Там — в глубине центрального нефа, где купол должен быть, — его нет. Он остался позади — в вестибюле храма, если можно так сказать. Появление купола не было подготовлено режиссурой пребывания в храме, а значит, и не выполнившего должным образом свою высокую миссию.
Я растерялась, увидев то, чего не может быть. Позднее поняла причину подобного своеволия архитекторов. Все было сделано ради фасадного решения собора. Если бы купол занял должное место, его не было бы видно с площади перед собором. Значит, на рубеже XIX — XX веков к постулатам СВЕТЛОЙ ТЕОЛОГИИ относились, не проникая в их суть и глубину.
Утверждаю, наличие глухой ограды также губительно для ощущения себя включенным в обещанный храмом процесс Просветления. Где должен сидеть прихожанин во время мессы? На скамьях перед стеной, не видя, что происходит за ней. Хоры — для избранных, там простым прихожанам не место. Можно устроиться на скамьях боковых нефов и… тоже ничего не увидеть. Я все утверждения проверила во время мессы, на которой я пребывала в качестве самой униженной — обиженной — прихожанки.
Все это свидетельствует: Кафедральный храм Барселоны не для барселонцев, а для демонстрации могущества города, скажем так. Может быть, здесь действует третье «или»?
Работы по созданию ренессансной ограды большого Хора начались в 1390 году, когда епископом Барселоны был Рамон де Эскалес. Ограда декорирована мраморными горельефами со сценами из жизни св. Евлалии. Скульпторы: Ордоньес и Вилар, 1517 год.
Вглядываюсь в горельефы —
сцен мученичеств Святой Евлалии не вижу…
Вопрос: почему Хор такой большой?
Может быть, все дело в Ордене Золотого руна?