![Барселона. Калье Ноу де ла Рамбла. Дворец Гуэля. Архитектор Антонио Гауди. 1885—1890 годы. .Главный фасад Дворца с эркером (трибуной) на уровне бельэтажа.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/01-58-1024x610.jpg)
Архитектор Антонио Гауди. 1885—1890 годы.
.Главный фасад Дворца с эркером (трибуной) на уровне бельэтажа.
Перед тем, как начать рассмотрение Парадной части Дворца, предлагаю вернуться к Главному фасаду, возобновив в памяти образ двух параболических арок Первого этажа и эркера Бельэтажа, к которому эта часть примыкает.
Эркер тянется через всю длину здания. Состоит из череды вытянутых по высоте проемов — с вертикальными импостами и с ажурными решетками. Слева эркер поднят на Третий этаж на два оконных пролета. Справа — на три оконных пролета. Между ними остается шесть оконных пролетов. Запомним числа: 2 — 6 — 3.
Все, входим в здание.
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы. Боковая Парадная лестница, ведущая с Антресольного этажа на БЕЛЬЭТАЖ. Проход в приватную часть дворцовых помещений: Зал для дружеских встреч, Малую гостиную и Столовую.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/02-58-1024x631.jpg)
Боковая Парадная лестница, ведущая с Антресольного этажа на БЕЛЬЭТАЖ. Проход в приватную часть дворцовых помещений: Зал для дружеских встреч, Малую гостиную и Столовую.
Опять воспоминание. В прошлый раз, следуя в Приватную часть Бельэтажа, мы поворачивали направо и шли в отдаленные (точнее — отделенные тамбурами) три зала, прилежащих к южному, Дворовому фасаду здания.
Теперь нам не нужно никуда поворачивать: прямо по курсу нас ждет Прихожая — первый из трех залов Парадной части, в которой, помимо Прихожей, есть еще и Зал ожидания, и Приемная. Следуем, как велят оси…
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Парадная часть помещений, расположенных в северной части здания, что тянется вдоль Калье Ноу де ла Рамбла. Прихожая. За монументальным порталом - Зал ожидания..](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/03-58-935x1024.jpg)
Бельэтаж. Парадная часть помещений, расположенных в северной части здания, что тянется вдоль Калье Ноу де ла Рамбла.
Прихожая. За монументальным порталом — Зал ожидания..
Опять… Прихожая не выделена никакими стенами глухими (как того требуют пожарники от нас). Пространство течет, куда велят монументальные порталы. Пространство замирает перед арочно-колонным «занавесом» (а не стеной), за которым светится ажурный северный фасад.
Зонирование Парадной лестницы и Парадной прихожей достигается с помощью одной колонны, что стоит там, где должна стоять. Все просто, величественно и… Гениально!
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы. Бельэтаж. Прихожая с декоративной стеной из двух параболических арок серого мрамора и витражных вставок. Геометрия стены-завесы скоординирована с геометрией эркера на главном фасаде.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/04-58-1024x683.jpg)
Бельэтаж. Прихожая с декоративной стеной из двух параболических арок серого мрамора и витражных вставок. Геометрия стены-завесы скоординирована с геометрией эркера на главном фасаде.
Параболических арок на колоннах ДВЕ. Вспоминайте Главный фасад: на нем тоже два оконных пролета поднимаются на Третий этаж. Координация очевидна, как и другое… Арки монументальны, ажурный декор окон изящен: напоминает дождевые струи, что бегут по стеклу.
Слышите музыку? Музыка несомненно звучит…
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/05-58-682x1024.jpg)
Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать
буквально графический эффект координации стены-завесы
с геометрией эркера на главном фасаде
Зачем это делается?
Все же позвольте вопрос задать
Стена-завеса из арочно-колонного ряда оживляет Пространство, начинающего двигаться. Без нее оно превратилось бы в мертвую пустоту, определяющую габарит Прихожей: ее площадь и высоту.
В Гаудианском исполнении Пространство звучит.
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/06-58-961x1024.jpg)
Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде
Наслаждайтесь чистой эстетикой Архитектурных форм,
что так изысканно моделируют состояние Пространства…
Оживающего… Устремляющегося… Зависающего…
Это способен делать только Он — Гауди.
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/07-57-767x1024.jpg)
Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде
Наслаждайтесь игрой архитектурных форм,
которыми становятся Свет и Тени…
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/08-57-767x1024.jpg)
Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде
Наслаждайтесь…
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Прихожая в двух арочно-колонных пролетах, скоординированных с геометрией эркера на главном фасаде. И следующий за Прихожей несколько иной Зал ожидания.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/09-57-1024x693.jpg)
Бельэтаж. Прихожая в двух арочно-колонных пролетах, скоординированных с геометрией эркера на главном фасаде. И следующий за Прихожей несколько иной Зал ожидания.
Зал ожидания имеет двойную завесу, устроенную весьма оригинально. Все дело в трех колоннах, объединенных цокольным основанием изогнутых очертаний. Одна колонна с округлой капителью выставлена вперед. На передние колонны опираются параболические арки. Две других колонны с консольными капителями задвинуты в глубину. Они поддерживают прямоугольную завесу. Разница высот колонн позволяет видеть обе завесы — и арочную, и прямоугольную.
Результат приковывает к себе внимание…
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Зал ожидания с четырьмя трех-колонными группами, скоординированными с геометрией эркера на Главном фасаде за счет появления в начале и конце ряда арки меньшей высоты.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/10-57-1024x734.jpg)
Бельэтаж. Зал ожидания с четырьмя трех-колонными группами, скоординированными с геометрией эркера на Главном фасаде за счет появления в начале и конце ряда арки меньшей высоты.
Можете проверить, просчитав по фасаду ход оконных проемов. Можете поверить мне на слово и предаться эстетическому наслаждению, которое несомненно вызовет столь многозвучная координация. Жаль, что засвечены верха, но ничего не поделать: съемка в контрсвете эффектна, но не идеальна.
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Зал ожидания с двойной стеной-завесой на трех колонном основании. Фото слева - вход в Центральный салон. Фото справа - оконно-колонный модуль оживления Пространства](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/11-57-1024x723.jpg)
Бельэтаж. Зал ожидания с двойной стеной-завесой на трех колонном основании. Фото слева — вход в Центральный салон.
Фото справа — оконно-колонный модуль оживления Пространства
Нет-нет, в Центральный салон мы сейчас не пойдем: он требует к себе особого, всепоглощающего внимания. Мне эта фотография нужна, чтобы показать: перетекание — главный принцип пространственной организации Дворца.
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Зал ожидания с четырьмя трех-колонными группами, скоординированными с геометрией эркера на Главном фасаде за счет появления в начале и конце ряда арки меньшей высоты.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/12-57-1024x592.jpg)
Бельэтаж. Зал ожидания с четырьмя трех-колонными группами, скоординированными с геометрией эркера на Главном фасаде за счет появления в начале и конце ряда арки меньшей высоты.
Смотрю на фотографию и вспоминаю реалии… Как это все красиво. Арочная завеса на колоннах с округлыми капителями. Прямоугольная завеса на колоннах с капителями по виду консольными. Малая арка в начале ряда. Все, казалось бы, так просто и в Простоте высокой своей — художественно.
Заказчику нравились подобные излишества? Известно… Для Гауди было крайне важно, что Гуэль не лимитировал бюджет его построек. Секретарь и главное доверенное лицо Гуэля Раймон Кампамар был шокирован свободой, которой пользовался архитектор. «Я наполняю карманы дона Эусебио, а Гауди опустошает их», — жаловался он. Однако Гуэль не считал, что Гауди тратит так уж много, и позволял ему следовать своим фантазиям, используя самые лучшие материалы.
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Зал ожидания. Слева - портал, ведущий в Центральный салон. Прямо - портал, ведущий в Приемный зал.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/13-53.jpg)
Бельэтаж. Зал ожидания. Слева — портал, ведущий в Центральный салон. Прямо — портал, ведущий в Приемный зал.
Зал ожидания буквально именуется «Залом потерянных шагов» (sala de los pasos perdidos, sala de passos perduts). «Залом потерянных, или напрасных, шагов» обычно называли просторный вестибюль, сообщавшийся с различными залами и комнатами административных и общественных зданий. Здесь — личная резиденция с желаемым общественным размахом.
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Приемный зал. Фотография до музеефикации Дворца, когда еще сохранялась его "обжитость". Слева -портал, ведущий в дамскую туалетную комнату.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/14-52-767x1024.jpg)
Бельэтаж. Приемный зал. Фотография до музеефикации Дворца, когда еще сохранялась его «обжитость». Слева -портал, ведущий в дамскую туалетную комнату.
Путеводители сообщают… Стоит отметить, что нынешние интерьеры практически лишены мебели и прочих предметов обстановки. Это сделано для того, чтобы внимание зрителей целиком сосредоточилось на архитектуре здания, а не на образе жизни семьи Гуэля. Впрочем, есть и более прозаическое объяснение этой скудости: оригинальная мебель из дворца находится в собственности наследников Эусебио Гуэля. Та мебель, которую всё-таки можно сегодня увидеть во дворце, была приобретена провинциальным советом Барселоны (Diputació de Barcelona) и находится в стеклянных витринах, призванных защищать драгоценные предметы от повреждений.
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы. Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Левый фрагмент декорировки наружной стены арочно-колонной завесой и ярким цветным витражом.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/15-51-1024x654.jpg)
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Левый фрагмент декорировки наружной стены
арочно-колонной завесой и ярким цветным витражом.
Витражи представляют собой сетки с прямоугольными ячейками, в которые вписаны цветы лотоса. В медальоне по центру витража изображен персонаж из шекспировских героев. Таких витражей в зале два — в начале и в конце стены.
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы. Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Правый фрагмент декорировки наружной стены, идентичный левому. Виден фриз самого красивого во Дворце потолка.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/16-51-810x1024.jpg)
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Правый фрагмент декорировки наружной стены, идентичный левому. Виден фриз самого красивого во Дворце потолка.
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы. Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Вид на трехпролетную арочно-колонную стену-завесу, что, как и раньше скоординирована с геометрией эркера на Главном фасаде.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/17-41-767x1024.jpg)
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Вид на трехпролетную арочно-колонную стену-завесу, что, как и раньше скоординирована с геометрией эркера на Главном фасаде.
Нынешние посетители Дворца с электронными гидами в руках казались полутенями, загипнотизированными красотой зала особенно его деревянного потолка.
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Арочно-колонная стена-завеса и золотой деревянный потолок. Справа - портал, через который виден Зал ожидания.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/18-40-1024x683.jpg)
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Арочно-колонная стена-завеса и золотой деревянный потолок.
Справа — портал, через который виден Зал ожидания.
Пурпурно-красноватый цвет стен вызывает аллюзии королевских дворцов и великолепно сочетается с деревянной резьбой. Но потолок — изумление, потрясение, восторг!!!
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Арочно-колонная стена-завеса и золотой деревянный потолок. Слева - портал, ведущий в дамскую туалетную комнату.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/19-40-1024x650.jpg)
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Арочно-колонная стена-завеса и золотой деревянный потолок.
Слева — портал, ведущий в дамскую туалетную комнату.
Продолжайте потрясаться. Я немею…
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы. Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Вид на потолок через арочно-колонную стену-завесу.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/20-40-1024x681.jpg)
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Вид на потолок через арочно-колонную стену-завесу.
Можно в одном кадре передать самое значительное, что есть в художественном решении Дворца? Оказывается, можно…
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Вид на золотой деревянный потолок, забирающий все внимание.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/21-32-1024x698.jpg)
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Вид на золотой деревянный потолок, забирающий все внимание.
Потолок выполнен из дуба, украшен сусальным золотом и орнаментами из кованого железа. Как и на других потолках этого этажа, кессоны в Приемном зале являются несущими, то есть потолочное покрытие играет не только декоративную, но и конструктивную роль.
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Вид на золотой деревянный потолок, забирающий все внимание.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/22-30-1024x768.jpg)
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Вид на золотой деревянный потолок, забирающий все внимание.
С квадратов, образованных пересекающимися балками, подобно сталактитам, свисают кованые мукарны, характерные для стиля мудехар. Мукарны, в архитектуре Ближнего и Среднего Востока, — декоративные выступы призматической формы.
Стиль «мудехар» возрождается в Испании.во II-й половине XIX века и I-й половине XX века.Родился этот стиль в VIII веке, когд в Испании работало много мавританских мастеров (мудехаров), которые использовали мавританские мотивы в украшении зданий.
Гауди псоле Дворца Гуэля не будет обращаться к стилю «мудехар» — его захватят задачи самовыражения…
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Фрагменты резного настенного декора.
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Фрагменты резного настенного декора.
Бельэтаж. Сохранившаяся мебель в дамской туалетной комнате, потолок которой позолочен, ибо во Дворце все — произведение высокого искусства..
Бельэтаж. Зал ожидания. Вид на Центральный салон
через внутренний оконный проем в форме параболической арки.
Светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.
Возвращаемся в Зал ожидания, чтобы отдать должное красоте стены, противолежащей фасадной. Это — внутренняя стена, отделяющая Центральный салон от зала, в котором мы находимся. Только… Стены, как таковой, опять нет. Есть арочные проемы для перетекания Пространства.
Бельэтаж. Зал ожидания. Вид на Центральный салон
через внутренний оконный проем в виде параболической арки.
Слева — светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.
Светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.
Светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.
Бельэтаж. Зал ожидания. Вид на Центральный салон
через внутренний оконный проем в виде параболической арки.
Слева — светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.
Мы в Центральный салон непременно войдем через портал с двумя светильниками. Войдем, но… В следующий раз.
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Зал ожидания. Вход в Центральный салон.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/32-10-767x1024.jpg)
Бельэтаж. Зал ожидания. Вход в Центральный салон.