Гуэль был очень образованным человеком, ценителем искусств и меценатом и играл активную роль в культурной жизни Барселоны. Кроме того, он был спонсором театральных и оперных постановок, помогал поэтам, активно поддерживал нескольких каталонских художников. Гуэль и сам был талантливым акварелистом и живописцем.
Эусебио Гуэль в 1871 году женился на наследнице другого богатейшего человека Барселоны, первого маркиза Комильяса, которую звали Изабелла Лопес (Isabel López Bru). В браке родилось десять детей.
Мое сердце щемит, больно… Это — «лестничная клетка», что по пожарным нормам должна быть закрытой. Для Гауди приказов извне не существует — ему нужна лестница, что сделав крутой поворот в пространстве, привела бы туда, где всем идущим по ней все обещает подарить эстетическое наслаждение.
Поднимаемся…
По мысли Гауди, «приватная» (господская, хозяйская) часть помещений должна быть спрятана в глубине Дворца — в той его зоне, что примыкает к дворовому фасаду на южной стороне участка. Именно там члены семьи Эусебио Гуэля могут без всяких помех предаваться повседневным занятиям и, главное, общаться друг с другом.
Никто против подобного деления БЕЛЬЭТАЖА
не возражает? Следуем по велению перспективы…
Как оказалось позднее, эта комната нам всем понравилась больше других. Декор в ней строг по структуре — линейной, геометрической. Есть центр симметрии, зеркальные перспективы, масштаб. Повеяло чем-то знакомым — петербургским.
С выводами не будем спешить —
рассмотрим детали интерьера…
Гауди играет, наслаждаясь эффектами светотени, и возникают фигуративные изображения на стекле, забранные в орнаментальные рамы..
Это — образец невиданной изысканности.
Есть тема умирания, как положено в Арт-Нуово?
Есть…
Орнамент великолепен в симметричности своей. И однако, для меня самым эффектным становится решительное вторжение архитектуры в эту иллюзорную красоту. Две колонны побеждают? Нет, став в контрсвете черными и плоскими, они умирают в материальности своей.
Здесь все подчинено борьбе Света и Тени —
Жизни и Смерти, как велит Арт-Нуово…
Птицы в кругах — что печаль на полях.
Воды земные текут, куда желают,
Время упорядоченности лишая.
Стебли шапки цветов поднимают
и, не вынеся тяжести, их роняют.
Все происходит согласно закону Кружения —
на одном месте вечного Кругов верчения…
Резьба по дереву столь тонка, что можно задавать вопросы. Например, сколько птиц вы видите и чем они отличаются друг от друга? Кстати, заметили — четыре птицы на углах витража, и здесь тоже птицы. Чем эта тема закончится?
ПАВЛИН — символ гордости, эмблема красоты и бессмертия. Во многих странах павлин считался королевской птицей. Есть и противоположные значения, но не будем их вспоминать: они не приемлемы для комнаты дружеских общений.
Комната мала — иллюзорных видений много.
И каждое обращено к человеческому сердцу.
Думаю я, именно в этом тайная комнаты прелесть.
Бросаем на Зал прощальный взгляд. Разглядывая детали, мы не замечали, что время его декор не пощадило. Сегодня Зал — частично восстановленный «говорящий» экспонат среди Гаудианских творений.
Смотрим на ажурную завесу из деревянных элементов с металлической орнаментацией. Завеса спускается с потолка, резко меняя масштаб, к которому мы привыкли. Либо Зал мал, либо завеса велика, в любом случае, что-то случилось Что?
В Малой гостиной все изменилось! Все во все стороны раскрылось! Появились кулисы из полированного камня, ажурная деревянная стена, кессонированный потолок. Главное — насыщенность пространственным декором изменила масштаб помещения. Огромное помещение никак нельзя назвать «Малой гостиной»
Есть мнение, на мой взгляд убедительное, что во всем особняке Гауди умело вызывал королевские аллюзии, причем, с определенной целью — чтобы придать зданию еще более благородный вид.
Какое впечатление это нагромождение производит на зрителей? Тяжелое, не могу не признаться я. И все потому что зрители приходят в особняк с опозданием на столетие, принадлежат, чаще всего, к другой культуре, вряд ли имеют представление о каталонской архитектурной традиции. Да, и бродят по залам не в одиночку, а толпой!!!
Еще одним украшением Гостиной является давшая ей название деревянная трибуна с мраморными колоннами (с внешней стороны это — эркер заднего фасада особняка). Вдоль трибуны тянется крытая сафьяном узорчатая скамья полукруглой формы. Выемка у основания спинки и плавные изгибы скамьи идеально приспосабливаются к позвоночнику, обеспечивая максимальное удобство сидения и прекрасный отдых. Тут проявилось характерное уже для раннего творчества Гауди знание эргономики.
Общество незамедлительно отреагировало на подобные введения. Так, 28 декабря 1889 года двое модернистов, завсегдатаев барселонского кафе «Quatre Gats» Русиньоль и Утрилло послали в газету «La Vanguardia» сатирическую пародию на археологические претензии особняка Гуэль. «Не вызывает сомнения, что это — вавилонская конструкция. Если это действительно так, то кто может сказать, куда приведут нас все эти широко обсуждающиеся теории относительно происхождения нашего народа?.. Наиболее вероятный ответ: это сооружение относится к временам Валтасара или Навуходоносора».
Некоторые ценители считают, что нагромождение декоративных деталей, различных по текстуре и материалу, вызывает ассоциации с восточным базаром. Может быть и так, но параболические арки…
Простота и новизна параболических арок
становятся лейтмотивом Дворца Гуэля
и объединяющей формой его интерьера.
В том, что целостность достигается
не только «благодаря», но и «вопреки»
нагромождению декора, таится гений
архитектора Антонио Гауди.
Из эркерного зала можно увидеть великолепную столовую (comedor, menjador). Внутрь помещения туристов не пускают. Это одно из немногих помещений дворца Гуэля, где сохранилась значительная часть оригинальной мебели.
Больше о Семейной столовой я не буду ничего говорить.
Предлагаю насладиться созерцанием великолепного — масштабного, цельного — интерьера без помех…
На дворовом фасаде главенствует большой выступающий эркер — тот, что со скамьей внутри. С внешней стороны оконные проемы эркера закрыты, как того требует южная ориентация участка, решеткой из подвижных пластинок («венецианскими ширмами», или деревянными жалюзи). Они были устроены и затем, считают некоторые, чтобы не смущать обитательниц расположенного по соседству монастыря.