![Барселона. Калье Ноу де ла Рамбла. Дворец Гуэля. Архитектор Антонио Гауди. 1885—1890 годы (Гауди 33 года). Дом в стиле каталонского модернизма является одной из ранних работ архитектора, ставшего после нее знаменитым.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/01-56-1024x592.jpg)
Архитектор Антонио Гауди. 1885—1890 годы (Гауди 33 года).
Дом в стиле каталонского модернизма является одной из ранних работ архитектора, ставшего после нее знаменитым.
Рассмотреть Дворец Гуэля целиком практически невозможно. Причина — прилегающая улица очень узка и не позволяет увидеть здание полностью. Из окон дома напротив просматривается в основном наиболее рациональная часть фасада, а роскошная отделка нижнего этажа видна лишь фрагментарно.
Это — очень досадное обстоятельство, потому что
Дворец в чистоте каменных геометрических форм
и ажурного металлического декора очень красив.
![Барселона. Калье Ноу де ла Рамбла. Дворец Гуэля. Архитектор Антонио Гауди. 1885—1890 годы (Гауди 33 года). Дом в стиле каталонского модернизма является одной из ранних работ архитектора, ставшего после нее знаменитым.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/02-56-787x1024.jpg)
Архитектор Антонио Гауди. 1885—1890 годы (Гауди 33 года).
Дом в стиле каталонского модернизма является одной из ранних работ архитектора, ставшего после нее знаменитым.
Выбор участка был определен тем, что Эусебио Гуэль унаследовал от своего отца дом в южной части бульвара Рамбла. Рядом промышленник решил построить свой новый городской особняк, который соединялся бы со старой семейной резиденцией крытым переходом (эта узкая галерея существует и поныне).
При всем при том, Гуэль хотел, чтобы новый особняк достойно представлял его высокий статус и не уступал расположенному в северной части бульвара Рамбла дворцу Palau Moja, который принадлежал его зятю (брату жены), второму маркизу Комильясу.
Гауди разработал необыкновенный проект, архитектура которого отличалась таким насыщенным содержанием и красотой, что наиболее адекватным для его описания оказалось именно слово «дворец».
![Барселона. Калье Ноу де ла Рамбла. Дворец Гуэля. Архитектор Антонио Гауди. 1885—1890 годы (Гауди 33 года).](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/03-56-1024x592.jpg)
Архитектор Антонио Гауди. 1885—1890 годы (Гауди 33 года).
Хотела бы я взять на прокат органолу и, сидя напротив Дворца, перекладывать в звуки свойственные ему метры-ритмы, масштабы и пропорции. Сначала зазвучал бы басовый фон камня. Потом переборы удлиненных по пропорциям окон стали бы мелодией. Ажурный металлический орнамент дал бы вторую музыкальную тему. После того, как органными аккордами включились в действие две параболические арки, начался бы апофеоз ВОСХОЖДЕНИЯ ввысь — туда, где царят Небо и Райский сад из каменных скульптур.
Есть вопрос: каким при подобном экстерьере
должен быть Гаудианский интерьер?
![Дворец Гуэля. Вестибюльная группа Дворца. Вид на Парадную лестницу, подчиненную центрально-осевой симметрии...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/04-56-1024x736.jpg)
Вид на Парадную лестницу, подчиненную
центрально-осевой симметрии…
Что превращает лестницу в Парадную? Отделочные материалы — те же, что и у подсобных помещений, выходящих в Вестибюль. Различия — только в композиционном решении. В существовании Парадной лестницы все и вся определяет зеркально-осевая симметрия. Правое под ее воздействием тождественно левому. В центре находится нечто самое главное. Здесь — витраж, по цвету подобный Каталонскому флагу. Опять, как и на главном фасаде, подчеркнута патриотическая приверженность хозяина Дворца Гуэля и его друга — архитектора Гауди?
![Дворец Гуэля. Левая (относительно Парадной лестницы) вестибюльная часть Дворца со служебными помещениями.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/05-56-1024x651.jpg)
Ступени Парадной лестницы покрыты ярким красочным ковром. По обеим сторонам лестничного марша стоят колонны с оригинальными капителями. Всего во Дворце Гауди использовал 127 колонн из твердого известняка, причем каждая из них отличается от остальных. Красивая деревянная дверь ведет в бывший каретный сарай.
Обратите внимание, любой элемент хозяйственных помещений архитектор моделирует как художественную форму.
![Дворец Гуэля. Вестибюльная группа Дворца. Примеры конструктивно-декоративных решений интерьера.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/06-56-1024x686.jpg)
Примеры конструктивно-декоративных решений интерьера.
Главное в архитектуре вестибюльной группы Дворца —
его безусловная связь с фасадным решением здания.
Те же материалы в обработке стен и колонн
(твердый полированный известняк и кованое железо).
Та же дизайнерская прорисовка элементов
(все прорисовано очень строго и изысканно).
![Дворец Гуэля. Вестибюльная группа Дворца. Примеры конструктивно-декоративных решений интерьера. Плоские византийские своды. Стоечно-балочная система. Выгнутые ажурные решетки из кованого железа на окнах.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/07-55-1024x652.jpg)
Примеры конструктивно-декоративных решений интерьера.
Плоские византийские своды. Стоечно-балочная система.
Выгнутые ажурные решетки из кованого железа на окнах.
Крупные планы подтверждают:
отделочные материалы и прорисовка элементов
фасада и интерьеров Дворца идентичны.
Единственно, с чем можно не согласиться, это недостаточное освещение интерьеров. Темно при темной облицовке стен. Скопление туристов тоже мешает созерцанию. Но, в том нет вины архитектора: дом предназначен для семьи, а не для толпы любопытствующих прохожих…
![Дворец Гуэля. Вестибюльная группа. В центре верхней площадки Парадной лестницы размещен витраж, что по цвету подобен каталонскому флагу. Слева от него - очень красивая дверь из резных деревянных панелей, ведущая в деловые кабинеты Гуэля.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/08-55-1024x592.jpg)
![Разрез по Дворцу Гуэля. Видны: ПОДВАЛЬНЫЙ ЭТАЖ; ВЕСТИБЮЛЬНЫЙ ЭТАЖ с Парадной лестницей; БЕЛЬЭТАЖ с "Залом потерянных шагов", Центральным салоном, Малой гостиной; ЭТАЖ ЗАКРЫТЫХ ВСТРЕЧ; и еще - Музыкальная галерея, Мансарда, КАМЕННЫЙ САД НА КРЫШЕ.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/09-55-1024x807.jpg)
![Барселона. Дворец Гуэля. Архитектор Гауди. 1885—1890 годы. Одномаршевая Парадная лестница, ведущая на АНТРЕСОЛЬНЫЙ ЭТАЖ, перегороженный витражом, расцветка которого соответствует флагу Каталонии.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/10-55-1024x681.jpg)
Одномаршевая Парадная лестница, ведущая на АНТРЕСОЛЬНЫЙ ЭТАЖ, перегороженный витражом, расцветка которого соответствует флагу Каталонии.
Для Парадных резиденций, подсказывает мой Петербургский опыт, типичны трехмаршевые Парадные лестницы. При общих размерах здания в 18 на 22 метра такую лестницу можно придвинуть к правому торцу здания, раскрыв в Вестибюль и сохранив в нем подсобные помещения, связанные с конюшнями. Такая лестница может напрямую, без всяких там коридоров, связать Вестибюль с Бельэтажем. Не помешает она и устройству трехсветного Центрального зала с куполом. И на средней площадке можно будет установить флаг Каталонии и не один.
![Дворец Гуэля. БЕЛЬЭТАЖ. Коридоры, ведущие к парадным помещениям, нарушая принцип перетекания пространств, на котором зиждется Свобода е в Архитектуре.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/11-55-1024x592.jpg)
Гауди не использует типичного для парадных резиденций планировочного приема. Он вводит вторую Парадную лестницу, что начинается на АНТРЕСОЛЬНОМ ЭТАЖЕ, завершается на БЕЛЬЭТАЖЕ.
Есть ли в этом введении особый пространственный смысл, что искупил бы неизбежность появления коридоров, нарушающих непрерывность течения парадных пространств? Думаем и смотрим…
![Дворец Гуэля. БЕЛЬЭТАЖ. Холл, до которого поднимается с Антресольного этажа движущаяся Боковая Парадная лестница.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/12-55.jpg)
Под воздействием лестничного марша, невидимо, но ощутимо, вместе с лестницей поднимается ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО, моделируемое архитектурной формой…
Внутреннее пространство поднимается слева-снизу — с уровня Антресольного этажа — вверх — до уровня Бельэтажа. Поднявшись, оно не останавливается, а делает крутой поворот вправо относительно «пропеллера» — вертикальной колонны и горизонтальной скамьи. Повернувшись, пространство уходит вправо — в какую-то неведомую синь…
Иначе и не может быть Гауди — мистик:
для него ПРОСТРАНСТВО — НЕЧТО ЖИВОЕ,
то есть изменяющееся: движущееся, текущее…
![Дворец Гуэля. АНТРЕСОЛЬНЫЙ ЭТАЖ с вестибюлем перед второй Парадной лестницей, идущей на БЕЛЬЭТАЖ.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/13-51-1024x590.jpg)
Пол, стены и колонна с грибовидной капителью выполнены из твердого, полированного известняка. Окна, как и в первом вестибюле при осевой лестнице, закрыты выгнутыми ажурными решетками из кованого железа.
Художественные темы, заявленные на главном фасаде, в первом вестибюле, представлены и здесь в столь же сдержанно-изысканном стиле.
![Дворец Гуэля. Боковая Парадная лестница. Слева - на уровне Антресольного этажа. Справа - на уровне Бельэтажа.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/14-50-1024x592.jpg)
Слева — на уровне Антресольного этажа.
Справа — на уровне Бельэтажа.
Обратите внимание: движение лестничного марша начинается с упругого поворота. Марш как бы набирает силу в суровой сдержанности второго вестибюля. Колонна, что стоит «случайно» — вне конструктивной схемы, и здесь вкупе с металлической балкой, переброшенной через нее, выполняет роль «пропеллера» для движения пространства.
Над Бельэтажем (фото справа) нависает потолок необычайной силы. И в его прорисовке можно увидеть крестообразные «пропеллеры», посаженные в диагональную решетку. Инкрустация металлическими брошами усиливает ту активную роль, что играет потолок в движении пространства. Витражная стена с параболическими арками подчеркивает театрализованность интерьера.
![Дворец Гуэля. Интерьер БЕЛЬЭТАЖА в зоне Боковой Парадной лестницы. Или - вид снизу на Пространство, что, достигнув цели, делает крутой поворот, как и в начале движения.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/15-49.jpg)
![Дворец Гуэля. "Лестничная клетка" Боковой Парадной лестницы. Металлический кронштейн, установленный, как и положено, в месте сопряжения вертикальной стены и горизонтальной.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/16-49-913x1024.jpg)
Металлический кронштейн, установленный, как и положено, в месте сопряжения вертикальной стены и горизонтальной.
В мистифицированном интерьере даже кронштейн передает искривление пространства. Можно сказать иначе: даже кронштейн — деталь малая — подвергается воздействию активно движущегося ввысь Пространства.
![Дворец Гуэля. Потолок "лестничной клетки", в которой, делая крутые повороты, движется Пространство с уровня Антресольного этажа на уровень Бельэтажа.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/17-39-1024x592.jpg)
Наблюдая за «пропеллерами» (повернутыми крестами) в диагональной прямоугольной решетке, я вдруг поняла, зачем Гауди пошел на совмещение двух Парадных лестниц. А потому что трехмаршевая — типично парадная лестница — мертва в сравнении с тем, что он предлагает, моделируя ЖИВОЕ ПРОСТРАНСТВО..
![Дворец Гуэля. "Лестничная клетка" Боковой Парадной лестницы на уровне Бельэтажа. Сопряжение стен под прямым углом изменено с помощью врезанного в них подоконного объема.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/18-38-1024x681.jpg)
Гауди были совершенно необходимы две Парадные лестницы. Первая из них — подчиненная ЦЕНТРАЛЬНО-ОСЕВОЙ СИММЕТРИИ — моделировала идею ВОСХОЖДЕНИЯ ВВЫСЬ.
ВОСХОЖДЕНИЕ — ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЕЛИКИХ НАЧАЛ.,
к которому призывали оба: и заказчик, и его архитектор.
![Дворец Гуэля. "Лестничная клетка" Боковой Парадной лестницы на уровне Бельэтажа. В своей абстрактной сущности Колонна и скамья - вертикально-горизонтальный "пропеллер", заставляющий двигаться Пространство.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/19-38.jpg)
Вторая — Боковая Парадная лестница — нужна Гауди, чтобы совместить ВОСХОЖДЕНИЕ ПО ПРЯМОЙ с КРУГОВРАЩЕНИЕМ ПО СПИРАЛИ…
ВОСХОЖДЕНИЕ ПО ПРЯМОЙ — ИДЕАЛ.
КРУГОВРАЩЕНИЕ — ЖИЗНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.
ОНИ НЕРАЗДЕЛИМЫ. КАК ОСНОВА МИРОЗДАНИЯ.
Уверяю вас, впереди мы получим тому
множество объемно-планировочных свидетельств.
![Дворец Гуэля. Парадная лестница, ведущая с уровня вестибюля на уровень Антресольного этажа, где начало берет Боковая Парадная лестница, потому что это необходимо для жизни Мироздания, коим является и Дом, и все, что есть живого в этом Мире.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/20-38-1024x765.jpg)
коим является и Дом, и все, что есть живого в этом Мире.