Собор, в котором не идут к свету,а уходят от него

Барселона. Готический квартал. Кафедральный собор Строится начал в 1298 году при Рамоне Беренгере I. Неоготический декор главного фасада завершен в 1913 году. Если не учитывать долгой остановки 615 лет шло строительство...
Барселона. Готический квартал. Кафедральный собор
Строится начал в 1298 году при Рамоне Беренгере I. Неоготический декор главного фасада завершен в 1913 году. Если не учитывать долгой остановки 615 лет шло строительство…

Рассказ о Кафедральном соборе Барселоны:
1 — 6: ИСТОРИЯ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
https://vk.com/album-12948890_210357581;
1 — 7: ТАЙНА ПОСВЯЩЕНИЯ СВЯТОЙ ЕВЛАЛИИ
https://vk.com/album-12948890_193041577;
1 — 8: ВЫЗОЛОЧЕННОЕ НЕИСТОВСТВО
ВО ИМЯ СВЯТОГО КРЕСТАhttps://vk.com/album-12948890_210389157
1 — 9: ПЛАЧ ПО ШЕДЕВРУ РАННЕЙ ГОТИКИ,
ЧТО ПОГУБЛЕНhttps://vk.com/album-12948890_192586617.

Барселона. Кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии. Фрагмент главного фасада с центральным входным порталом, куда мы сейчас и войдем...
Барселона. Кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии. Фрагмент главного фасада
с центральным входным порталом, куда мы сейчас и войдем…

Знатоки барселонских достопримечательностей сравнивают два собора — Санта-Мария-дель-Мар и Кафедральный. Их суждения не в пользу второго. Они считают… «Эти два великолепных сооружения имеют различные назначения. Кафедральный собор — ПОКАЗНОЙ, а потому изначально связанный с монархией, аристократией и высшим духовенством».

ПОКАЗНОЙ — рассчитанный на внешний эффект, по существу несостоятельный, негодный. Здесь показное великолепие возникает из того, что Кафедральный собор изначально имеет назначение, определенное «монархией, аристократией и высшим духовенством». Это утверждают знатоки. Я лишь пыталась подобную связь показать.

Кафедральный собор в Барселоне. Три продольных нефа. Восьмигранный шпиль на просветном барабане во втором от входа, да - во втором, пролете центрального нефа.
Кафедральный собор в Барселоне.
Три продольных нефа. Восьмигранный шпиль на просветном барабане во втором от входа,
да — во втором, пролете центрального нефа.

Пишет Даниэль Готье… «Большинство людей, входящих в любой готический собор не могут не восхититься его красотой, загадкой и величием. Именно в этих зданиях, более, чем в каких либо других, размах и геометрическая гармония являются такими естественными и органичными. Они представляют собой идеальное сочетание естественных элементов — камня, песка и дерева — с блистающим, эфемерным светом, а также с неким БОЖЕСТВЕННЫМ ПОРЯДКОМ и СТРЕМЛЕНИЕМ К ЗВЕЗДАМ».

Кафедральный собор в Барселоне. Горизонтальная проекция восьмигранного шпиля, спрятанного за нервюрно-сводчатым куполом, опирающемся на высокий барабан с восемью витражами.
Кафедральный собор в Барселоне.
Горизонтальная проекция восьмигранного шпиля, спрятанного за нервюрно-сводчатым куполом,
опирающемся на высокий барабан с восемью витражами.

Очевидно, чтобы реализовать «СТРЕМЛЕНИЕ К ЗВЕЗДАМ», готический собор должен впускать СВЕТ во внутреннее пространство Где архитектору следует размещать просветное устройство, устанавливает БОЖЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК.

Кафедральный собор в Барселоне. Ракурс, что показывает, как восьмигранный барабан с витражами и сводчато-нервюрным куполом (подшатровым) опирается на четыре пилона с арками с помощью еще четырех подпружных арочек.
Кафедральный собор в Барселоне.
Ракурс, что показывает, как восьмигранный барабан с витражами и сводчато-нервюрным куполом (подшатровым) опирается на четыре пилона с арками с помощью еще четырех подпружных арочек.

Готический собор — вместилище священных тайн
Арифметики, Геометрии, Астрономии,
в коих запечатлен БОЖЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК.

Постулат Платона гласит, что, созерцая
гармонию Вселенной, душа отрывается от земли
и поднимается к БОЖЕСТВЕННОМУ СВЕТУ.

Кафедральный собор в Барселоне. Ракурс, что показывает, как восьмигранный барабан с витражами и сводчато-нервюрным куполом (подшатровым) опирается на четыре пилона с арками с помощью еще четырех подпружных арочек.
Кафедральный собор в Барселоне.
Ракурс, что показывает, как восьмигранный барабан с витражами и сводчато-нервюрным куполом (подшатровым) опирается на четыре пилона с арками с помощью еще четырех подпружных арочек.

Аббат Сугерий, внесший самый большой вклад в развитие готического стиля, в своем XII веке пишет… «Свет есть БЛАГОРОДНЫЙ ТРУД, но будучи благородно светлым, труд должен просветлять разум, чтобы он мог подняться к Истинному Свету, истинными вратами которого является Христос».

Кафедральный собор в Барселоне. Три продольных нефа на мощных пилонах с арками. Нервюрные своды. Просветный барабан во втором, да - именно во втором от входа, пролете центрального нефа.
Кафедральный собор в Барселоне.
Три продольных нефа на мощных пилонах с арками. Нервюрные своды. Просветный барабан во втором,
да — именно во втором от входа, пролете центрального нефа.

Даже трудно вспоминать то первое впечатление, которое возникло при входе в собор. Мы потерялись, растерялись, заметались, рассердились. И все потому что, войдя, сразу же оказались в контрсвете. Свет над головой слепил, погружая все остальное в темноту, наполненную мерцанием свечей.

Увидеть на фотографии своды и пилонно-арочную мощь помог фото-шоп. На самом деле мы метались в недоумении. Что это — готический храм или какой-то непрерывный склеп с бесчисленными захоронениями?!

Кафедральный собор в Барселоне. Глубинная перспектива, идущая не от входа к апсиде, как положено, а наоборот: от апсиды к входу. Причем, вид снят не с уровня человеческого роста, а вдвое выше, что позволяет убрать все помехи для движения Оси.
Кафедральный собор в Барселоне. Глубинная перспектива, идущая не от входа к апсиде, как положено, а наоборот: от апсиды к входу. Причем, вид снят не с уровня человеческого роста, а вдвое выше, что позволяет убрать все помехи для движения Оси.

Вид показывает… Свет в глубине зовет к себе. «Точка схода», в которую устремлены, как велят законы Геометрии, все параллельные Главной оси линии, заставляет двигаться к ней в ритме членения пространства на пролеты. И мы движемся, пусть лишь умозрительно, но в согласии с Божественным порядком, восходя от тени к Свету. Подобное движение при всей простоте своей ОЧИСТИТЕЛЬНО…

Подобное движение «есть БЛАГОРОДНЫЙ ТРУД,
что просветляет разум, чтобы он мог подняться
к Истинному Свету — БОЖЕСТВЕННОМУ»…

09
.Но именно этой ВОЗМОЖНОСТИ САМООЧИЩЕНИЯ нельзя осуществить в Кафедральном соборе Барселоны, и никакие ухищрения не в силах допущенной утраты возместить!

Почему утрачено то, что придает Готическому собору
должный БОЖЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК?! Из-за скаредности людей, одевавших собор в новомодный фасад. Если бы шпиль был воздвигнут на необходимом удалении от фасада, он бы, западая, требовал увеличить свою высоту, на что денег-то и пожалели…

Кафедральный собор в Барселоне. Ранняя готика. Не позднее XV в. Рельефы на замковых камнях. "Крещение Иисуса Христа"
Кафедральный собор в Барселоне. Ранняя готика. Не позднее XV в.
Рельефы на замковых камнях. «Крещение Иисуса Христа»

Главный собор столицы Каталонии с точки зрения Ранней готики — шедевр стиля во всей своей исконной мощи несущих конструкций и трогательности простых и многоречивых деталей.

Тем печальнее, что со временем собор утратил свое исконное назначение быть средством Преображения — Очищения для прихожан. «Показное великолепие» собора — ничто в сравнении с утратой главного…

Кафедральный собор в Барселоне. Ранняя готика. Не позднее XV в. Рельефы на замковых камнях. "Христос Вседержитель"
Кафедральный собор в Барселоне. Ранняя готика. Не позднее XV в.
Рельефы на замковых камнях. «Христос Вседержитель»

Собор — жилище Бога, к которому идут прихожане,
чтобы поддержать свою внутреннюю чистоту.
Собор для утверждения Славы мгновения
в истории города и горожан — ничто.
С подобной целью не стоило рушить храм.

Кафедральный собор в Барселоне. Ранняя готика. После XV века. Рельефы на замковых камнях. "Верховные иерархи Католической церкви" (Папа Римский, благословляющий паству, и епископы).
Кафедральный собор в Барселоне. Ранняя готика. После XV века.
Рельефы на замковых камнях. «Верховные иерархи Католической церкви» (Папа Римский, благословляющий паству, и епископы).

А что Антонио Гауди, нарисовавший главный фасад Кафедрального собора с «вибрирующим шпилем»? Он в собор не заходил. Он даже мимо собора никогда не проходил.

Я плачу из-за поругания шедевра Ранней Готики,
что не устоял против временных страстей…

 

<—Вызолоченное буйство во славу Святого Креста…

Собор, в котором на пути к свету-богу стоят препятствия…—>

Leave a Reply