В Поисках дворца Гуэля…

Барселона. Старый город - так называемый, Греческий квартал. Март месяц 2014 года.
Барселона. Старый город — так называемый, Греческий квартал.
Март месяц 2014 года.

Мы пробирались через узкие улочки Готического квартала. Наша цель — выйти к дворцу Гуэля: третьему произведению Гауди, которое мы хотели увидеть. Выйти так, как приведет к нему Город.

На улочках были выставлены цветы. Их никто не покупал — не туристский сезон. Они красовались день-два, а потом, те, что не в горшках, умирали. Что же это, цветы — образ погубленной напрасно жизни?

Барселона. Старый город - так называемый, Греческий квартал. Март месяц 2014 года.
Барселона. Старый город — так называемый, Греческий квартал.
Март месяц 2014 года.

Витрины сувенирных лавок притягивали взгляд. Мы замерли перед стеклянным кругом с быками. Они все еще сражались за жизнь, несмотря на то, что в Каталонии запрещены корриды. В центре бычьего круга стоял зеркальный шар. Каждый мог увидеть в его отражении искаженное лицо того, кто угрожал смертью гордому животному…

Мы не угрожали, хотя тоже в шаре отражались!!!
Неважно, в этом поединке и мы на стороне людей,
за деяния которых должны нести ответ…

Барселона. Старый город - так называемый, Греческий квартал. Март месяц 2014 года.
Барселона. Старый город — так называемый, Греческий квартал.
Март месяц 2014 года.

Прохожие обходили даму в ужасном парике. Она ничего у них не просила. Просто отдыхала со своими собаками, устроившись на приступочке магазинной витрины. Кто ей эти собаки? Друзья, ошейники с цепями на которых для нее — якорь спасения?

Мы ей улыбнулись.
Она нам ответила тем же…

Барселона. Старый город - так называемый, Греческий квартал. Март месяц 2014 года.
Барселона. Старый город — так называемый, Греческий квартал.
Март месяц 2014 года.

И вдруг — корова во весь рост зазывает нас зайти в очередную лавку. Название лавки АЛЕ-ХОП. То — международное обозначение действия, побуждающего к прыжку, в широком смысле — к резкому изменению ситуации.

Нам это приглашение очень понравилось
своим бесшабашным оптимизмом.
Неожиданно все действительно изменилось…

Барселона. Королевская площадь. Построена в XIX веке по проекту Франсеска Даниэля Молина и Касамахо. Ранее на этом месте находился старый монастырь капуцинов Санта-Мадрона, который сгорел в 1835 году.
Барселона. Королевская площадь. Построена в XIX веке по проекту Франсеска Даниэля Молина и Касамахо. Ранее на этом месте находился старый монастырь капуцинов Санта-Мадрона,
который сгорел в 1835 году.

АLE-HOP!!! И Готический квартал, будто по мановению руки, куда-то исчез, а мы оказались на обширной и многолюдной квадратной площади, окруженной зданиями в Ренессансном стиле.

Сейчас площадь — один из самых популярных центров отдыха не только в Готическом квартале, но и в Барселоне вообще. Здесь находятся известные бары, рестораны и ночные клубы, а также регулярно проводятся всевозможные выставки и концерты. Трудно поверить, что на протяжении ряда лет до обновления Барселоны здесь собиралась совсем иная публика, скорее криминального толка.

Барселона. Королевская площадь. В центре площади - фонтан "Три грации", выполненный в 1853 году по проекту архитектора Ф.Д. Молины в традиционно-испанском романтическом стиле...
Барселона. Королевская площадь. В центре площади — фонтан
«Три грации», выполненный в 1853 году по проекту архитектора
Ф.Д. Молины в традиционно-испанском романтическом стиле…

На бортике чаши фонтана восседает еще одна грация, одетая в современно-испанском романтическом стиле. Представьте себе: мы — в теплых куртках, по уши замотанные вязанными шерстяными шарфами. Она…

Она вышла из дома, вдруг ее поразила какая-то мысль, она присела на бортик, чтобы мысль записать, и… застыла… под воздействием воображения, заставившего ее забыть о холоде.

О страстные испанки, что для вас температура на улице,
когда душа пребывает в жарких мечтаниях…

Барселаона. Королевская площадь. Фонари, выполненные молодым Антонио Гауди и установленные здесь в 1878 году (через 10 лет после окончания Высшей технической школы архитектуры в Барселоне, когда Гауди было 26 лет).
Барселаона. Королевская площадь. Фонари, выполненные молодым Антонио Гауди и установленные здесь в 1878 году
(через 10 лет после окончания Высшей технической школы архитектуры в Барселоне, когда Гауди было 26 лет).

АLE-HOP!!! Вот везение, так везение!!! Увидели первое произведение раннего Гауди! Еще ничего им не построено! Лишь Рабочий кооператив Матаронина Матаро начнет возводиться в том же — 1878 — году. Еще ничто не свидетельствует о том, что перед нами величайший архитектор не только Каталонии или Испании — целого Мира!!!

Барселона. Королевская площадь в Ренессансном стиле. 1853. Фонтан Молины в романтическом стиле. 1853 год. Фонарь Гауди в стиле Модерн. 1878 год.
Барселона. Королевская площадь в Ренессансном стиле. 1853. Фонтан Молины в романтическом стиле. 1853 год.
Фонарь Гауди в стиле Модерн. 1878 год.

Через 25 лет и, как положено, на смену ретроспекциям пришел Модерн. О том свидетельствуют два извивающихся, шипящих дракона — любимый образ всех модернистов. Что еще можно сказать о фонарях, установленных по диагональным осям относительно фонтана в центре Королевской площади?

Ничего особенного не приходит в голову.

Барселона. Королевская площадь. Фонтан "Трех граций" и прекрасные пальмы, посаженные совсем недавно - в 80-е годы XX века, что немало способствовало украшению площади.
Барселона. Королевская площадь.
Фонтан «Трех граций» и прекрасные пальмы, посаженные совсем недавно — в 80-е годы XX века, что немало способствовало украшению площади.

Площадь хороша тем, что на ней действует много времен… Фонтан живет в своем прошлом, безотносительном настоящему, что превращает его время в Вечность. Архитектура эпохи Ренессанса мечтает о том же. У пальм свои — природные — циклы, превосходящие по длительности не только голубиную, но и человеческую жизнь.

Голуби о своем хлопочут.
Мы сквозь времена проходим —
к намеченной цели неторопливо идем…

Барселона. Королевская площадь. Прелестная головка нимфы речных вод на средней чаше фонтана "Трех граций" в центре площади...
Барселона. Королевская площадь.
Прелестная головка нимфы речных вод на средней чаше
фонтана «Трех граций» в центре площади…

Головка идеальна — пришла из мира, далекого от реалий. Заставлять ее, как химеру на готическом храме, служить водостоком, чудовищно. Головка — украшение площади красотой. Я ей соболезную…

Барселона. Королевская площадь. Прекрасная дева, замершая на бровке фонтанной чаши в непосредственной близости от Гаудианских фонарей.
Барселона. Королевская площадь.
Прекрасная дева, замершая на бровке фонтанной чаши
в непосредственной близости от Гаудианских фонарей.

Дева сидит давно. Волосы распустив, ими укрылась, чтобы защититься от холода. Что она пишет? Любовную лирику? Составляет план на ближайшие дни или часы? Разрабатывает новую поэтическую форму? Какая счастливая: при выдержке, свойственной ей, Дева способна на все.

Барселона. Королевская площадь. прорыв в квадрате площади, ведущий к Дворцу Гуэля, построенного Антонио Гауди (1852-1926) по заказу его друга и покровителя, промышленника и землевладельца Эусебио Гуэля (1846-1918).
Барселона. Королевская площадь. прорыв в квадрате площади, ведущий к Дворцу Гуэля, построенного Антонио Гауди (1852-1926)
по заказу его друга и покровителя, промышленника и землевладельца Эусебио Гуэля (1846-1918).

Кто таков Гуэль?

Гуэль был очень образованным человеком, ценителем искусств и меценатом и играл активную роль в культурной жизни Барселоны. Он был спонсором театральных и оперных постановок, помогал поэтам, активно поддерживал нескольких каталонских художников. Гуэль и сам был талантливым акварелистом и живописцем. С Гауди его сближал общий интерес к замечательному поэту Вердагеру, чей эпический шедевр «Атлантида» стал гимном каталонской самобытности. Помимо близких художественных вкусов, Гауди и Гуэля связывал и местный патриотизм (не будем забывать, что та эпоха была периодом подъема национального самосознания каталонцев). Политические взгляды заказчика и архитектора нашли отражение и в архитектуре ряда построек, созданных Гауди для Гуэля.

Барселона. Улица Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла. Дворец Эусебио Гуэля, построенный в 1885-1890 архитектором Антонио Гауди, а в 1985 году внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главный фасад Дворца с эркером (трибуной) на консолях.
Барселона. Улица Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла. Дворец Эусебио Гуэля, построенный в 1885-1890 архитектором Антонио Гауди,
а в 1985 году внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Главный фасад Дворца с эркером (трибуной) на консолях.

Официальные издания сообщают… Дворец Гуэля — одна из первых построек Антонио Гауди в центре Барселоны — открыл свои двери для посетителей летом 2011 года. Этот дом в стиле каталонского модернизма являет собой уникальный образец светской архитектуры, полностью завершенный самим архитектором и дошедший до нашего времени без существенных изменений.

Барселона. Дворец Гуэля. 1885-1890. Архитектор Антонио Гауди. Фрагмент главного фасада Дворца с эркером (трибуной) в его двухэтажной, завершающей композицию, правой части.
Барселона. Дворец Гуэля. 1885-1890. Архитектор Антонио Гауди.
Фрагмент главного фасада Дворца с эркером (трибуной)
в его двухэтажной, завершающей композицию, правой части.

Реставрация дворца Гуэля длилась семь лет. Реставраторы выполнили работу с предельным уважением к наследию Гауди, не позволив себе ничего изменить или дополнительно привнести в подлинный облик здания. Поэтому дворец Гуэля по праву считается одним из наиболее хорошо сохранившихся творений архитектора.

Барселона. Дворец Гуэля. 1885-1890. Архитектор Антонио Гауди. Фрагмент главного фасада Дворца с эркером (трибуной) в его двухэтажной, завершающей композицию, левой части.
Барселона. Дворец Гуэля. 1885-1890. Архитектор Антонио Гауди.
Фрагмент главного фасада Дворца с эркером (трибуной)
в его двухэтажной, завершающей композицию, левой части.

Из-за столь бережного отношения к оригиналу реставрационные работы потребовали большого количества времени и денег (стоимость реставрации составила 9 млн евро). Зато теперь появилась редчайшая возможность воочию увидеть то, что желал воплотить в этой работе Антонио Гауди, без каких-либо искажений и наслоений.

Если так, я позволю себе провести тщательное изучение объекта в надежде хотя бы частично, хотя бы относительно понять идеи и образы Гауди — самое непостижимое, что есть в Архитектуре.

Дворец Гуэля расположен на земельном участке весьма скромных размеров (18 х 22 метров). Он втиснут в безнадежно узкое про­странство Nou de la Rambla. А потому представляется своеобразным воплощением венецианского «палаццо».
Дворец Гуэля расположен на земельном участке весьма скромных размеров (18 х 22 метров). Он втиснут в безнадежно узкое про­странство Nou de la Rambla. А потому представляется своеобразным воплощением венецианского «палаццо».

Несмотря на то, что участок под строительство недостаточен, здание должно выглядеть представительным, даже более того — роскошным. Гауди разработал композицию, устремленную вверх. Это ощущение вызывается следующим образом… Вертикализмом въездных арок на первом этаже. Устройством трибуны, или крытой галереи, пресекающей по горизонтали почти весь фасад второго этажа и продолжающийся также по краям третьего этажа. Оконные проемы этой галереи имеют также вытянутые вверх пропорции. На верхних этажах фасад становится ровным и спокойным. И вдруг! В завершии фасада появляется образ башен с небольшими треугольными фронтонами с уступчатыми краями, на вершине которых размещаются конические дымоходы.

Особняк для проживания семьи становится Дворцом, наделенным некоторым мистицизмом и загадочностью.

Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую Nou de la Rambla. Консоли на колоннах, поддерживающие эркер. Фасад строг по оформлению, лишен скульптурного декора, даже суховат в своей прямолинейности, особенно в сравнении с другими творениями Гауди.
Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую Nou de la Rambla. Консоли на колоннах, поддерживающие эркер. Фасад строг по оформлению, лишен скульптурного декора, даже суховат в своей прямолинейности, особенно в сравнении с другими творениями Гауди.

Здание выстроено из светло-серого известкового камня, который добывался в угодьях Эусебио Гуэля в 30 км к югу от Барселоны, в районе Гарраф (Garraf). Фасад облицован плитами серого мрамора из того же карьера.

Сочетание двух контрастных по фактуре материалов
становится художественной темой — не конкретной,
но выраженной ясно, как декларация,
что в дальнейшем будет развита во всей полноте.

Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу Nou de la Rambla. Декоративные ажурные решетки из кованого металла, заполняют чисто геометрические - прямоугольные - оконные проемы эркера. Орнамент решеток сдержан, как "росчерк пера".
Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу Nou de la Rambla. Декоративные ажурные решетки из кованого металла, заполняют чисто геометрические — прямоугольные — оконные проемы эркера. Орнамент решеток сдержан, как «росчерк пера».

Для Гауди свойственно сочетание несущих конструкций, выполненных в камне, с многочисленными декоративными элементами из кованого железа. Здесь, на главном фасаде Дворца Гуэля явлена точка отсчета в использовании принципа единства конструктивизма и декоративизма. Результат — уникальный характер архитектуры здания: элегантный, изысканный,
строгий…

Дворец Гуэля. Главный фасад. Декоративная ажурная решетка из кованого металла внизу центральной композиции первого этажа здания. Орнамент решетки - не "росчерк пера". Это - развитие темы.
Дворец Гуэля. Главный фасад. Декоративная ажурная решетка
из кованого металла внизу центральной композиции первого этажа здания. Орнамент решетки — не «росчерк пера». Это — развитие темы.

Декоративная тема, выполненная из кованого железа, — вторая, контрастная по отношению к первой теме, выполненной из камня. Одно на другом, беспредельно разное. Чем вызвано подобное сопоставление? С какой целью оно использовано? Разглядываем наиболее ажурные композиции…

Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу Nou de la Rambla. Композиция из кованого железа - двухметровый «фонарь», изображающий полосатый герб Каталонии, увенчанный своеобразным шлемом с крылатым орлом. Ажурная решетка ниже.
Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу Nou de la Rambla. Композиция из кованого железа — двухметровый «фонарь», изображающий полосатый герб Каталонии, увенчанный своеобразным шлемом с крылатым орлом. Ажурная решетка ниже.

Этот герб, воплощение каталонской гордости, выковал для Гуэля помощник Гауди, мастер кузнечного дела Жоан Оньос (Joan Oñós). Искусное переплетение кованых решеток, петель, лент, растительных и цветочных мотивов делает эту цилиндрическую конструкцию подлинным шедевром кузнечного искусства.

Рассказывают, что во время установки кованого орнамента на фасад , Гуэль и Гауди, наблюдавшие за работами с противоположной стороны улицы, увидели, как какой-то прохожий остановился перед скульптурой со словами: «До чего странная вещь!» Гуэль тогда сказал: «Теперь она нравится мне даже больше».

Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу Nou de la Rambla. Гнездо молодого орла, расправляющего крылья, - символ Каталонии.
Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу Nou de la Rambla. Гнездо молодого орла, расправляющего крылья, — символ Каталонии.
Решение поместить на фасаде дворца Гуэль герб каталонской провинции было, разумеется, осознанным шагом архитектора и его патрона, декларацией их политических взглядов и патриотизма. Это было своеобразным воплощением призывов к борьбе за независимость Каталонии. Неудивительно, что в глазах высокопоставленных гостей, прибывавших в Барселону из Мадрида, чтобы взглянуть на это чудо архитектуры, подобное декоративное решение воспринималось как провокационная выходка.
Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу Nou de la Rambla. Монументальный въезд с великолепным порталом в виде высокой параболической арки, по форме повторяющей перевернутую провисшую цепь, закрепленную с двух концов.
Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу Nou de la Rambla. Монументальный въезд с великолепным порталом в виде высокой параболической арки, по форме повторяющей перевернутую провисшую цепь, закрепленную с двух концов.

Каждую арку закрывают массивные ворота из кованого железа. Решетка мощных ворот поделена на две части: подвижную и фиксированную. На фото показана фиксированная часть правых ворот с инициалами заказчика «G» (Гуэль). На левых воротах — другие инициалы «Э» (Эусебио). Монограммы там и там обвивают две свернувшиеся тугой лентой змеи. Кованый орнамент превращает ворота в роскошные ажурные порталы.

Дворец Гуэля. Главный фасад.. Один из двух монументальных въездов с великолепными порталами. Орнамент из кованого металла в верхней части высокой параболической арки.
Дворец Гуэля. Главный фасад.. Один из двух монументальных въездов с великолепными порталами. Орнамент из кованого металла в верхней части высокой параболической арки.

Именно кованые орнаменты превращают ворота в роскошные ажурные порталы. Один портал для въезда конных экипажей, другой для выезда.

Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу Nou de la Rambla. Левый портал (с монограммой "Э" - Эусебио) с фиксированной ажурной частью и подвижной. В основании параболической арки - ниспадающие змеи, свивающиеся в узел.
Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу
Nou de la Rambla. Левый портал (с монограммой «Э» — Эусебио)
с фиксированной ажурной частью и подвижной. В основании параболической арки — ниспадающие змеи, свивающиеся в узел.

Въездные ворота сделаны Гауди достаточно большими для того, чтобы посетители могли попасть в особняк на лошадях или проехать внутрь на конных повозках и экипажах (позже автомобилях).

Сейчас открывается лишь внутренняя калитка для пропуска пешеходов — нынешних посетителей Дворца. Представить конную повозку или ретро-автомобиль, въезжающих во Дворец, интересно, но трудно.

Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу Nou de la Rambla. Деталь ворот: две разнонаправленные змеи, свивающиеся в узел от напряжения и злобно шипящие...
Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу
Nou de la Rambla. Деталь ворот: две разнонаправленные змеи, свивающиеся в узел от напряжения и злобно шипящие…

В Модерне очень широко используется образ Змей, Драконов, чаще всего в решении ворот. Гауди — не исключение. Каков смысл образа? Неисчерпаем…

Здесь, пожалуй, смысл задан расположением Змей на границе двух миров: наружного — городской улицы, и внутреннего — жилого дома. Змеи дом защищают, отгоняя зло. Внутри здания, скажу, забегая вперед, Змей нет.

Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу Nou de la Rambla. Первый этаж здания с въездными воротами и декоративным "фонарем" - гербом Каталонии....
Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу
Nou de la Rambla. Первый этаж здания с въездными воротами
и декоративным «фонарем» — гербом Каталонии….

Через двое больших ворот конные экипажи могли следовать непосредственно в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи.

Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу Nou de la Rambla. Вид из вестибюля Дворца на въездные ворота.
Дворец Гуэля. Главный фасад, выходящий на узкую улицу
Nou de la Rambla. Вид из вестибюля Дворца на въездные ворота.

В вестибюль попадали посетители дворца в эпоху Гауди и Гуэля, приезжавшие в особняк на конных повозках (позже автомобилях). Экипажи могли следовать через ворота, расположенные по обеим сторонам от парадной лестницы, непосредственно в каретный сарай и нижние конюшни, а сами гости поднимались из вестибюля по парадной лестнице на верхние этажи.

Дворец Гуэля. Вестибюльный этаж, Фрагменты дизайна.
Дворец Гуэля. Вестибюльный этаж, Фрагменты дизайна.

Оставить комментарий: