, превратил «зону отдыха» в высокохудожественный комплекс, в некое подобие СКУЛЬПТУРНОГО ЛАНДШАФТА, оперируя на сей раз не каменными глыбами, а уже целыми холмами в качестве исходного пластического материала.

Что это был за оформитель! Художник, наделенный безошибочным чутьем формы и цвета, живописец и скульптор одновременно!

Даже в марте месяце в Парке много цветов, в основном - крокусов. Представляете, сколько их будет летом и осенью...
Даже в марте месяце в Парке много цветов, в основном — крокусов.
Представляете, сколько их будет летом и осенью…
Парк Гуэль. Март месяц 2014 года. Цветущие глицинии на фоне камня, что тоже живой - принимающий различные формы.
Парк Гуэль. Март месяц 2014 года. Цветущие глицинии на фоне камня, что тоже живой — принимающий различные формы.
Парк Гуэль. Нижняя галерея ("Музейная") в готическом стиле. Образец Архитектурного ландшафта из рассыпанных по горе камней, что вдруг поднялись и превратились в галереи-залы, дарящие тень, волшебные перспективы, завораживающую пластику.
Парк Гуэль. Нижняя галерея («Музейная») в готическом стиле.
Образец Архитектурного ландшафта из рассыпанных по горе
камней, что вдруг поднялись и превратились в галереи-залы,
дарящие тень, волшебные перспективы, завораживающую пластику.
Парк Гуэля. Нижний виадук ("Музейный") в готическом стиле. Каменная галерея в прогулочной зоне оборудована решетчатым ограждением, сиденьями для отдыха и тронами для восседания...
Парк Гуэля. Нижний виадук («Музейный») в готическом стиле. Каменная галерея в прогулочной зоне оборудована решетчатым ограждением, сиденьями для отдыха и тронами для восседания…
Парк Гуэля. Нижний виадук ("Музейный") в готическом стиле. Каменная галерея в прогулочной зоне оборудована решетчатым ограждением, сиденьями для отдыха и тронами для восседания. Все удобно, благодаря сомасштабности с человеком...
Парк Гуэля. Нижний виадук («Музейный») в готическом стиле. Каменная галерея в прогулочной зоне оборудована решетчатым ограждением, сиденьями для отдыха и тронами для восседания.
Все удобно, благодаря сомасштабности с человеком…
Парк Гуэля. Нижний виадук ("Музейный") в готическом стиле. Каменная галерея в прогулочной зоне оборудована решетчатым ограждением, сиденьями для отдыха и тронами для восседания. Все удобно, благодаря сомасштабности с человеком...
Парк Гуэля. Нижний виадук («Музейный») в готическом стиле. Каменная галерея в прогулочной зоне оборудована решетчатым ограждением, сиденьями для отдыха и тронами для восседания.
Все удобно, благодаря сомасштабности с человеком…
Парк Гуэля. Нижний виадук ("Музейный") в готическом стиле.  Все множится в бесконечности перспектив, ракурсов, деталей. Все существует не само по себе, а в чудесной игре с тем, кто попал под воздействие архитектурного воображения...
Парк Гуэля. Нижний виадук («Музейный») в готическом стиле.
Все множится в бесконечности перспектив, ракурсов, деталей.
Все существует не само по себе, а в чудесной игре с тем,
кто попал под воздействие архитектурного воображения…
Фото слева - портрет агавы, очень распространенной в Парке.  Фото справа - вид с галереи на Барселону и Средиземное море.
Фото слева — портрет агавы, очень распространенной в Парке.
Фото справа — вид с галереи на Барселону и Средиземное море.

В Европу агава завезена вскоре после открытия Америки (вместе с зелеными попугаями). Наиболее распространена Агава американская (Agave americana), культивируемая в Средиземноморье как декоративное растение. И есть за что…

Агава американская — кустовидное растение с укороченным стеблем и 20-30 крупными мясистыми листьями с колючим острием, собранными в прикорневую розетку. Листья длиной до 2 метров и шириной около 25 сантиметров имеют колючие зубчики по краям. Из розетки раз в жизни растения вырастает громадное метельчатое соцветие желтых цветков до 9 метров высотой. После этого растение отмирает, давая из основания новые побеги.

Парк Гуэля. Нижний виадук ("Музейный") в готическом стиле. Каменная галерея из "дерев" с "птичьими гнездами" - живая. Она делает изгиб, столь напружиненный силой, что возникает ощущение самостоятельно движущихся дерев... Галина Зеленская
Парк Гуэля. Нижний виадук («Музейный») в готическом стиле. Каменная галерея из «дерев» с «птичьими гнездами» — живая.
Она делает изгиб, столь напружиненный силой, что возникает ощущение самостоятельно движущихся дерев…

Всего в Парке три виадука: Нижний, Средний и Верхний, каждый из которых выполнен в своем стиле: Нижний («Музейный») — в готическом, Средний («виадук Прачки» и «виадук Дерева») — в стиле барокко, а Верхний («виадук Вазонов» или «виадук Влюбленных») — в романском. Хотя всё это деление довольно условно, так как везде преобладает грубоватая руиноподобная каменная отделка.

Средний ("виадук Прачки"), выполненный в стиле барокко.  То - самый яркий пример стилевого подражания: колонны одной стороны угловой галереи скручены в спирали, они стоят на грани устойчивости, они в опоры играют.
Средний («виадук Прачки»), выполненный в стиле барокко.
То — самый яркий пример стилевого подражания:
колонны одной стороны угловой галереи скручены в спирали,
они стоят на грани устойчивости, они в опоры играют.
Средний ("виадук Прачки"), выполненный в стиле барокко.  То - самый яркий пример стилевого подражания: колонны другой стороны угловой галереи имеют вертикальный раскос, и они стоят на грани устойчивости, и они в опоры играют.
Средний («виадук Прачки»), выполненный в стиле барокко.
То — самый яркий пример стилевого подражания:
колонны другой стороны угловой галереи имеют вертикальный раскос, и они стоят на грани устойчивости, и они в опоры играют.

Последняя в ряду колонн — фигура «Прачки» во всей своей неколебимой статичности. Фигура стоит на пьедестале. На голове у нее — корзина с бельем, которую она поддерживает левой рукой, а правой рукой упирается в бок для сохранения равновесия.

Средний ("виадук Прачки"), выполненный в стиле барокко.  Сопряжение падающей колонны и вертикального распора, по образу своему похожего на росток, что в несущей конструкции столь важную роль играет...
Средний («виадук Прачки»), выполненный в стиле барокко.
Сопряжение падающей колонны и вертикального распора,
по образу своему похожего на росток, что в несущей конструкции столь важную роль играет…
Средний ("виадук Прачки"), выполненный в стиле барокко. Глубинная перспектива внутренней галереи, похожей на зал с наклонными опорами и стенами. Такого не бывает.  Здесь есть все, что хочет воображение, и никого не пугает...
Средний («виадук Прачки»), выполненный в стиле барокко.
Глубинная перспектива внутренней галереи, похожей на зал
с наклонными опорами и стенами. Такого не бывает.
Здесь есть все, что хочет воображение, и никого не пугает…
Средний ("виадук Прачки"), выполненный в стиле барокко. На первой фотографии "Прачка" изображена в три четверти, здесь - в профиль, при котором она устойчивости своей не теряет.
Средний («виадук Прачки»), выполненный в стиле барокко.
На первой фотографии «Прачка» изображена в три четверти,
здесь — в профиль, при котором она устойчивости своей не теряет.
Средний ("виадук Прачки"), выполненный в стиле барокко. На фото слева - "Прачка", изображенная в фас. На фото справа - грот в угловом повороте галереи. Камень, форму обретая, образности не теряет - играет...
Средний («виадук Прачки»), выполненный в стиле барокко.
На фото слева — «Прачка», изображенная в фас.
На фото справа — грот в угловом повороте галереи.
Камень, форму обретая, образности не теряет — играет…
Парк Гуэля. Средний ("виадук Дерева") — в стиле барокко. В этом виадуке до сих пор растет рожковое дерево,  похожее на древнее чудовище по образной силе своей.
Парк Гуэля. Средний («виадук Дерева») — в стиле барокко.
В этом виадуке до сих пор растет рожковое дерево,
похожее на древнее чудовище по образной силе своей.
Средний виадук называют виадук Альгарробо из-за старого рожкового дерева (альгарробо). Рожко́вое де́рево — растение семейства Бобовых. Издавна культивируется в Средиземноморье; местами одичало. Его семена со времён Древнего Рима используются как мера веса, поскольку отличаются постоянством массы

Несмотря на советы помощников, у Гауди не поднялась рука спилить его. До сих пор это столетнее корявое дерево корнями впивается в землю, не желая погибать. «Древнее чудовище» осталось на своем месте, придав галерее сказочность, фантастичность, какую-то особую одухотворенность…

26

Парк Гуэля. Средний ("виадук Дерева") — в стиле барокко. Здесь стоит три ряда мощных вертикальных, как положено, колонн, что при изгибе оси колонного зала создаёт не менее зачаровывающую игру перспективы...
Парк Гуэля. Средний («виадук Дерева») — в стиле барокко.
Здесь стоит три ряда мощных вертикальных, как положено, колонн, что при изгибе оси колонного зала создаёт не менее зачаровывающую игру перспективы…
Парк Гуэля. Средний ("виадук Дерева") — в стиле барокко. Здесь стоит три ряда мощных вертикальных, как положено, колонн, что создаёт не менее зачаровывающую игру перспективы...
Парк Гуэля. Средний («виадук Дерева») — в стиле барокко.
Здесь стоит три ряда мощных вертикальных, как положено, колонн, что создаёт не менее зачаровывающую игру перспективы…

А благодаря тому, что в туннелях прекрасная акустика, в каждом из них обязательно располагается гитарист или певец, а то и целый ансамбль. Так что во время отдыха слух путешественника будет услаждён звучанием совершенно разной музыки: как в концертном центре с разными залами – останется только выбрать на свой вкус. И это очень приятно.

Парк Гуэля. Средний ("виадук Дерева") — в стиле барокко. Здесь стоит три ряда мощных вертикальных, как положено, колонн, что создаёт не менее зачаровывающую игру перспективы...с
Парк Гуэля. Средний («виадук Дерева») — в стиле барокко.
Здесь стоит три ряда мощных вертикальных, как положено, колонн, что создаёт не менее зачаровывающую игру перспективы…с
Парк Гуэля. Средний ("виадук Прачки" и "виадук Дерева") —  в стиле барокко. Архитектурный ландшафт буквально потрясает зачаровывающей игрой перспектив и переднего плана...
Парк Гуэля. Средний («виадук Прачки» и «виадук Дерева») —
в стиле барокко. Архитектурный ландшафт буквально потрясает зачаровывающей игрой перспектив и переднего плана…
Парк Гуэля. Средний ("виадук Прачки" и "виадук Дерева") — в стиле барокко. Архитектурный ландшафт буквально потрясает зачаровывающей игрой светящейся зелени на фоне камня в тени...
Парк Гуэля. Средний («виадук Прачки» и «виадук Дерева») —
в стиле барокко. Архитектурный ландшафт буквально потрясает зачаровывающей игрой светящейся зелени на фоне камня в тени…
Верхний ("виадук Вазонов" или "виадук Влюбленных") выполнен в романском стиле. Образец тому - мощные подпорные стены.
Верхний («виадук Вазонов» или «виадук Влюбленных») выполнен
в романском стиле. Образец тому — мощные подпорные стены.

Третий — Верхний — виадук очень сложен в объемно-пространственной композиции своей. Во-первых, он трехчастен по высоте: имеет три уровня. Первый уровень — подпорная конструкция. Второй — колонная прогулочная аллея. Третий — видовая открытая аллея. Кроме того, верхний виадук имеет сложную планировочную конфигурацию, позволяющую формировать не только аллеи, но и залы.

Верхний ("виадук Вазонов" или "виадук Влюбленных") выполнен в романском стиле. Пример тому - мощные подпорные стены. Здесь "Птичьи гнёзда» кажутся сросшимися со склоном холма  всей своей плотью...
Верхний («виадук Вазонов» или «виадук Влюбленных») выполнен
в романском стиле. Пример тому — мощные подпорные стены.
Здесь «Птичьи гнёзда» кажутся сросшимися со склоном холма
всей своей плотью…
Верхний ("виадук Вазонов" или "виадук Влюбленных") выполнен в романском стиле. Второй уровень виадука - прогулочный  в окружении мощных каменных колонн, несущих вазоны с агавами.
Верхний («виадук Вазонов» или «виадук Влюбленных») выполнен
в романском стиле. Второй уровень виадука — прогулочный
в окружении мощных каменных колонн, несущих вазоны с агавами.
Верхний ("виадук Вазонов" или "виадук Влюбленных") выполнен в романском стиле. Второй уровень виадука - прогулочный в окружении мощных каменных колонн, несущих вазоны с агавами.
Верхний («виадук Вазонов» или «виадук Влюбленных») выполнен
в романском стиле. Второй уровень виадука — прогулочный
в окружении мощных каменных колонн, несущих вазоны с агавами.
Верхний ("виадук Вазонов" или "виадук Влюбленных") выполнен в романском стиле. Второй уровень виадука - прогулочный в окружении мощных каменных колонн, несущих ограждение третьей террасы, похожее на вазоны.
Верхний («виадук Вазонов» или «виадук Влюбленных») выполнен
в романском стиле. Второй уровень виадука — прогулочный
в окружении мощных каменных колонн, несущих ограждение третьей террасы, похожее на вазоны.
Парк Гуэля. Верхний виадук в романском стиле. Агава американская с желтыми полосами по краям листьев;  растет медленнее, чем то же растение с зелеными листьями, зато она больше похожа на красочный цветок...
Парк Гуэля. Верхний виадук в романском стиле.
Агава американская с желтыми полосами по краям листьев;
растет медленнее, чем то же растение с зелеными листьями,
зато она больше похожа на красочный цветок…
Парк Гуэля. Верхний виадук в романском стиле.
Парк Гуэля. Верхний виадук в романском стиле.
Парк Гуэля. Верхний виадук в романском стиле.
Парк Гуэля. Верхний виадук в романском стиле.
Парк Гуэля. Верхний виадук в романском стиле.
Парк Гуэля. Верхний виадук в романском стиле.
Парк Гуэля. Верхний виадук в романском стиле.
Парк Гуэля. Верхний виадук в романском стиле.

Узкие извилистые тропинки и широкие дороги на склоне горы, откуда открывается почти весь город, сходятся и вновь разбегаются, вьются серпантином между кустов дрока и агавы, мимо сосен с изломанными стволами и стройных пальм.

В этом чудо-парке камень оживает, а цветы, деревья, животные, напротив, застывают в причудливо сказочном образе. Все это стало почти идеальным воплощением мечты мастера о том, что «архитектурные сооружения не должны бросать вызов природе, но гармонировать с ней и, если возможно, даже сливаться в единый ансамбль».

Парк Гуэля. Верхний виадук в романском стиле.
Парк Гуэля. Верхний виадук в романском стиле.

К слову о буйно разросшейся зелени на холме, что назывался Лысой горой… Почти все зелёные насаждения, которые есть в Парке Гуэль сегодня, – это результат кропотливого ландшафтного труда. Воспроизводя природные формы в своей архитектуре, Гауди хорошо изучил своего учителя: он замечательно разбирался в средиземноморской и тропической флоре, сельскохозяйственных культурах своей полосы.

Общий вид на Лысую гору с тремя виадуками и центральной общественной зоной...
Общий вид на Лысую гору с тремя виадуками
и центральной общественной зоной…

Гауди очень бережно относился к сумевшим выжить на Лысой горе растениям: если деревья мешали строительству, их выкапывали и после проведения работ, сажали обратно. В результате почти весь холм был засажен растениями. Они тут прижились в том числе и благодаря правильно организованной системе водоснабжения. Но главное, по-моему, сегодня воспринимается труднее. Гауди устроил в озелененном парке не только три прогулочных виадука, в которых Свет борется с тенью.

ДОБИВАЯСЬ ЕДИНЕНИЯ НЕБА И ЗЕМЛИ,
ГАУДИ ПРОЛОЖИЛ МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ
ДУХОВНОГО ОЧИЩЕНИЯ ПАЛОМНИКОВ,
ПОДНИМАЮЩИХСЯ К ГОРЕ ГОЛГОФЕ,
ГДЕ БЫЛ РАСПЯТ ИИСУС ХРИСТОС…

Гора Голгофа с тремя Крестами, расположенная на самой верхней точке парка Гуэля, что, по мысли Гауди, должна завершать метафорический путь духовного очищения, которым проходят путники, двигаясь по трем виадукам, где идет борьба Света и тени...
Гора Голгофа с тремя Крестами, расположенная на самой верхней точке парка Гуэля, что, по мысли Гауди, должна завершать метафорический путь духовного очищения, которым проходят
путники, двигаясь по трем виадукам, где идет борьба Света и тени…

На самой верхней точке парка Гауди собирался возвести часовню. Однако были сооружены лишь Три креста разных размеров и ориентированных в различных направлениях. После начала работ здесь были обнаружены пещеры с ископаемыми носорогами и другими животными. Это побудило Гауди создать кресты в духе мегалитических талайотов Балеарских островов, что, по его замыслу, должно было подчеркнуть древность парка и всей Каталонии.

Гора Голгофа с тремя Крестами, расположенная на самой верхней точке парка Гуэля, что, по мысли Гауди, должна завершать метафорический путь духовного очищения, которым проходят путники, двигаясь по трем виадукам, где идет борьба Света и тени...
Гора Голгофа с тремя Крестами, расположенная на самой верхней точке парка Гуэля, что, по мысли Гауди, должна завершать метафорический путь духовного очищения, которым проходят
путники, двигаясь по трем виадукам, где идет борьба Света и тени…

Гражданская война в Испании, к сожалению, не обошла стороной этот тихий оазис на Лысой горе. В 1936 году были разрушены все три креста Голгофы: нынешний кресты являются точными копиями.

Путники, знают они о том или нет, поднимаются в гору,
оказываясь в месте, что, судя по состоянию пространства, источает какие-то древние — мистические — силы…

Вид с Голгофы на Барселону и Саграду Фамилиа Антонио Гауди, что к 2026 году будет непременно достроена каталонцами.
Вид с Голгофы на Барселону и Саграду Фамилиа Антонио Гауди,
что к 2026 году будет непременно достроена каталонцами.

Оставить комментарий: