По легенде, гора — чертог Божьей Матери, древняя черная статуя которой, являющаяся главной святыней Каталонии, находится здесь же. К горе едут не только полюбоваться удивительным природным явлением, но и вымолить у Черной Мадонны, знаменитой своей чудодейственной силой, здоровья, удачного замужества и в особенности детей.
«Легенда гласит, что в 880 году, возвращаясь домой, мальчишки-пастухи увидели в небе загадочное сияние и услышали божественное пение. Епископ из города Манрез в сопровождении жителей отправился на поиски небесного света. В горах Монтсеррат они обнаружили пещеру со светящейся статуей Девы Марии с младенцем в левой руке и шаром в правой. Скульптуру хотели перенести в Манрез, но она оказалась слишком тяжелой. Деву Марию оставили в пещере, а Монтсеррат с тех пор считают Священной горой.»
Согласно другому преданию, Черная Мадонна (La Moreneta) была вырезана апостолом Лукой в 50 году н.э., а затем перевезена на Пиренейский полуостров апостолом Петром. В 718 году во время мавританского владычества скульптура была спрятана в горах Монтсеррат, после чего была утеряна. Новая ее жизнь началась после того, как в дело вмешались мальчишки-пастухи.
Всякий, кто попадал в бенедиктинское братство на Монтсеррат, давал обет «стабилитас лоци», т.е. постоянства места. Будущий монах клялся до конца своих дней находиться в этом монастыре и не покидать его ни при каких обстоятельствах. Наряду с этим давались обеты бедности, послушания и молчания. Долгие годы монастырь жил своей жизнью, отгородившись от мира строгими правилами. Но со временем монахи начали обучать грамоте местную детвору. А в 1223 г. здесь открылась первая в Европе музыкальная школа для мальчиков, которая существует до сих пор и считается самой престижной в Испании.
Сейчас в монастыре живет около 100 монахов-бенедиктинцев. Также имеется гостиница, в которой останавливаются паломники.
Помню огромную площадь. Зданий на ней не задержала память. Помню, что дул холодный — мартовский — ветер: горный свежий. Он грозил превратится в вихрь и сдуть нас с площади, если бы не гряда гигантов. Я смотрела только на них и не знала, что делать: бояться — восхищаться, убежать или, превратившись в камень, тоже здесь навсегда остаться…
От оглушающей неопределенности решила придраться к подругам… Вы видите гигантов?! Вы их правильно сняли?!
Гиганты остановились, чтобы осмотреться… А если кто-нибудь из них сделает еще один шаг? Строй двинется вперед, ничего не оставив от монастыря? Что ты наделал аббат Олибе?!!
Один из гигантов отступает: лезет вверх по горе… Если за ним двинутся и другие, ветер, став вихрем, разнесет в камни здания на площади, а мы попадем под камнепад.
Стойте, гиганты, смотрите в бездну Времен и Пространств.
Обширная монастырская библиотека была практически полностью уничтожена во время наполеоновских войн. В настоящее время библиотека содержит более 400 подлинных манускриптов, в том числе египетские папирусы, редкие средневековые манускрипты, а также знаменитый сборник песнопений Libre Vermille (Красная Книга), составленный монахами монастыря в XIV в. для исполнения пилигримами во время ночных вигилий.
Одно из зданий монастыря отдано под «музей Монтсеррат», в котором собраны: религиозные реликвии; археологические находки; скульптуры и картины Сальвадора Дали, Эль Греко, Пикассо, Караваджо.
Удивительный прием: аркада превращается в рамы для видовых картин, что усиливает их звучание. Столбы растут. Голубые дали за горизонт убегают. А мы парим вне Пространства — вне Времени…
Во внутреннем дворике на площади Святой Марии
расположен энергетический «Круг Силы».
Если экскурсоводы о том не сообщают,
туристы не понимают, в каком месте они находятся.
Здесь нужно снять обувь, встать в центр круга, поднять руки вверх, превратившись в древо, устремленное в Небо, и вобрать в себя все силы, нисходящие вниз. После этого даже чуда не надо — все желаемое исполнится само собой. Поверьте Карлосу Кастанеде, излагающему учение дона Хуана.
Ой, кажется, я не то сказала:
это же — католический храм!
Вход в Главный Храм монастыря Монтсеррат украшает восхитительный горельеф. То — скульптуры с изображением Христа и Двенадцати апостолов.
Все в смятении и, одновременно, в оцепенении,
заданном местом предстояния. Перед кем?
Языческими истуканами, что устрашают?
Первый камень монтсерратской базилики был заложен в 1560 году аббатом Бартомеу Гаррига. Освящение собора состоялось в 1592 году, когда были завершены своды и купол. По архитектурному стилю здание храма относится к переходному периоду между Готикой и Возрождением (очень редкий пример подобной архитектуры в Каталонии)
Фасад базилики создал каталонский архитектор Франсеск де Паула дель Вильяр-и-Кармона (1860–1927), а авторами скульптурного оформления и тимпанов выступили братья Вальмиджана-и-Барбань — Венанси (1826–1919) и Агапит (1833–1905).
Храм представляет собой однонефную базилику с боковыми капеллами — правыми и левыми — и просветной галереей над ними. Света много. Он льется через окна-люнеты продольных рядов и световой купол в последнем пролете перед апсидой.
Готика выдает себя в сводчато-нервюрном покрытии зала, особенно — апсиды. Все остальное задекорировано так, что о чистом стиле говорить не приходится…
Качество оформления нефа оценивается специалистами неоднозначно. Однако архитекторы, художники и скульпторы, работавшие над дизайном пресвитерия и боковых капелл, признаны выдающимися мастерами модерна и символизма.
Зазвучало некое неприятие в оценке храма. Прекращаю, ибо «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Здесь декорировку определяет представление, что Красота — это Бог, а Красотой считается все то, что излучает Свет, то есть, прежде всего, золочение.
Церковь не особенно велика по размерам. Центральный неф имеет 58 м в длину, 15 м в ширину и 23 м в высоту. Полукруглые арки свода опираются на стены на уровне трибун верхнего яруса — там же, где стены храма прорезаны круглыми окнами-иллюминаторами. Над средокрестием возвышается восьмиугольная башня-фонарь, которая после реставрации 1990-х годов служит главным источником естественного света.
Над алтарем находится сень, выполненная в виде позолоченной часовни. Спроектировал эту позолоченную сень Франсеск де Паула дель Вильяр-и-Кармона.
Вызолочено все так, что ретабло и сень
теряют свою материальность.
Я осуждаю архитекторов за излишество?
Нет, просто констатирую факт…
Главный алтарь базилики был освящен в 1959 году. Он выполнен из цельной каменной глыбы монтсерратского камня весом 8 тонн. Алтарь покоится на каменном постаменте, который являлся частью прежнего алтаря базилики. Замечательно красивая фронтальная часть алтаря из серебра и эмали является творением Монтсеррат Майнар (р. 1928) и изображает «Тайную вечерю», «Брак в Кане Галилейской», «Чудо умножения хлебов и рыб», а также двух ангелов с кадилом и просфорой. Обрамляющая эту фронтальную часть рельефная серебряная рамка — работа ювелира Мануэля Капдевилы (1910– 2006).
Прекрасные ангелы — фреска, прорисованная в стиле Модерн, что распространен был в начале XX века. С XI века восемь столетий прошло, запечатлевшись в декоре зала.
Не знаю, как вам, мне нравится
каталонская свобода, что становится традицией.
Обычно в католических храмах за престолами располагается главная икона храма, так и называемая — запрестольной. Здесь ничего подобного нет. Есть высокий арочный проем, в глубине которого восседает «Черная Мадонна» с Младенцем Христом.
Образ «Черной Мадонны» считается животворящим, то есть претворяющим в жизнь желания просящих.
Я тоже поднялась в «Тронный зал», а потом спустилась в «зал Благодарений» за помощь «Черной Мадонны»! Поднялась из досужего интереса? Нет, мистические волны всесильны — и я хотела обратиться к Мадонне с просьбой…
«Черная Мадонна» — 95 сантиметровая статуя из черного тополя в золотых одеждах. На ее коленях — младенец Иисус Христос. В левой руке Мадонны – сфера: символ Вселенной. В руке младенца шишка — символ бесконечной жизни, дарованной людям на небесах.
Тысячи паломников и туристов приходят сюда, чтобы поклониться Святому образу, коснуться рукой ее шара и вымолить у Черной Мадонны, знаменитой своей чудодейственной силой, здоровья, удачного замужества и, в особенности, детей.
Я тоже положила руку на шар
и попросила здоровья для всех, кого люблю.
Жду. Наверное, много попросила…
Мне подниматься к Мадонне было тяжело. Золотое свечение теснило грудь. Выражение лика Ее было отстраненным и мучительным. Шар оказался теплым от множества прикосновений.
Но я прошла через испытание. Зачем?
Чтобы, пусть чуть-чуть, но воссоединиться
с каталонцами в вере в Чудо…
У центральных пилонов нефа установлены скульптуры пророков Иезекииля, Иеремии, Исайи и Даниила, напоминающие о пророчествах, связанных с Девой Марией. Эти фигуры вырезал из дерева скульптор Жузеп Льимон (1864–1934), один из выдающихся представителей каталонского модернизма. Они были установлены в базилике в 1896 году.
Первая, ближайшая к алтарю, капелла посвящена сестре святого Бенедикта — святой Схоластике Нурсийской. Авторы скульптур: Энрик Кларасо (1857–1941) и Агапит Вальмиджана. Капелла была отреставрирована в 1886 году.
Святая Схоластика изображена в виде монахини вместе со своим братом — святым Бенедиктом и со святой Иустиной Падуанской — мученицей IV века.
Святая Схоластика обычно изображается в виде монахини, держащей посох и распятие. Изображается она; получающей покровы от святого Бенедикта; когда её душа в виде голубя отделяется от тела.
Это — мистический образ?
Столь любимый во всей Испании…
В четвертой капелле можно увидеть прекрасный модернистский алтарь (ретабло) (1891), созданный Франсеском Беренгером-и-Местресом (1866–1914) — известным каталонским архитектором, учеником, другом и соратником Антонио Гауди.
Алтарь выполнен из кедрового дерева с декоративными деталями из кованого металла и посвящен святому Иосифу де Каласансу, педагогу и основателю ордена пиаристов. Именно этот человек открыл первую в Европе бесплатную общеобразовательную школу, а незадолго до этого, в 1585 году, посетил Монсеррат.
Меня восхищают в этих витражах не только цветовое решение, но, прежде всего, композиции, в которых совмещены два плана: Бытийный и событийный. Бытийный план представлен в витражных «розах». То — истечение Божественных сил от Святого духа (голубя) и Вифлеемской звезды. Событийный план представляет собой житейские сцены, которые разыгрывают евангельские персонажи: архангел Гавриил, Дева Мария, Младенец и волхвы.
Также сохранилась часть готического клуатра XV века и готическая колокольня. Кроме того, некоторые исторические сооружения (скиты, часовни, небольшие церкви) уцелели в окрестностях монастыря.
В 1860-х годах под руководством аббата Мунтадеса началась реставрация монастыря, от которого на тот момент оставались одни руины. Восстановление Монтсеррата заняло около сотни лет. Реконструкция продолжалась при аббатах Жузепе Деасе (1885-1912), Антони Марсете (1912-46) и Аурели Эскарре (1946-68).
Монастырские и гостиничные здания были отстроены заново, а базилика подверглась значительной перестройке во время восстановительных работ.
Соответственно, готический клуатр воспринимается
как жемчужина, вдруг ожившая среди руин.
Во время Гражданской войны в Испании 1936-39 годов монахи были вынуждены покинуть монастырь. В эти годы трагически погибло 23 монаха. Правительству Каталонии удалось спасти монастырь от разрушения и разграбления. В 1939 году монахи вернулись в Монтсеррат. Монастырь перешел в оппозицию по отношению к диктаторскому режиму Франко, превратившись в центр каталонского антифранкистского сопротивления.
Вот такая история запечатлена в монастыре,
которой в 2025 году исполнится 1000 лет,
начавшихся в день основания обители Монтсеррат.
<—Священная гора Каталонии Монтсеррат.
Возвращение в Барселону к Антонио Гауди.—>