Рассмотреть Дворец Гуэля целиком практически невозможно. Причина — прилегающая улица очень узка и не позволяет увидеть здание полностью. Из окон дома напротив просматривается в основном наиболее рациональная часть фасада, а роскошная отделка нижнего этажа видна лишь фрагментарно.
Это — очень досадное обстоятельство, потому что
Дворец в чистоте каменных геометрических форм
и ажурного металлического декора очень красив.
Выбор участка был определен тем, что Эусебио Гуэль унаследовал от своего отца дом в южной части бульвара Рамбла. Рядом промышленник решил построить свой новый городской особняк, который соединялся бы со старой семейной резиденцией крытым переходом (эта узкая галерея существует и поныне).
При всем при том, Гуэль хотел, чтобы новый особняк достойно представлял его высокий статус и не уступал расположенному в северной части бульвара Рамбла дворцу Palau Moja, который принадлежал его зятю (брату жены), второму маркизу Комильясу.
Гауди разработал необыкновенный проект, архитектура которого отличалась таким насыщенным содержанием и красотой, что наиболее адекватным для его описания оказалось именно слово «дворец».
Хотела бы я взять на прокат органолу и, сидя напротив Дворца, перекладывать в звуки свойственные ему метры-ритмы, масштабы и пропорции. Сначала зазвучал бы басовый фон камня. Потом переборы удлиненных по пропорциям окон стали бы мелодией. Ажурный металлический орнамент дал бы вторую музыкальную тему. После того, как органными аккордами включились в действие две параболические арки, начался бы апофеоз ВОСХОЖДЕНИЯ ввысь — туда, где царят Небо и Райский сад из каменных скульптур.
Есть вопрос: каким при подобном экстерьере
должен быть Гаудианский интерьер?
Что превращает лестницу в Парадную? Отделочные материалы — те же, что и у подсобных помещений, выходящих в Вестибюль. Различия — только в композиционном решении. В существовании Парадной лестницы все и вся определяет зеркально-осевая симметрия. Правое под ее воздействием тождественно левому. В центре находится нечто самое главное. Здесь — витраж, по цвету подобный Каталонскому флагу. Опять, как и на главном фасаде, подчеркнута патриотическая приверженность хозяина Дворца Гуэля и его друга — архитектора Гауди?
Ступени Парадной лестницы покрыты ярким красочным ковром. По обеим сторонам лестничного марша стоят колонны с оригинальными капителями. Всего во Дворце Гауди использовал 127 колонн из твердого известняка, причем каждая из них отличается от остальных. Красивая деревянная дверь ведет в бывший каретный сарай.
Обратите внимание, любой элемент хозяйственных помещений архитектор моделирует как художественную форму.
Главное в архитектуре вестибюльной группы Дворца —
его безусловная связь с фасадным решением здания.
Те же материалы в обработке стен и колонн
(твердый полированный известняк и кованое железо).
Та же дизайнерская прорисовка элементов
(все прорисовано очень строго и изысканно).
Крупные планы подтверждают:
отделочные материалы и прорисовка элементов
фасада и интерьеров Дворца идентичны.
Единственно, с чем можно не согласиться, это недостаточное освещение интерьеров. Темно при темной облицовке стен. Скопление туристов тоже мешает созерцанию. Но, в том нет вины архитектора: дом предназначен для семьи, а не для толпы любопытствующих прохожих…
Для Парадных резиденций, подсказывает мой Петербургский опыт, типичны трехмаршевые Парадные лестницы. При общих размерах здания в 18 на 22 метра такую лестницу можно придвинуть к правому торцу здания, раскрыв в Вестибюль и сохранив в нем подсобные помещения, связанные с конюшнями. Такая лестница может напрямую, без всяких там коридоров, связать Вестибюль с Бельэтажем. Не помешает она и устройству трехсветного Центрального зала с куполом. И на средней площадке можно будет установить флаг Каталонии и не один.
Гауди не использует типичного для парадных резиденций планировочного приема. Он вводит вторую Парадную лестницу, что начинается на АНТРЕСОЛЬНОМ ЭТАЖЕ, завершается на БЕЛЬЭТАЖЕ.
Есть ли в этом введении особый пространственный смысл, что искупил бы неизбежность появления коридоров, нарушающих непрерывность течения парадных пространств? Думаем и смотрим…
Под воздействием лестничного марша, невидимо, но ощутимо, вместе с лестницей поднимается ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО, моделируемое архитектурной формой…
Внутреннее пространство поднимается слева-снизу — с уровня Антресольного этажа — вверх — до уровня Бельэтажа. Поднявшись, оно не останавливается, а делает крутой поворот вправо относительно «пропеллера» — вертикальной колонны и горизонтальной скамьи. Повернувшись, пространство уходит вправо — в какую-то неведомую синь…
Иначе и не может быть Гауди — мистик:
для него ПРОСТРАНСТВО — НЕЧТО ЖИВОЕ,
то есть изменяющееся: движущееся, текущее…
Пол, стены и колонна с грибовидной капителью выполнены из твердого, полированного известняка. Окна, как и в первом вестибюле при осевой лестнице, закрыты выгнутыми ажурными решетками из кованого железа.
Художественные темы, заявленные на главном фасаде, в первом вестибюле, представлены и здесь в столь же сдержанно-изысканном стиле.
Обратите внимание: движение лестничного марша начинается с упругого поворота. Марш как бы набирает силу в суровой сдержанности второго вестибюля. Колонна, что стоит «случайно» — вне конструктивной схемы, и здесь вкупе с металлической балкой, переброшенной через нее, выполняет роль «пропеллера» для движения пространства.
Над Бельэтажем (фото справа) нависает потолок необычайной силы. И в его прорисовке можно увидеть крестообразные «пропеллеры», посаженные в диагональную решетку. Инкрустация металлическими брошами усиливает ту активную роль, что играет потолок в движении пространства. Витражная стена с параболическими арками подчеркивает театрализованность интерьера.
В мистифицированном интерьере даже кронштейн передает искривление пространства. Можно сказать иначе: даже кронштейн — деталь малая — подвергается воздействию активно движущегося ввысь Пространства.
Наблюдая за «пропеллерами» (повернутыми крестами) в диагональной прямоугольной решетке, я вдруг поняла, зачем Гауди пошел на совмещение двух Парадных лестниц. А потому что трехмаршевая — типично парадная лестница — мертва в сравнении с тем, что он предлагает, моделируя ЖИВОЕ ПРОСТРАНСТВО..
Гауди были совершенно необходимы две Парадные лестницы. Первая из них — подчиненная ЦЕНТРАЛЬНО-ОСЕВОЙ СИММЕТРИИ — моделировала идею ВОСХОЖДЕНИЯ ВВЫСЬ.
ВОСХОЖДЕНИЕ — ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЕЛИКИХ НАЧАЛ.,
к которому призывали оба: и заказчик, и его архитектор.
Вторая — Боковая Парадная лестница — нужна Гауди, чтобы совместить ВОСХОЖДЕНИЕ ПО ПРЯМОЙ с КРУГОВРАЩЕНИЕМ ПО СПИРАЛИ…
ВОСХОЖДЕНИЕ ПО ПРЯМОЙ — ИДЕАЛ.
КРУГОВРАЩЕНИЕ — ЖИЗНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.
ОНИ НЕРАЗДЕЛИМЫ. КАК ОСНОВА МИРОЗДАНИЯ.
Уверяю вас, впереди мы получим тому
множество объемно-планировочных свидетельств.