Дворец Гуэля: Парадная часть бельэтажа

Барселона. Калье Ноу де ла Рамбла. Дворец Гуэля. Архитектор Антонио Гауди. 1885—1890 годы. .Главный фасад Дворца с эркером (трибуной) на уровне бельэтажа.
Барселона. Калье Ноу де ла Рамбла. Дворец Гуэля.
Архитектор Антонио Гауди. 1885—1890 годы.
.Главный фасад Дворца с эркером (трибуной) на уровне бельэтажа.

Перед тем, как начать рассмотрение Парадной части Дворца, предлагаю вернуться к Главному фасаду, возобновив в памяти образ двух параболических арок Первого этажа и эркера Бельэтажа, к которому эта часть примыкает.

Эркер тянется через всю длину здания. Состоит из череды вытянутых по высоте проемов — с вертикальными импостами и с ажурными решетками. Слева эркер поднят на Третий этаж на два оконных пролета. Справа — на три оконных пролета. Между ними остается шесть оконных пролетов. Запомним числа: 2 — 6 — 3.

Все, входим в здание.

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы. Боковая Парадная лестница, ведущая с Антресольного этажа на БЕЛЬЭТАЖ. Проход в приватную часть дворцовых помещений: Зал для дружеских встреч, Малую гостиную и Столовую.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы.
Боковая Парадная лестница, ведущая с Антресольного этажа на БЕЛЬЭТАЖ. Проход в приватную часть дворцовых помещений: Зал для дружеских встреч, Малую гостиную и Столовую.

Опять воспоминание. В прошлый раз, следуя в Приватную часть Бельэтажа, мы поворачивали направо и шли в отдаленные (точнее — отделенные тамбурами) три зала, прилежащих к южному, Дворовому фасаду здания.

Теперь нам не нужно никуда поворачивать: прямо по курсу нас ждет Прихожая — первый из трех залов Парадной части, в которой, помимо Прихожей, есть еще и Зал ожидания, и Приемная. Следуем, как велят оси…

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Парадная часть помещений, расположенных в северной части здания, что тянется вдоль Калье Ноу де ла Рамбла. Прихожая. За монументальным порталом - Зал ожидания..
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Парадная часть помещений, расположенных в северной части здания, что тянется вдоль Калье Ноу де ла Рамбла.
Прихожая. За монументальным порталом — Зал ожидания..

Опять… Прихожая не выделена никакими стенами глухими (как того требуют пожарники от нас). Пространство течет, куда велят монументальные порталы. Пространство замирает перед арочно-колонным «занавесом» (а не стеной), за которым светится ажурный северный фасад.

Зонирование Парадной лестницы и Парадной прихожей достигается с помощью одной колонны, что стоит там, где должна стоять. Все просто, величественно и… Гениально!

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы. Бельэтаж. Прихожая с декоративной стеной из двух параболических арок серого мрамора и витражных вставок. Геометрия стены-завесы скоординирована с геометрией эркера на главном фасаде.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы.
Бельэтаж. Прихожая с декоративной стеной из двух параболических арок серого мрамора и витражных вставок. Геометрия стены-завесы скоординирована с геометрией эркера на главном фасаде.

Параболических арок на колоннах ДВЕ. Вспоминайте Главный фасад: на нем тоже два оконных пролета поднимаются на Третий этаж. Координация очевидна, как и другое… Арки монументальны, ажурный декор окон изящен: напоминает дождевые струи, что бегут по стеклу.

Слышите музыку? Музыка несомненно звучит…

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать
буквально графический эффект координации стены-завесы
с геометрией эркера на главном фасаде

Зачем это делается?
Все же позвольте вопрос задать

Стена-завеса из арочно-колонного ряда оживляет Пространство, начинающего двигаться. Без нее оно превратилось бы в мертвую пустоту, определяющую габарит Прихожей: ее площадь и высоту.

В Гаудианском исполнении Пространство звучит.

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде

Наслаждайтесь чистой эстетикой Архитектурных форм,
что так изысканно моделируют состояние Пространства…
Оживающего… Устремляющегося… Зависающего…

Это способен делать только Он — Гауди.

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде

Наслаждайтесь игрой архитектурных форм,
которыми становятся Свет и Тени…

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Прихожая в контрсвете. Прием позволяет передать буквально графический эффект координации стены-завесы с геометрией эркера на главном фасаде

Наслаждайтесь…

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Прихожая в двух арочно-колонных пролетах, скоординированных с геометрией эркера на главном фасаде. И следующий за Прихожей несколько иной Зал ожидания.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Прихожая в двух арочно-колонных пролетах, скоординированных с геометрией эркера на главном фасаде. И следующий за Прихожей несколько иной Зал ожидания.

Зал ожидания имеет двойную завесу, устроенную весьма оригинально. Все дело в трех колоннах, объединенных цокольным основанием изогнутых очертаний. Одна колонна с округлой капителью выставлена вперед. На передние колонны опираются параболические арки. Две других колонны с консольными капителями задвинуты в глубину. Они поддерживают прямоугольную завесу. Разница высот колонн позволяет видеть обе завесы — и арочную, и прямоугольную.

Результат приковывает к себе внимание…

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Зал ожидания с четырьмя трех-колонными группами, скоординированными с геометрией эркера на Главном фасаде за счет появления в начале и конце ряда арки меньшей высоты.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Зал ожидания с четырьмя трех-колонными группами, скоординированными с геометрией эркера на Главном фасаде за счет появления в начале и конце ряда арки меньшей высоты.

Можете проверить, просчитав по фасаду ход оконных проемов. Можете поверить мне на слово и предаться эстетическому наслаждению, которое несомненно вызовет столь многозвучная координация. Жаль, что засвечены верха, но ничего не поделать: съемка в контрсвете эффектна, но не идеальна.

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Зал ожидания с двойной стеной-завесой на трех колонном основании. Фото слева - вход в Центральный салон. Фото справа - оконно-колонный модуль оживления Пространства
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Зал ожидания с двойной стеной-завесой на трех колонном основании. Фото слева — вход в Центральный салон.
Фото справа — оконно-колонный модуль оживления Пространства

Нет-нет, в Центральный салон мы сейчас не пойдем: он требует к себе особого, всепоглощающего внимания. Мне эта фотография нужна, чтобы показать: перетекание — главный принцип пространственной организации Дворца.

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Зал ожидания с четырьмя трех-колонными группами, скоординированными с геометрией эркера на Главном фасаде за счет появления в начале и конце ряда арки меньшей высоты.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Зал ожидания с четырьмя трех-колонными группами, скоординированными с геометрией эркера на Главном фасаде за счет появления в начале и конце ряда арки меньшей высоты.

Смотрю на фотографию и вспоминаю реалии… Как это все красиво. Арочная завеса на колоннах с округлыми капителями. Прямоугольная завеса на колоннах с капителями по виду консольными. Малая арка в начале ряда. Все, казалось бы, так просто и в Простоте высокой своей — художественно.

Заказчику нравились подобные излишества? Известно… Для Гауди было крайне важно, что Гуэль не лимитировал бюджет его построек. Секретарь и главное доверенное лицо Гуэля Раймон Кампамар был шокирован свободой, которой пользовался архитектор. «Я наполняю карманы дона Эусебио, а Гауди опустошает их», — жаловался он. Однако Гуэль не считал, что Гауди тратит так уж много, и позволял ему следовать своим фантазиям, используя самые лучшие материалы.

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Зал ожидания. Слева - портал, ведущий в Центральный салон. Прямо - портал, ведущий в Приемный зал.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Зал ожидания. Слева — портал, ведущий в Центральный салон. Прямо — портал, ведущий в Приемный зал.

Зал ожидания буквально именуется «Залом потерянных шагов» (sala de los pasos perdidos, sala de passos perduts). «Залом потерянных, или напрасных, шагов» обычно называли просторный вестибюль, сообщавшийся с различными залами и комнатами административных и общественных зданий. Здесь — личная резиденция с желаемым общественным размахом.

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Приемный зал. Фотография до музеефикации Дворца, когда еще сохранялась его "обжитость". Слева -портал, ведущий в дамскую туалетную комнату.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Приемный зал. Фотография до музеефикации Дворца, когда еще сохранялась его «обжитость». Слева -портал, ведущий в дамскую туалетную комнату.

Путеводители сообщают… Стоит отметить, что нынешние интерьеры практически лишены мебели и прочих предметов обстановки. Это сделано для того, чтобы внимание зрителей целиком сосредоточилось на архитектуре здания, а не на образе жизни семьи Гуэля. Впрочем, есть и более прозаическое объяснение этой скудости: оригинальная мебель из дворца находится в собственности наследников Эусебио Гуэля. Та мебель, которую всё-таки можно сегодня увидеть во дворце, была приобретена провинциальным советом Барселоны (Diputació de Barcelona) и находится в стеклянных витринах, призванных защищать драгоценные предметы от повреждений.

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы. Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Левый фрагмент декорировки наружной стены арочно-колонной завесой и ярким цветным витражом.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы.
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Левый фрагмент декорировки наружной стены
арочно-колонной завесой и ярким цветным витражом.

Витражи представляют собой сетки с прямоугольными ячейками, в которые вписаны цветы лотоса. В медальоне по центру витража изображен персонаж из шекспировских героев. Таких витражей в зале два — в начале и в конце стены.

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы. Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Правый фрагмент декорировки наружной стены, идентичный левому. Виден фриз самого красивого во Дворце потолка.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы.
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Правый фрагмент декорировки наружной стены, идентичный левому. Виден фриз самого красивого во Дворце потолка.
Сообщают, что лишь представленный на утверждение проект дворца Гуэль чрезвычайно заинтересовал муниципальные и государственные власти. Так, например, в один из дней строительную площадку почтил своим присутствием король Испании Умберто. А проводившаяся в 1894 году на месте возведения дворца экскурсия длилась… три часа!
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы. Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Вид на трехпролетную арочно-колонную стену-завесу, что, как и раньше скоординирована с геометрией эркера на Главном фасаде.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы.
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Вид на трехпролетную арочно-колонную стену-завесу, что, как и раньше скоординирована с геометрией эркера на Главном фасаде.

Нынешние посетители Дворца с электронными гидами в руках казались полутенями, загипнотизированными красотой зала особенно его деревянного потолка.

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Арочно-колонная стена-завеса и золотой деревянный потолок. Справа - портал, через который виден Зал ожидания.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Арочно-колонная стена-завеса и золотой деревянный потолок.
Справа — портал, через который виден Зал ожидания.

Пурпурно-красноватый цвет стен вызывает аллюзии королевских дворцов и великолепно сочетается с деревянной резьбой. Но потолок — изумление, потрясение, восторг!!!

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Арочно-колонная стена-завеса и золотой деревянный потолок. Слева - портал, ведущий в дамскую туалетную комнату.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Арочно-колонная стена-завеса и золотой деревянный потолок.
Слева — портал, ведущий в дамскую туалетную комнату.

Продолжайте потрясаться. Я немею…

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы. Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Вид на потолок через арочно-колонную стену-завесу.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы.
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Вид на потолок через арочно-колонную стену-завесу.

Можно в одном кадре передать самое значительное, что есть в художественном решении Дворца? Оказывается, можно…

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Вид на золотой деревянный потолок, забирающий все внимание.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Вид на золотой деревянный потолок, забирающий все внимание.

Потолок выполнен из дуба, украшен сусальным золотом и орнаментами из кованого железа. Как и на других потолках этого этажа, кессоны в Приемном зале являются несущими, то есть потолочное покрытие играет не только декоративную, но и конструктивную роль.

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Вид на золотой деревянный потолок, забирающий все внимание.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Вид на золотой деревянный потолок, забирающий все внимание.

С квадратов, образованных пересекающимися балками, подобно сталактитам, свисают кованые мукарны, характерные для стиля мудехар. Мукарны, в архитектуре Ближнего и Среднего Востока, — декоративные выступы призматической формы.

Стиль «мудехар» возрождается в Испании.во II-й половине XIX века и I-й половине XX века.Родился этот стиль в VIII веке, когд в Испании работало много мавританских мастеров (мудехаров), которые использовали мавританские мотивы в украшении зданий.

Гауди псоле Дворца Гуэля не будет обращаться к стилю «мудехар» — его захватят задачи самовыражения…

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Фрагменты резного настенного декора.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Фрагменты резного настенного декора.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц. Фрагменты резного настенного декора.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Приемный зал для высокопоставленных лиц.
Фрагменты резного настенного декора.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Дамская туалетная комната, примыкающая к Приемному залу. Видно закругление стены - прием, что постепенно станет типичным для Гауди.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Дамская туалетная комната, примыкающая к Приемному залу. Видно закругление стены — прием, что постепенно станет типичным для Гауди.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Сохранившаяся мебель в дамской туалетной комнате, потолок которой позолочен, ибо во Дворце все - произведение высокого искусства..
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Сохранившаяся мебель в дамской туалетной комнате, потолок которой позолочен, ибо во Дворце все — произведение высокого искусства..
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Зал ожидания. Вид на Центральный салон через внутренний оконный проем в форме параболической арки. Светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Зал ожидания. Вид на Центральный салон
через внутренний оконный проем в форме параболической арки.
Светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.

Возвращаемся в Зал ожидания, чтобы отдать должное красоте стены, противолежащей фасадной. Это — внутренняя стена, отделяющая Центральный салон от зала, в котором мы находимся. Только… Стены, как таковой, опять нет. Есть арочные проемы для перетекания Пространства.

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Зал ожидания. Вид на Центральный салон через внутренний оконный проем в виде параболической арки. Слева - светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Зал ожидания. Вид на Центральный салон
через внутренний оконный проем в виде параболической арки.
Слева — светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Зал ожидания. Вид на Центральный салон через внутренний оконный проем в виде параболической арки. Слева - светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Зал ожидания. Вид на Центральный салон
через внутренний оконный проем в виде параболической арки.
Слева — светильник из кованого железа в виде ветвей и побегов.

Мы в Центральный салон непременно войдем через портал с двумя светильниками. Войдем, но… В следующий раз.

Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы Бельэтаж. Зал ожидания. Вход в Центральный салон.
Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы
Бельэтаж. Зал ожидания. Вход в Центральный салон.

 

<—Дворец Гуэля: Приватная часть бельэтажа.

Дворец Гуэля: Средоточие самых высоких начал…—>

Leave a Reply