Мы пробирались через узкие улочки Готического квартала. Наша цель — выйти к дворцу Гуэля: третьему произведению Гауди, которое мы хотели увидеть. Выйти так, как приведет к нему Город.
На улочках были выставлены цветы. Их никто не покупал — не туристский сезон. Они красовались день-два, а потом, те, что не в горшках, умирали. Что же это, цветы — образ погубленной напрасно жизни?
Витрины сувенирных лавок притягивали взгляд. Мы замерли перед стеклянным кругом с быками. Они все еще сражались за жизнь, несмотря на то, что в Каталонии запрещены корриды. В центре бычьего круга стоял зеркальный шар. Каждый мог увидеть в его отражении искаженное лицо того, кто угрожал смертью гордому животному…
Мы не угрожали, хотя тоже в шаре отражались!!!
Неважно, в этом поединке и мы на стороне людей,
за деяния которых должны нести ответ…
Прохожие обходили даму в ужасном парике. Она ничего у них не просила. Просто отдыхала со своими собаками, устроившись на приступочке магазинной витрины. Кто ей эти собаки? Друзья, ошейники с цепями на которых для нее — якорь спасения?
Мы ей улыбнулись.
Она нам ответила тем же…
И вдруг — корова во весь рост зазывает нас зайти в очередную лавку. Название лавки АЛЕ-ХОП. То — международное обозначение действия, побуждающего к прыжку, в широком смысле — к резкому изменению ситуации.
Нам это приглашение очень понравилось
своим бесшабашным оптимизмом.
Неожиданно все действительно изменилось…
АLE-HOP!!! И Готический квартал, будто по мановению руки, куда-то исчез, а мы оказались на обширной и многолюдной квадратной площади, окруженной зданиями в Ренессансном стиле.
Сейчас площадь — один из самых популярных центров отдыха не только в Готическом квартале, но и в Барселоне вообще. Здесь находятся известные бары, рестораны и ночные клубы, а также регулярно проводятся всевозможные выставки и концерты. Трудно поверить, что на протяжении ряда лет до обновления Барселоны здесь собиралась совсем иная публика, скорее криминального толка.
На бортике чаши фонтана восседает еще одна грация, одетая в современно-испанском романтическом стиле. Представьте себе: мы — в теплых куртках, по уши замотанные вязанными шерстяными шарфами. Она…
Она вышла из дома, вдруг ее поразила какая-то мысль, она присела на бортик, чтобы мысль записать, и… застыла… под воздействием воображения, заставившего ее забыть о холоде.
О страстные испанки, что для вас температура на улице,
когда душа пребывает в жарких мечтаниях…
АLE-HOP!!! Вот везение, так везение!!! Увидели первое произведение раннего Гауди! Еще ничего им не построено! Лишь Рабочий кооператив Матаронина Матаро начнет возводиться в том же — 1878 — году. Еще ничто не свидетельствует о том, что перед нами величайший архитектор не только Каталонии или Испании — целого Мира!!!
Через 25 лет и, как положено, на смену ретроспекциям пришел Модерн. О том свидетельствуют два извивающихся, шипящих дракона — любимый образ всех модернистов. Что еще можно сказать о фонарях, установленных по диагональным осям относительно фонтана в центре Королевской площади?
Ничего особенного не приходит в голову.
Площадь хороша тем, что на ней действует много времен… Фонтан живет в своем прошлом, безотносительном настоящему, что превращает его время в Вечность. Архитектура эпохи Ренессанса мечтает о том же. У пальм свои — природные — циклы, превосходящие по длительности не только голубиную, но и человеческую жизнь.
Голуби о своем хлопочут.
Мы сквозь времена проходим —
к намеченной цели неторопливо идем…
Головка идеальна — пришла из мира, далекого от реалий. Заставлять ее, как химеру на готическом храме, служить водостоком, чудовищно. Головка — украшение площади красотой. Я ей соболезную…
Дева сидит давно. Волосы распустив, ими укрылась, чтобы защититься от холода. Что она пишет? Любовную лирику? Составляет план на ближайшие дни или часы? Разрабатывает новую поэтическую форму? Какая счастливая: при выдержке, свойственной ей, Дева способна на все.
Кто таков Гуэль?
Гуэль был очень образованным человеком, ценителем искусств и меценатом и играл активную роль в культурной жизни Барселоны. Он был спонсором театральных и оперных постановок, помогал поэтам, активно поддерживал нескольких каталонских художников. Гуэль и сам был талантливым акварелистом и живописцем. С Гауди его сближал общий интерес к замечательному поэту Вердагеру, чей эпический шедевр «Атлантида» стал гимном каталонской самобытности. Помимо близких художественных вкусов, Гауди и Гуэля связывал и местный патриотизм (не будем забывать, что та эпоха была периодом подъема национального самосознания каталонцев). Политические взгляды заказчика и архитектора нашли отражение и в архитектуре ряда построек, созданных Гауди для Гуэля.
Официальные издания сообщают… Дворец Гуэля — одна из первых построек Антонио Гауди в центре Барселоны — открыл свои двери для посетителей летом 2011 года. Этот дом в стиле каталонского модернизма являет собой уникальный образец светской архитектуры, полностью завершенный самим архитектором и дошедший до нашего времени без существенных изменений.
Реставрация дворца Гуэля длилась семь лет. Реставраторы выполнили работу с предельным уважением к наследию Гауди, не позволив себе ничего изменить или дополнительно привнести в подлинный облик здания. Поэтому дворец Гуэля по праву считается одним из наиболее хорошо сохранившихся творений архитектора.
Из-за столь бережного отношения к оригиналу реставрационные работы потребовали большого количества времени и денег (стоимость реставрации составила 9 млн евро). Зато теперь появилась редчайшая возможность воочию увидеть то, что желал воплотить в этой работе Антонио Гауди, без каких-либо искажений и наслоений.
Если так, я позволю себе провести тщательное изучение объекта в надежде хотя бы частично, хотя бы относительно понять идеи и образы Гауди — самое непостижимое, что есть в Архитектуре.
Несмотря на то, что участок под строительство недостаточен, здание должно выглядеть представительным, даже более того — роскошным. Гауди разработал композицию, устремленную вверх. Это ощущение вызывается следующим образом… Вертикализмом въездных арок на первом этаже. Устройством трибуны, или крытой галереи, пресекающей по горизонтали почти весь фасад второго этажа и продолжающийся также по краям третьего этажа. Оконные проемы этой галереи имеют также вытянутые вверх пропорции. На верхних этажах фасад становится ровным и спокойным. И вдруг! В завершии фасада появляется образ башен с небольшими треугольными фронтонами с уступчатыми краями, на вершине которых размещаются конические дымоходы.
Особняк для проживания семьи становится Дворцом, наделенным некоторым мистицизмом и загадочностью.
Здание выстроено из светло-серого известкового камня, который добывался в угодьях Эусебио Гуэля в 30 км к югу от Барселоны, в районе Гарраф (Garraf). Фасад облицован плитами серого мрамора из того же карьера.
Сочетание двух контрастных по фактуре материалов
становится художественной темой — не конкретной,
но выраженной ясно, как декларация,
что в дальнейшем будет развита во всей полноте.
Для Гауди свойственно сочетание несущих конструкций, выполненных в камне, с многочисленными декоративными элементами из кованого железа. Здесь, на главном фасаде Дворца Гуэля явлена точка отсчета в использовании принципа единства конструктивизма и декоративизма. Результат — уникальный характер архитектуры здания: элегантный, изысканный,
строгий…
Декоративная тема, выполненная из кованого железа, — вторая, контрастная по отношению к первой теме, выполненной из камня. Одно на другом, беспредельно разное. Чем вызвано подобное сопоставление? С какой целью оно использовано? Разглядываем наиболее ажурные композиции…
Этот герб, воплощение каталонской гордости, выковал для Гуэля помощник Гауди, мастер кузнечного дела Жоан Оньос (Joan Oñós). Искусное переплетение кованых решеток, петель, лент, растительных и цветочных мотивов делает эту цилиндрическую конструкцию подлинным шедевром кузнечного искусства.
Рассказывают, что во время установки кованого орнамента на фасад , Гуэль и Гауди, наблюдавшие за работами с противоположной стороны улицы, увидели, как какой-то прохожий остановился перед скульптурой со словами: «До чего странная вещь!» Гуэль тогда сказал: «Теперь она нравится мне даже больше».
Каждую арку закрывают массивные ворота из кованого железа. Решетка мощных ворот поделена на две части: подвижную и фиксированную. На фото показана фиксированная часть правых ворот с инициалами заказчика «G» (Гуэль). На левых воротах — другие инициалы «Э» (Эусебио). Монограммы там и там обвивают две свернувшиеся тугой лентой змеи. Кованый орнамент превращает ворота в роскошные ажурные порталы.
Именно кованые орнаменты превращают ворота в роскошные ажурные порталы. Один портал для въезда конных экипажей, другой для выезда.
Въездные ворота сделаны Гауди достаточно большими для того, чтобы посетители могли попасть в особняк на лошадях или проехать внутрь на конных повозках и экипажах (позже автомобилях).
Сейчас открывается лишь внутренняя калитка для пропуска пешеходов — нынешних посетителей Дворца. Представить конную повозку или ретро-автомобиль, въезжающих во Дворец, интересно, но трудно.
В Модерне очень широко используется образ Змей, Драконов, чаще всего в решении ворот. Гауди — не исключение. Каков смысл образа? Неисчерпаем…
Здесь, пожалуй, смысл задан расположением Змей на границе двух миров: наружного — городской улицы, и внутреннего — жилого дома. Змеи дом защищают, отгоняя зло. Внутри здания, скажу, забегая вперед, Змей нет.
Через двое больших ворот конные экипажи могли следовать непосредственно в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи.
В вестибюль попадали посетители дворца в эпоху Гауди и Гуэля, приезжавшие в особняк на конных повозках (позже автомобилях). Экипажи могли следовать через ворота, расположенные по обеим сторонам от парадной лестницы, непосредственно в каретный сарай и нижние конюшни, а сами гости поднимались из вестибюля по парадной лестнице на верхние этажи.