Рассказ о Кафедральном соборе Барселоны:
1 — 6: ИСТОРИЯ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
https://vk.com/album-12948890_210357581;
1 — 7: ТАЙНА ПОСВЯЩЕНИЯ СВЯТОЙ ЕВЛАЛИИ
https://vk.com/album-12948890_193041577;
1 — 8: ВЫЗОЛОЧЕННОЕ НЕИСТОВСТВО
ВО ИМЯ СВЯТОГО КРЕСТАhttps://vk.com/album-12948890_210389157
1 — 9: ПЛАЧ ПО ШЕДЕВРУ РАННЕЙ ГОТИКИ,
ЧТО ПОГУБЛЕНhttps://vk.com/album-12948890_192586617.
Знатоки барселонских достопримечательностей сравнивают два собора — Санта-Мария-дель-Мар и Кафедральный. Их суждения не в пользу второго. Они считают… «Эти два великолепных сооружения имеют различные назначения. Кафедральный собор — ПОКАЗНОЙ, а потому изначально связанный с монархией, аристократией и высшим духовенством».
ПОКАЗНОЙ — рассчитанный на внешний эффект, по существу несостоятельный, негодный. Здесь показное великолепие возникает из того, что Кафедральный собор изначально имеет назначение, определенное «монархией, аристократией и высшим духовенством». Это утверждают знатоки. Я лишь пыталась подобную связь показать.
Пишет Даниэль Готье… «Большинство людей, входящих в любой готический собор не могут не восхититься его красотой, загадкой и величием. Именно в этих зданиях, более, чем в каких либо других, размах и геометрическая гармония являются такими естественными и органичными. Они представляют собой идеальное сочетание естественных элементов — камня, песка и дерева — с блистающим, эфемерным светом, а также с неким БОЖЕСТВЕННЫМ ПОРЯДКОМ и СТРЕМЛЕНИЕМ К ЗВЕЗДАМ».
Очевидно, чтобы реализовать «СТРЕМЛЕНИЕ К ЗВЕЗДАМ», готический собор должен впускать СВЕТ во внутреннее пространство Где архитектору следует размещать просветное устройство, устанавливает БОЖЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК.
Готический собор — вместилище священных тайн
Арифметики, Геометрии, Астрономии,
в коих запечатлен БОЖЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК.
Постулат Платона гласит, что, созерцая
гармонию Вселенной, душа отрывается от земли
и поднимается к БОЖЕСТВЕННОМУ СВЕТУ.
Аббат Сугерий, внесший самый большой вклад в развитие готического стиля, в своем XII веке пишет… «Свет есть БЛАГОРОДНЫЙ ТРУД, но будучи благородно светлым, труд должен просветлять разум, чтобы он мог подняться к Истинному Свету, истинными вратами которого является Христос».
Даже трудно вспоминать то первое впечатление, которое возникло при входе в собор. Мы потерялись, растерялись, заметались, рассердились. И все потому что, войдя, сразу же оказались в контрсвете. Свет над головой слепил, погружая все остальное в темноту, наполненную мерцанием свечей.
Увидеть на фотографии своды и пилонно-арочную мощь помог фото-шоп. На самом деле мы метались в недоумении. Что это — готический храм или какой-то непрерывный склеп с бесчисленными захоронениями?!
Вид показывает… Свет в глубине зовет к себе. «Точка схода», в которую устремлены, как велят законы Геометрии, все параллельные Главной оси линии, заставляет двигаться к ней в ритме членения пространства на пролеты. И мы движемся, пусть лишь умозрительно, но в согласии с Божественным порядком, восходя от тени к Свету. Подобное движение при всей простоте своей ОЧИСТИТЕЛЬНО…
Подобное движение «есть БЛАГОРОДНЫЙ ТРУД,
что просветляет разум, чтобы он мог подняться
к Истинному Свету — БОЖЕСТВЕННОМУ»…
Почему утрачено то, что придает Готическому собору
должный БОЖЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК?! Из-за скаредности людей, одевавших собор в новомодный фасад. Если бы шпиль был воздвигнут на необходимом удалении от фасада, он бы, западая, требовал увеличить свою высоту, на что денег-то и пожалели…
Главный собор столицы Каталонии с точки зрения Ранней готики — шедевр стиля во всей своей исконной мощи несущих конструкций и трогательности простых и многоречивых деталей.
Тем печальнее, что со временем собор утратил свое исконное назначение быть средством Преображения — Очищения для прихожан. «Показное великолепие» собора — ничто в сравнении с утратой главного…
Собор — жилище Бога, к которому идут прихожане,
чтобы поддержать свою внутреннюю чистоту.
Собор для утверждения Славы мгновения
в истории города и горожан — ничто.
С подобной целью не стоило рушить храм.
А что Антонио Гауди, нарисовавший главный фасад Кафедрального собора с «вибрирующим шпилем»? Он в собор не заходил. Он даже мимо собора никогда не проходил.
Я плачу из-за поругания шедевра Ранней Готики,
что не устоял против временных страстей…