Дворец Гуэля в поруганной красоте конструктивной правды

Дворец Гуэля. Мост, соединяющий парадную резиденцию с бывшими конюшнями, куда проводили коней после того, как их распрягали в левой части Вестибюля у Каретного сарая..
Дворец Гуэля. Мост, соединяющий парадную резиденцию
с бывшими конюшнями, куда проводили коней после того,
как их распрягали в левой части Вестибюля у Каретного сарая..

Помню, мы прошли из Вестибюля на мост, остановились у ограждения, и глухим от напряжения голосом я сказала: «Марина, работать». Причина взрыва чувств — неожиданная красота увиденной во всей подлинности КОНСТРУКТИВНОЙ ПРАВДЫ.

Нет декора, выявлено то, что прячется под ним,
и превращено в художественный объект созерцания.
БУДТО С ВАМИ ГОВОРИТ КТО-ТО НА ЯЗЫКЕ
КОГДА-ТО ИЗВЕСТНЫХ, НЫНЕ УТРАЧЕННЫХ
БОЖЕСТВЕННЫХ ИСТИН…

Дворец Гуэля. Мост, соединяющий парадную резиденцию с бывшими конюшнями. Ограждение моста со стороны внутреннего светового двора между Парадной резиденцией и корпусом Конюшен..
Дворец Гуэля. Мост, соединяющий парадную резиденцию
с бывшими конюшнями. Ограждение моста со стороны
внутреннего светового двора между Парадной резиденцией
и корпусом Конюшен..
Ограждение обработано декоративными крестами?
Или это — не кресты, а звезды в небе простых Истин?

Каждый сам себе дает ответ
сообразно тому, что видит…

Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Декоративно- функциональная деталь подвала настенные маскароны в форме голов животных с кольцами для привязи лошадей и собак.
Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Декоративно- функциональная деталь подвала настенные маскароны в форме голов животных с кольцами для привязи лошадей и собак.
Дворец Гуэля. На фотографии виден дворовый фасад нового городского особняка, соединенного со старой семейной резиденцией крытой узкой галереей. Вид декоративной решетки.
Дворец Гуэля. На фотографии виден дворовый фасад
нового городского особняка, соединенного со старой семейной резиденцией крытой узкой галереей. Вид декоративной решетки.

Что отличает декоративную решетку?
Изысканность предельной Простоты?
Или Простота, становящаяся Силой?

Дворец Гуэля. Бышие конюшни. Световой двор между резиденцией и подсобными помещениями на подвальном (цокольном) этаже. Слева - переходной мост на уровне первого этажа Дворца.
Дворец Гуэля. Бышие конюшни. Световой двор между резиденцией и подсобными помещениями на подвальном (цокольном) этаже.
Слева — переходной мост на уровне первого этажа Дворца.

Это — простой световой двор с тщательно разработанной утилитарной функцией? Видны желоба в полу и отверстие в центре двора для слива воды после уборки… Они дают однозначный ответ на вопрос об утилитаризме. Стены с различной прорисовкой проемов однозначность ответа снимают.

Эта — Гауди, мыслящий двуединствами:
здесь художественно- конструктивными…

Дворец Гуэля. Бывшие конюшни. Световой двор между резиденцией и подсобными помещениями на подвальном (цокольном) этаже. Внизу - переходной мост на уровне первого этажа Дворца. Внутренний дворик также служил для вентиляции Конюшен
Дворец Гуэля. Бывшие конюшни. Световой двор между резиденцией и подсобными помещениями на подвальном (цокольном) этаже.
Внизу — переходной мост на уровне первого этажа Дворца. Внутренний дворик также служил для вентиляции Конюшен

Утилитарные детали скрылись в глубине двора, погруженной в тень. Стены с проемами стали главными.
Соотношение проемов и гладких поверхностей стен становится столь выразительным, что двор-колодец начинает напряженно звучать, подобно древним руинам, не порывая связей со своим временем…

Иначе и не может быть, ибо все, что рисует Гауди, обретает загадочность, какую-то мистичность.
Особенно, если он оперирует простыми формами…

Дворец Гуэля. Бывшие конюшни. Световой двор между резиденцией и подсобными помещениями на подвальном (цокольном) этаже. Внизу слева - переходной мост на уровне первого этажа Дворца.
Дворец Гуэля. Бывшие конюшни. Световой двор между резиденцией и подсобными помещениями на подвальном (цокольном) этаже.
Внизу слева — переходной мост на уровне первого этажа Дворца.

Вот он — еще один пример работы с простыми формами, в котором гладкие стены столь же выразительны,
как и проемы в них, потому что композиционно едины.
Думаю, все это чувствуют, просто не переводят в слова.

Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Пандус, ведущий в подвальный этаж конюшен, по которому проводили распряженных лошадей.
Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Пандус, ведущий в подвальный этаж конюшен,
по которому проводили распряженных лошадей.

Пандус пологий, широкий, плавно спускающийся в подвальный (цокольный) этаж, где размещены Дворцовые конюшни. Мы прошли по пандусу, заинтригованные тем, что нас ожидает впереди — в скрытой за поворотом перспективе…

Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Параболические арки проездов в стойла. Проходы в помещения для обслуживания коней и собак.
Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Параболические арки проездов в стойла.
Проходы в помещения для обслуживания коней и собак.

В подвале находились стойла для лошадей, хранилась упряжь, а также солома, дрова и уголь. Кроме того, здесь располагалась комната конюха.

Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Проезды в стойла в виде параболических арок.
Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Проезды в стойла в виде параболических арок.
Про утилитарное назначение светового двора все понятно. Мы не можем уйти из него по другой причине. Гипнотизируют ПАРАБОЛИЧЕСКИЕ АРКИ. Они красивы, причем, не геометрическим совершенством, а какой-то живой красотой.
Дворец Гуэля. Подвальный этаж с бывшими конюшнями. Параболическая аркада. Маскарон в виде собачьей морды.
Дворец Гуэля. Подвальный этаж с бывшими конюшнями. Параболическая аркада. Маскарон в виде собачьей морды.

По-видимому, красота этих конструктивных элементов заключается в исключительном методе проектирования Параболических арок. Гауди не строит эпюр (чертежей, составленных из двух или более связанных между собой ортогональных проекций геометрической фигуры). Гауди действует экспериментально: определяет абрис арки с помощью цепей, закрепленных на заданных расстояниях и опускаемых на заданную глубину.

Дворец Гуэля. Подвальный этаж с бывшими конюшнями. Сочетание конструктивных элементов.
Дворец Гуэля. Подвальный этаж с бывшими конюшнями.
Сочетание конструктивных элементов.

Согласитесь, чрево бывших конюшен манит своей таинственностью. Сейчас мы войдем и воображаемое обретет явь. Какую?

Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж  с бывшими конюшнями. Интерьер конюшен. Пилоны с поилками для лошадей.  Декоративный крест в ограждении моста.
Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж
с бывшими конюшнями. Интерьер конюшен.
Пилоны с поилками для лошадей.
Декоративный крест в ограждении моста.
Оглядываемся назад — на световой двор, стараясь сделать вторжение новых впечатлений постепенным…
Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Грибовидные колонны и опирающиеся на них арочно-сводчатые покрытия конюшен.
Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Грибовидные колонны и опирающиеся на них
арочно-сводчатые покрытия конюшен.

Подвальное помещение вы­глядит очень древним и напоминает лабиринт. Оно перекрыто уплощенными сводами, поддерживаемыми мощными столбами диаметром до 1,4 м с грибовидными и пирамидальными капителями — то круглыми, то квадратными в сечении.

Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Грибовидные колонны и опирающиеся на них арочно-сводчатые покрытия конюшен.
Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Грибовидные колонны и опирающиеся на них
арочно-сводчатые покрытия конюшен.

Эти массивные опоры — единственные колонны в доме, выполненные не из известняка, а из простого необлицованного кирпича. Подвал дворца Гуэля — одно из немногих спроектированных Гауди помещений, которые архитектор решил оставить с оголенными стенами.

Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Грибовидные колонны и опирающиеся на них арочно-сводчатые покрытия конюшен.
Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Грибовидные колонны и опирающиеся на них
арочно-сводчатые покрытия конюшен.

Эти опоры — древние существа, оживленные навечно
воображением великого фантаста — архитектора Гауди.

Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Система вентиляционных шахт.
Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Система вентиляционных шахт.

Чтобы не допустить распространения неприятных запахов конюшни по всему дому, Гауди разработал для проветривания подвала систему вентиляционных шахт, которые, рождаясь в отверстиях кирпичных сводов подвала, вертикально пронизывают весь дом, как мощные стержни, поднимаясь над его кровлей и там, на террасе, смешиваясь с многочисленными печными трубами.

Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Арочно-сводчатые покрытия конюшен.
Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Арочно-сводчатые покрытия конюшен.

Исключительный по красоте своей лабиринт — подвальное помещение Дворца Гуэля. использовалось во время Граж­данской войны в Испании как камера пыток…

Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Спиральный пандус — достаточно крутой подъезд характерной винтовой формы — предназначался главным образом для слуг.
Дворец Гуэля. Подвальный (цокольный) этаж с бывшими конюшнями. Спиральный пандус — достаточно крутой подъезд характерной винтовой формы — предназначался главным образом для слуг.

Мысленно поднимаемся по крутому спиральному пандусу во Дворец Мрачное впечатление от поруганной красоты ползет вслед за нами…

Дворец Гуэля. Вид со второго этажа здания на Дворцовые конюшни. Вид строг и выразителен и этим притягателен для взгляда. А потому, мы непременно посетим эту часть здания...
Дворец Гуэля. Вид со второго этажа здания на Дворцовые конюшни.
Вид строг и выразителен и этим притягателен для взгляда.
А потому, мы непременно посетим эту часть здания…

Оставить комментарий: