Барселона: Шедевр готики в готическом квартале…

В перспективе - не отпускающий от себя храм Святого Семейства. Город называет храм просто - "Саграда", что значит "Святыня", Фото Аллы Кольцовой.
В перспективе — не отпускающий от себя храм Святого Семейства. Город называет храм просто — «Саграда», что значит «Святыня», Фото Аллы Кольцовой.

За 9 дней пребывания в новом городе увидеть все — что не увидеть ничего. Поэтому сосредотачиваемся на одной линии — архитектор Антонио Гауди. Идем к Саграде, что рядом с нашим местом проживания? Ни в коем случае. Следуем в другом направлении, удаляясь от Саграды, самое малое, на 600 лет…

Причина: НИЧТО НЕ ВОЗНИКАЕТ НА МЕСТЕ ПУСТОМ,
ЗНАЧИТ, И У ГАУДИ, НЕСМОТРЯ НА СВОЕОБРАЗИЕ,
ЕСТЬ СВОЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА И В КАТАЛОНСКОЙ,
И В МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ.

ГОТИЧЕСКИЙ КВАРТАЛ ЖДЕТ НАС…

Готический квартал Барселоны. Горгульи в множестве неисчислимом... Фото М. Бреслав.
Готический квартал Барселоны.
Горгульи в множестве неисчислимом… Фото М. Бреслав.

В Готическом квартале, как положено, нами сразу же заинтересовались горгульи. Мы ответили им тем же. Особенно этой — битой-перебитой, но воинственной, наверное, вдохновленной образом бедного идальго на хоробром коне. Он конкистадор — завоеватель Новых земель, откуда каталонцы привезли не только зеленых попугаев?!

Готический квартал Барселоны. Горгульи в множестве неисчислимом... Фото М. Бреслав.
Готический квартал Барселоны.
Горгульи в множестве неисчислимом… Фото М. Бреслав.

Горгульи грозились, если мы что-то нелестное о каталонцах вспомним, нас водою полить, с карниза спрыгнуть и камнями побить. Мы решили: лучше в живых остаться…

Готический квартал Барселоны. Исторический квартал Ла-Рибера. В прорыве тесной улочки - цель нашего путешествия: церковь Санта-Мария-дель-Мар (церковь Святой Марии на море) .
Готический квартал Барселоны. Исторический квартал Ла-Рибера.
В прорыве тесной улочки — цель нашего путешествия: церковь Санта-Мария-дель-Мар (церковь Святой Марии на море) .

По мнению исследователей, Санта-Мария-дель-Мар представляет собой выдающийся образец каталонской готики, отличающийся чистотой и единством стиля, что в общем-то не свойственно большим средневековым сооружениям. Вот поэтому-то мы к церкви и идем…

Церковь Санта-Мария-дель-Мар. Одна из двух башен-звонниц и продольная стена базилики с горгульями и окнами-витражами. По архитектуре видно: церковь сочетает романский стиль и готику. Фото М. Бреслав.
Церковь Санта-Мария-дель-Мар. Одна из двух башен-звонниц и продольная стена базилики с горгульями и окнами-витражами. По архитектуре видно: церковь сочетает романский стиль и готику. Фото М. Бреслав.

Первое упоминание церкви Святой-Марии-на-море относится к 998 году. То была типичная ПРИХОДСКАЯ ЦЕРКОВЬ для людей, проживающих в одном месте, которые приходят в храм на службы, исповеди, свадьбы, крещение своих детей.

По мере обветшания приходской церкви, началось возведение современного храма. 25 марта 1329 года первый камень в основание храма заложил король Альфонс IV Арагонский, о чём свидетельствует запись на латинском и каталанском языках на фасаде церкви.

Церковь Санта-Мария-дель-Мар. Западный фасад церкви: центральный портал. В тимпане перспективной арки - фигура Христа. Справа и слева ниже - фигуры апостолов Петра и Павла. Архитектор - Беренджер де Монтагут (Berenger de Montagut).
Церковь Санта-Мария-дель-Мар. Западный фасад церкви: центральный портал. В тимпане перспективной арки — фигура Христа. Справа и слева ниже — фигуры апостолов Петра и Павла.
Архитектор — Беренджер де Монтагут (Berenger de Montagut).

Возведение стен, боковых капелл и фасадов было завершено в 1350 году. В 1379 году пожар уничтожил значительную часть здания. Строительство продлилось до 3 ноября 1383 года, а через год — 15 августа — в церкви прошла первая месса.

Восхититесь фасадом! Все прорисовано очень строго: с соблюдением симметрии, уравновешенности, линейности с узорчатыми поясами-завершиями. Будто геометрический ритм пронизывает массу фасада и, выполнив главное, переводит свой рассказ на язык религиозной символики.

Церковь Санта-Мария-дель-Мар. Витражная розетка на западном - входном - фасаде и два контрфорса для усиления устойчивости стены.
Церковь Санта-Мария-дель-Мар. Витражная розетка на западном — входном — фасаде и два контрфорса для усиления устойчивости стены.

Землетрясение 1428 года нанесло серьёзный урон зданию церкви и разрушило витражную розетку на западном фасаде. Новый витраж в стиле пламенеющей готики был закончен в 1459 году. Так строительство церкви, начавшись в 1329 году, перешло за столетие, что было весьма характерно для эпохи готики.

Церковь Санта-Мария-дель-Мар. На тимпане портика представлен так называемый Деесис (Deesis), то есть фигура благословляющего Христа, восседающего на троне, по бокам которого на коленях стоят Иоанн и Мария.
Церковь Санта-Мария-дель-Мар. На тимпане портика представлен так называемый Деесис (Deesis), то есть фигура благословляющего Христа, восседающего на троне, по бокам которого на коленях стоят Иоанн и Мария.

Новый храм уже не был приходским — он был «МОРСКИМ». Желал монарх, заложивший первый камень, вознести хвалу небесам, увековечив тем самым свою победу при Сардинии.

Чтобы построить храм, нужен не один, а много камней, и это обстоятельство изменило назначение церкви..

Церковь Санта-Мария-дель-Мар. Во время пожара в 1936 году, кроме фигур в тимпане, уцелели только скульптуры Петра и Павла.
Церковь Санта-Мария-дель-Мар. Во время пожара в 1936 году, кроме фигур в тимпане, уцелели только скульптуры Петра и Павла.

Храм был возведен в эпоху расцвета мореплавания и торговли Каталонии с другими странами. Возведен в квартале Рибера — историческом портовом районе столицы Каталонии Барселоны, где во времена расцвета жили дворяне, торговцы и моряки.

Тогда море ещё не отступало так далеко от портового района из-за естественных наносов, и эта церковь, посвящённая святой заступнице моряков, стояла прямо у воды!

Церковь Санта-Мария-дель-Мар. Входные врата в церковь, в декор которых включены две бронзовые фигурки мужчин, несущих по огромному камню. Кто они такие?
Церковь Санта-Мария-дель-Мар. Входные врата в церковь, в декор которых включены две бронзовые фигурки мужчин, несущих по огромному камню. Кто они такие?

И главное… Церковь строилась для защиты барселонских моряков от подвластной лишь Небу морской стихии, причем, исключительно силами и средствами местного населения. Портовые грузчики доставляли с карьеров Монтжуика к месту возведения храма огромные камни на собственных плечах. Об этой неоценимой помощи напоминают фигурки на двери главного портала храма.

Церковь Санта-Мария-дель-Мар. Входные врата в церковь, в декор которых включены две бронзовые фигурки мужчин, несущих по огромному камню или мешку со строительными материалами. Кто они такие?
Церковь Санта-Мария-дель-Мар. Входные врата в церковь, в декор которых включены две бронзовые фигурки мужчин, несущих по огромному камню или мешку со строительными материалами. Кто они такие?

Так постепенно приходская церковь превратилась в ХРАМ СЛАВЫ БАРСЕЛОНСКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ НА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ. Они строили свой храм, чтобы поддержать союз с Небесами, а получился СВИДЕТЕЛЬ ЛУЧШЕЙ ЭПОХИ В ИСТОРИИ КАТАЛОНИИ.

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Фото из Интернета.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Фото из Интернета.

Извините меня за провокацию. Вид производит впечатление, но — ложное, ведь он — детище фотоэффекта, полученного с помощью широкоугольника. На самом деле церковь отличает не размах внутреннего пространства, а строгий ритм стройных и величавых колонн.

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Роза-витраж над входом в храм с изображением "Коронации Марии". Землетрясение 1428 года разрушило первую розетку. Новый витраж в стиле пламенеющей готики был закончен в 1459 году. Фото М. Бреслав.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Роза-витраж над входом в храм с изображением «Коронации Марии». Землетрясение 1428 года разрушило первую розетку. Новый витраж в стиле пламенеющей готики был закончен в 1459 году. Фото М. Бреслав.

Удивительный витраж, будто вся жизнь разбита на осколки. Они кружатся в бесконечном хороводе, превращаясь в праздничное событие — вознесение на небеса к тем Высшим силам, которые, короновав Марию, так высоко оценили призвание Богоматери.

Витраж — отправная точка, что определяет мистическое содержание внутреннего пространства храма…

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Заалтарная скульптура - Мария с Младенцем на руках. Фото М. Бреслав.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Заалтарная скульптура — Мария с Младенцем на руках. Фото М. Бреслав.

В противоположной стороне храма представлена Мария в одном из своих земных предназначений. Она — защитница и покровительница всех мореплавателей. Об этом свидетельствует парусный корабль, размещенный в уровне подиума скульптуры

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Начало (роза) и завершение (скульптура) Главной оси храма. Фото из Интернета.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Начало (роза) и завершение (скульптура) Главной оси храма. Фото из Интернета.

Храм пронизывает Главная ось, в которой совмещены ПОДВИГ СЛУЖЕНИЯ и СЛАВА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ. Подобное единство наполняет чудесный храм
РАДОСТЬЮ СУЩЕСТВОВАНИЯ ВСЕГО И ВСЯ
В ИДЕАЛЬНО УСТРОЕННОЙ ВСЕЛЕННОЙ…

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Самое лучшее место в Храме - у подножия скульптуры: возникает чувство общения с той силой, что всему защита. Фото М Бреслав.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Самое лучшее место в Храме — у подножия скульптуры: возникает чувство общения с той силой, что всему защита. Фото М Бреслав.

Кажется, храм невелик, но это только кажется из-за перспективного фото-сокращения. Я чувствую себя прошедшей долгий путь и представшей перед Ней по Ее благоволению. Помню, мои ощущения превращались в разговор. О чем? Не скажу…

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар, представляющего собой трехнефную базилику... Фото М. Бреслав.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар, представляющего собой трехнефную базилику… Фото М. Бреслав.

На греческом бази́лика — царский дом. По типу то — строение прямоугольной формы из нечётного числа
(1, 3 или 5) нефов.

Неф (от лат. navis — корабль) — вытянутая часть пространства, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Здесь 3 нефа.

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Покрытие трехнефной базиликальной системы, что держится на нервюрах, заполненных каменными сводами. . Фото из Интернета.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Покрытие трехнефной базиликальной системы, что держится на нервюрах, заполненных каменными сводами. . Фото из Интернета.

НЕРВЮРА – арка, образующая ребро, укрепляющее свод. Нервюры — основа каркаса, несущего основную нагрузку тяжёлого покрытия.

Здесь нервюры исходят из восьмигранных колонн и образуют полог, парящий в небе. Это — нетипичный для готики прием, в которой колонны должны скрываться под пучком вертикальных нервюр-пилястр, на высоте становящихся арками.

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Нервюрное прокрытие храма. Замковый камень. Фото из Интернета.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Нервюрное прокрытие храма. Замковый камень. Фото из Интернета.

Замковый камень украшен как драгоценность. И это правильно, потому что в нем на высоте сведены усилия, что должны с математической точностью сосредоточить в одной точке распорные нагрузки, чтобы они погасили бы друг друга.

А здесь играют мастера — украшают ключ каркасной системы узорами, даже мысли не допуская о неточности, из-за которой вся конструкция может обрушиться. Не может — и все тут!

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Перекрытие крайнего нефа - прилежащего к наружной стене. Фото А. Вьюгиновой.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Перекрытие крайнего нефа — прилежащего к наружной стене. Фото А. Вьюгиновой.

Носили камни портовые рабочие с карьеров горы Монтжуик, а местные артельщики превращали гору в сложнейшую геометрическую систему, которой восхищались Боги.

Зачем люди это делали? По зову души,
что жаждала видеть мир прекрасным.
А мы?.. Мы забыли о чудесных способностях
гор, одну из которых называют Монтжуик…

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. В крайнем нефе за стеной с чудесными стрельчатыми арками прячутся капеллы, по­священные особо почитаемым святым. Фото М. Бреслав.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
В крайнем нефе за стеной с чудесными стрельчатыми арками прячутся капеллы, по­священные особо почитаемым святым. Фото М. Бреслав.
Капеллы не доходят до верха бокового нефа. Тем самым они позволяют видеть пространство базилики в целом, создавая иерархию колонн — главные, несущие покрытие нефов, и боковые, ритмизирующие движение стены в продольном направлении базилики.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Вид на освещенные витражами капеллы, украшенные живописью,. скульптурой. Есть и капеллы-поминальни знатных прихожан. Фото М. Бреслав.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Вид на освещенные витражами капеллы, украшенные живописью,. скульптурой. Есть и капеллы-поминальни знатных прихожан. Фото М. Бреслав.

Проблема освещенности всегда стоит в готических храмах. Ее часто решали за счет понижения высоты боковых нефов, что позволяло освещать центральный неф дополнительно — с уровня перепада высот.

Здесь цветные витражи окрашивают тени — не более. Позднее я покажу, что заставляет использовать подобный свето-цветовой эффект…

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Витражи, подсвечивающие боковые капеллы-поминальни. Фото М. Бреслав.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Витражи, подсвечивающие боковые капеллы-поминальни. Фото М. Бреслав.

Трудно передать цветовые градации в храме, просто темном с точки зрения фотоаппарата. Но прошу вас, представьте, как черные тени становятся по воле цветных витражей синим бархатом, коричневым, мерцающим, играющим!

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. В храме есть орган и, наверное, отличный по звучанию. Фото А. Вьюгиновой.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
В храме есть орган и, наверное, отличный по звучанию. Фото А. Вьюгиновой.

Рассказывают, атмосферу этого поистине магического места дополняет великолепная акустика, дающая возможность проводить здесь концерты церковной музыки.

У меня есть прием определения, насколько красиво пространство. Пытаюсь представить, что вот-вот и в нем зазвучит музыка. Если закричу — не надо, здесь и так все звучит, значит храм, действительно, прекрасен.

Здесь на мое счастье музыка не зазвучала,
и я спаслась от избытка эстетических эмоций.

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Лестница, ведущая на галерею в уровне второго яруса. Фото А. Вьюгиновой.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Лестница, ведущая на галерею в уровне второго яруса. Фото А. Вьюгиновой.

Мы уже видели, в этом храме нет изолированных хоров, где обычно располагаются священнослужители. По-видимому, хоры размещаются на галерее второго яруса, расположенной за алтарем, открытым в общий зал, где сидят прихожане.

Для туристов любая лестница наверх —
счастливая возможность увидеть невозможное.

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Хоры на галерее второго яруса, позволяющие созерцать храм в неожиданных ракурсах. Фото М. Бреслав.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Хоры на галерее второго яруса, позволяющие созерцать храм в неожиданных ракурсах. Фото М. Бреслав.

Пока я общалась с Богоматерью, мои спутницы устремились на хоры за новыми впечатлениями.

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Импосты - профилированные архитектурные детали, служащая опорой для пяты арки-нервюры. Фото М. Бреслав.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Импосты — профилированные архитектурные детали, служащие  опорой для пяты арки-нервюры.
Фото М. Бреслав.

Я думаю, предположение верно… На вратах — фигурки портовых рабочих, несущих камни. В арочных опорах — лица ремесленников, придавших камню новую — фантастическую — жизнь. Выражения лиц странноваты? Вспомните артельщиков Питера Брейгеля-старшего, и Средневековье оживет..

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар Лес восьмигранных колонн с уровня галереи второго яруса. Фото М. Бреслав.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар
Лес восьмигранных колонн с уровня галереи второго яруса. Фото М. Бреслав.

Почему колонны имеют восемь граней? Думаю, что в Средневековье, когда математика была священнодействием, и числа имели сакральный смысл. Восемь — число, исчерпывающее содержание Пространства. Так «Роза Ветров» имеет восемь лучей. Для мореплавателей это число было более значимо, чем любое другое. А может быть, и не так…

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Главный вид на восточный торец базилики, где располагается трехуровневая апсида и полусферическое завершие над ней. Фото из Интернета.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Главный вид на восточный торец базилики, где располагается
трехуровневая апсида и полусферическое завершие над ней.
Фото из Интернета.

АПСИДА, как правило, представляет собой алтарный выступ, ориентированный на Восток — туда, где встает Солнце. Обычно апсида имеет полукруглое очертание в плане, перекрыта полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом, как здесь.

Эта апсида очень сильно вытянута вверх — до высоты самой базилики, и очень сильно освещена. Витражи идут полукругом над галереей-хорами второго уровня. Огромные витражи идут полукругом над покрытием капелл. Этот — третий — уровень, по-моему, имеет лишь техническое назначение. Витражи вписаны в полусвод, завершающий грандиозную композицию.

Апсида этого храма стройна, высока, прозрачна и светла.
Благодаря ей, Свет бархатные тени побеждает.

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Вид на колонны апсиды первого внутреннего круга со стороны наружных стен, с высоты второго уровня (хоров) Фото из Интернета.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Вид на колонны апсиды первого внутреннего круга со стороны наружных стен, с высоты второго уровня (хоров). Фото из Интернета.

Попытайтесь представить апсиду в плане, вспомнив, что базилика трехнефная. Его обход наружный неф обходит В центре — круглый алтарный выступ. Его обходят по кругу колонны центрального нефа. Затем повторяют круговые очертания арочные перегородки капелл и наружные стены. Получается концентрическая композиция из трех сопряженных кругов.

Зачем я расписываю такие сложности?
Потому что это объемно-планировочное решение
безумно красиво в математической сложности своей.

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Вид на колонны апсиды первого внутреннего круга со стороны наружных стен, с высоты второго уровня (хоров) Фото М. Бреслав..
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Вид на колонны апсиды первого внутреннего круга со стороны наружных стен, с высоты второго уровня (хоров) Фото М. Бреслав..

Шесть нервюр (снаружи и изнутри) вырастают из восьмигранной колонны… Это некрасиво! Напротив, здесь геометрия арочных и сводчатых сочленений являет свою Божественную красоту, что не может быть доступна людям! Кто сказал?! Я сказала, впадая в смирение…

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Вид на колонны апсиды первого внутреннего круга со стороны наружных стен, с высоты второго уровня (хоров) Фото М. Бреслав.
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Вид на колонны апсиды первого внутреннего круга со стороны наружных стен, с высоты второго уровня (хоров). Фото М. Бреслав.

Наша лучшая фотография, снимающая все сомнения… Трехнефная базилика собора Санта-Мария-дель-Мар с полукруглой просветной апсидой — уникальное сооружение, что с помощью простых и строгих средств передает ощущение величия, которому любой собор в мире может позавидовать.

Посещение этой церкви дает великолепный опыт созерцания многочисленных колонн, которые, кажется, хотят прикоснуться к Небу, создавая магические световые и визуальные эффекты

Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар. Реликвии прекрасного храма...
Интерьер собора Санта-Мария-дель-Мар.
Реликвии прекрасного храма…

Картины, барочный алтарь и большая часть реликвий были уничтожены пожаром в 1936 году…

Нет, пожалуй, не буду сейчас об этом говорить, потому что тема исчерпана. Можно выходить из храма…

Главный фасад собора Санта-Мария-дель-Мар - готического шедевра в Готическом квартале.
Главный фасад собора Санта-Мария-дель-Мар — готического шедевра в Готическом квартале.

Стоит задать последний вопрос… Посетив храм, мы приблизились к постижению произведений Антонио Гауди? Отвечаю…

Да, пожалуй, мы сделали три шага к намеченной главной цели. Мы увидели, что свобода творчества — исконное свойство каталонской архитектуры. Мы увидели, как Свет и Цвет определяют структуру храма. Мы увидели, как гора Монтжуик в прямом смысле, непосредственно стала храмом…

Современный вид на Барселонету (порт Барселоны) с горы Монтжуик. Песня, посвященная Санта-Марии-дель-Мар...
Современный вид на Барселонету (порт Барселоны)
с горы Монтжуик. Песня, посвященная Санта-Марии-дель-Мар…

Где-то далеко
Над линией горизонта,
Статуя наблюдает за морем.
С высоты гор.
Для странника
Она звезда, вода и соль,
О них от зари до зари ей поют
Крестьяне:

Напои дождевой водой наши сады,
Дева Мария,
Помоги нашим лодкам вернуться домой
И услышь нашу смиренную молитву,
Пошли нам хлеба и лилий,
Дева Мария,
Огради нас от бед
Твоим благословением.

Ее взгляд озаряется светом
После каждой молитвы,
А из уст в уста
Передается легенда о
Святой Деве, которая утоляет жажду
Пшеничных полей
И отводит от их рыбацких сетей
Ненастья.

Современный вид на гору Монтжуик в ночи, что так быстро опускается на землю...
Современный вид на гору Монтжуик в ночи, что так быстро опускается на землю…

Вводные альбомы по Барселоне, полюбившейся нам
как Мир фантазий, что близок сердцам и далек,
как видение, в реальности невозможное…

1 альбом намерений: ЛЕТИМ В БАРСЕЛОНУ — СТОЛИЦУ КАТАЛОНИИhttps://vk.com/album56430733_190488655
2 альбом с первыми впечатлениями о Каталонской столице: БАРСЕЛОНА — ВВЕДЕНИЕhttps://vk.com/album-12948890_192166985
3 альбом-уточнение: БАРСЕЛОНА В ЦВЕТАХ В МАРТЕ ХОЛОДНОМhttps://vk.com/album56430733_192808100

Первая часть: ПЕРВЫЕ ШАГИ, ВЕДУЩИЕ К ГАУДИ…

4 альбом: БАРСЕЛОНА — ШЕДЕВР ГОТИКИ В ГОТИЧЕСКОМ КВАРТАЛЕhttps://vk.com/album-12948890_192444875

 

<—Шедевр ранней готики в утратах временных…

Барселона: Большой королевский дворец.—>

Leave a Reply