Вызолоченное буйство во славу Святого Креста

Барселона. Готический квартал. Кафедральный собор Строится начал в 1298 году при Рамоне Беренгере I. Неоготический декор главного фасада завершен в 1913 году. Если не учитывать долгой остановки 615 лет шло строительство...
Барселона. Готический квартал. Кафедральный собор
Строится начал в 1298 году при Рамоне Беренгере I. Неоготический декор главного фасада завершен в 1913 году. Если не учитывать долгой остановки 615 лет шло строительство…

Рассказ о Кафедральном соборе Барселоны:
1 — 6: ИСТОРИЯ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
https://vk.com/album-12948890_210357581;
1 — 7: ТАЙНА ПОСВЯЩЕНИЯ СВЯТОЙ ЕВЛАЛИИ
https://vk.com/album-12948890_193041577;
1 — 8: ВЫЗОЛОЧЕННОЕ БУЙСТВО ВО ИМЯ СВЯТОГО КРЕСТАhttps://vk.com/album-12948890_210389157
1 — 9: ПЛАЧ ПО ШЕДЕВРУ РАННЕЙ ГОТИКИ,
ЧТО ПОГУБЛЕНhttps://vk.com/album-12948890_192586617.

Кафедральный собор в Барселоне. Широкоугольный ракурс. Несущие конструкции собора в их художественном обличье. Вопрос: где, согласно СВЕТЛОЙ христианской теологии, должен размещаться СВЕТОВОЙ КУПОЛ СОБОРА.
Кафедральный собор в Барселоне. Широкоугольный ракурс. Несущие конструкции собора в их художественном обличье. Вопрос: где, согласно СВЕТЛОЙ христианской теологии, должен размещаться СВЕТОВОЙ КУПОЛ СОБОРА.

СВЕТОВОЙ КУПОЛ в готических и последующих базиликальных храмах обычно размещается в глубине центрального нефа, чтобы осуществить прорыв к Свету после долгого шествования через тени. Купол — итог храмового бытия. Потеряв свое место, он становится чисто декоративным введением, не дарующим Просветления.

Здесь купол размещается во втором шаге колонного ряда с западной, входной, стороны храма. Тем самым нарушается МИСТИЧЕСКАЯ РЕЖИССУРА ХРАМА, требующая шествования к СВЕТУ во имя достижения ПРОСВЕТЛЕНИЯ.

Кафедральный собор в Барселоне. Центральный вход в молитвенный зал, на главной оси которого стоит стена, обильно декорированная, зрительно прекращающая движение по глубинной оси к апсиде и Распятию...
Кафедральный собор в Барселоне. Центральный вход в молитвенный зал, на главной оси которого стоит стена, обильно декорированная, зрительно прекращающая движение по глубинной оси к апсиде и Распятию…

Мы вошли в Собор во время мессы. Пришедшим в это время разрешалось толпиться в первых двух пролетах зала или передвигаться вдоль капелл северной и южной сторон храма. Вперед по оси идти не разрешалось и не хотелось: стена разрубала зал на две части, более того, стена, закрывая проход к апсиде с Распятием, мешала состояться главному — встрече с Богом, которую должен даровать храм всем пришедшим в него.

Зал принадлежал не нам, а тем, кто разместился за стеною. Ничего подобного я не видела никогда. Сжавшись, как от удара, мы вынужденно повернули налево… Но, я все же покажу соборы — «законодатели», чтобы у вас не было сомнений в сказанном мною выше…

Справа от главного входа в Кафедральный собор Барселоны находится Капелла Баптистерия с мраморными крестильными купелями, выполненными в 15 веке.
Справа от главного входа в Кафедральный собор Барселоны находится Капелла Баптистерия с мраморными крестильными купелями, выполненными в 15 веке.
В одном форуме я прочитала, как две российские туристки, рискуя опоздать на автобус, искали в Соборе «Чашу Грааля» — и нашли. Вот она — смотрите, а рядом еще две. Бедный Христос — наших грехов Искупитель: столько крови должно было истечь из его раны…
Слева от входа в Собор - одна из его святынь: деревянное распятие, носящее название «Христос из Лепанто»...
Слева от входа в Собор — одна из его святынь: деревянное распятие, носящее название «Христос из Лепанто»…

Почему «из Лепанто»? Потому что это распятие Хуан Австрийский поместил на корму флагманской галеры христианской флотилии во время битвы при Лепанто в XVI веке. Победа в этой битве положила конец почти вековому господству турок на Средиземном море. На распятии Христос изображен в необычной позе: тело его изогнуто наподобие буквы S. Что это за чудо?

Кафедральный собор в Барселоне. Капитулярный зал. Деревянная скульптура Христа Лепантского, доставшаяся Собору в наследство от рыцарских времен.
Кафедральный собор в Барселоне. Капитулярный зал.
Деревянная скульптура Христа Лепантского, доставшаяся Собору в наследство от рыцарских времен.

Несколько изогнутую позу Христа на кресте легенда объясняет тем, что в сражении при Лепанто в 1571 году. Распятие увернулось от турецкого ядра во время боя и застыло в этом положении.

Согласитесь, Распятие «Христос Лепанто» производит странное и даже страшное впечатление. Тело, вырезанное в дереве, ожило в своей последней агонии и шевельнулось? Если Христос не побоялся пойти на казнь, то зачем ему уклоняться от ядра? Странно воспринимается и то, что тело Христа по ханжески прикрыто обрезом дорогой материи. Объяснить это можно только тем, что перед нами не Страдалец за человеческий род, а «Король Неба» в династических орнаментах на покрове.

Кафедральный собор в Барселоне. Капитулярный зал. Фигура сидящей Богоматери Марии в Распятии "Христа Лепанто".
Кафедральный собор в Барселоне. Капитулярный зал.
Фигура сидящей Богоматери Марии в Распятии «Христа Лепанто».

На мой взгляд, не вызывает сомнения, что и этот образ Богоматери достался Собору в наследство от рыцарских времен. То — «Небесная царица» в богатейшем одеянии с золотой орнаментикой, но… Лицо ее не скрывает истинной скорби.

На него очень похожи лица современных каталонок: такие же напряженные, отстраненные, замкнутые на своем, врезавшемся в него резкими, даже грубыми чертами. Я запомнила это выражение, потому что, если дама замечала, что она кому-то чем-то может помочь, она тут-же менялась. Причем, менялась мгновенно — за щелчок пальцев — и согревала таким теплом. Вот и суди о том, что хорошо, что плохо…

Кафедральный собор в Барселоне. 26 капелл, по 12 с южной и северной стороны, еще 2 со стороны главного входа. В каждой из них находятся многочисленные алтари XIV и XV веков, считающиеся высочайшими образцами каталонского искусства.
Кафедральный собор в Барселоне. 26 капелл, по 12 с южной и северной стороны, еще 2 со стороны главного входа. В каждой из них находятся многочисленные алтари XIV и XV веков, считающиеся высочайшими образцами каталонского искусства.

Великолепие алтарей, с их сверкающим орнаментом, выполненным из золота и драгоценных камней, напоминает описание, данное святым Иоанном Новому Иерусалиму. В соответствии с этим описанием, Иерусалим «имеет славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как-бы яспису кристалловидному», и «стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу».

Кафедральный собор в Барселоне. 26 капелл, по 12 с южной и северной стороны, еще 2 со стороны главного входа. В каждой из них находятся многочисленные алтари XIV и XV веков...
Кафедральный собор в Барселоне. 26 капелл, по 12 с южной и северной стороны, еще 2 со стороны главного входа. В каждой из них находятся многочисленные алтари XIV и XV веков…

Алтари подобны трехстворчатым складням с резными деревянными табло и скульптурами. Все вызолочено и раскрашено. Есть картины, люстры. Алтари-складни закрывают высокие оконные проемы в наружных стенах, заменяя естественный свет вызолоченным сиянием…

Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл. Эта капелла принадлежит рыцарю - крестоносцу, о чем свидетельствует метка на ограде. Кому именно? Не знаю - память не задержала...
Кафедральный собор Барселоны.
Алтари боковых капелл. Эта капелла принадлежит рыцарю — крестоносцу, о чем свидетельствует метка на ограде. Кому именно? Не знаю — память не задержала…
Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл.
Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл.

Капелла — небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной знатной семьи, хранения реликвий и т. д. Чем богаче капелла — тем знатнее семейство. В XII — XV веках самыми знатными в Испании, в Каталонии были «крестоносцы» — участники Крестовых походов на Восток с целью освобождения Гроба Господня. И не только с этой целью.

Сегодня двери семейных молелен открыты для всех.

Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл.
Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл.

Не стоит думать, что богатство частных алтарей служит выражению знатности их владельцев. Есть более высокая цель: ввести пришедшего в молитвенный экстаз…

Экстаз (греч., экс – выход, стазис – статичное состояние) — высшая форма молитвенного состояния. «Экстаз не вызывается искусственно, а является следствием действия Божественной благодати. Термин «экстаз» понимается как «изумление», «восхищение» или «удивление». Это удаление ума от окружающего мира и обращение его в сердце».

Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл (фрагмент).
Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл (фрагмент).

«Божья благодать действует», конечно, действует, но не сама по себе. Церковники говорят: «Благодать Божья нисходит на верных рабов Божьих». Но, происходит это и по внешне видимой причине: обстановке, в которой совершается Богослужение.Она производит на верующих особое впечатление, создает у них ощущение чего-то необычного, неземного, праздничного.

Переходя от алтаря к алтарю, я поняла: в Соборе много скульптуры и вся она находится в молитвенном экстазе — восторженном состоянии от возможности общаться с Богом. Даже херувимчики пухлощекие проникнуты тем же чувством. Что делать? Приходить в ответное состояние…

Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл (фрагмент).
Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл (фрагмент).

И еще, заметьте, в Соборе много саркофагов с прахом усопших, но мрачные ощущения снимаются. При молитвенном экстазе даже смерть становится «Божьей благодатью»

На самом деле рыцарь умер один в безжизненной — мертвой — пустыне… Нет, он в героических деяниях своих, пусть завершившихся смертью, воссоединился с Богом, что есть Универсум — мировое целое, мир (Космос), Вселенная в ее духовной сущности.

Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл (фрагменты).
Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл (фрагменты).
Не призываю вас впадать в молитвенный экстаз. Если вы не католики, да еще и не каталонцы, а, например, православные северяне, вам будет трудно пережить это буйство света-цвета…
Бартоломе Бермехо. "Пьета Деспла", 1490. Музей кафедрального собора Барселоны.
Бартоломе Бермехо. «Пьета Деспла», 1490. Музей кафедрального собора Барселоны.

По цвету красиво невероятно. Природа еще жива, но уже умирает. И все персонажи сцены переходят в иное состояние, что рассказывает не о событии, а Бытие, где Он будет «Царем Небесным», а она — «Царицею». Все должное будет, необходимо лишь пережить Смерть.

Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл (фрагмент).
Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл (фрагмент).
А вот прийти в восторг от каталонской экспрессии, проявляемой даже в церквях, думаю я, вряд ли кто сможет…
Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл (фрагмент).
Кафедральный собор Барселоны. Алтари боковых капелл (фрагмент).

В центре алтаря — кардинал в торжественном облачении, по-каталонски избыточном.

Стефан Лохер. Центральная часть триптиха "Поклонение трех волхвов". Каждый из волхвов изображен с золотой цепью на шее, свидетельствующей о принадлежности к "Ордену Золотого руна".
Стефан Лохнер. Центральная часть триптиха «Поклонение трех волхвов». Каждый из волхвов изображен с золотой цепью на шее, свидетельствующей о принадлежности к «Ордену Золотого руна».

Вот и пришли мы к главной теме, что неотрывна от истории взаимоотношений Ордена и Барселоны. Кафедральный собор ничего не станет скрывать…

Орган Кафедрального собора Барселоны. Пусть звучит музыка - начинаем рассказ об Ордене Золотого Руна...
Орган Кафедрального собора Барселоны.
Пусть звучит музыка — начинаем рассказ об Ордене Золотого Руна…
«ОРДЕН ЗОЛОТОГО РУНА» — рыцарский орден, учрежденный Филиппом III Добрым, герцогом Бургундским, в 1430 году, в день своей свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской. Это — династический орден: одна из самых древних и почётных наград Европы. Статут ордена существует по сей день в двух ветвях (испанской и австрийской) и награждать испанской ветвью имеет право король Испании Филипп VI, а австрийской — Карл фон Габсбург.
 
После завершения мессы разрешается пройти в пространство за мраморной стеной. Это - не Хоры для восседания каноников, что должны быть открыты хотя бы с торцов. Это - пространство, закрытое со всех сторон, то-есть имеющее особую цель...
После завершения мессы разрешается пройти в пространство за мраморной стеной. Это — не Хоры для восседания каноников, что должны быть открыты хотя бы с торцов. Это — пространство, закрытое со всех сторон, то-есть имеющее особую цель…

За оградой находится пространство для заседания рыцарей Ордена Золотого Руна, которых созвали в 1519 году император Карл V и эрцгерцог Максимилиан Австрийский.

Простые деревянные скамьи поставлены для нынешних прихожан, во время приходящих на мессу.

Знаменитые кресла рыцарей Золотого руна,. Над ними - гербы рыцарей, нарисованные для собрания ордена в 1519 году. Кресла и епископская кафедра — работа Са-Англады, а венчающие их пинакли — произведение немецкого мастера Лохнера (завершены в конце X
Знаменитые кресла рыцарей Золотого руна,. Над ними — гербы рыцарей, нарисованные для собрания ордена в 1519 году. Кресла и епископская кафедра — работа Са-Англады, а венчающие их пинакли — произведение немецкого мастера Лохнера (завершены в конце Xв.).

Чтобы рыцари собрались в Соборе всего один раз, создано столь великолепное произведение искусства. Главный фасад при этом оставался старым — «убогим», в сравнении с тем, каким он будет позже.

Кафедральный собор в Барселоне Деревянные кресла, украшенные разноцветными позолоченными гербами рыцарей Ордена Золотого Руна.
Кафедральный собор в Барселоне
Деревянные кресла, украшенные разноцветными позолоченными гербами рыцарей Ордена Золотого Руна.

В статуте ордена Филиппа Доброго было записано, что он учреждает его «из-за особой любви и расположения к рыцарству, которому он страстно желает приумножать честь и процветание, дабы рыцарство охраняло, защищало и поддерживало истинную католическую веру, церковь, спокойствие и благосостояние государства…». Формально цель ордена была охрана церкви и веры, он был посвящен Деве Марии и св. Андрею.

Кафедральный собор в Барселоне. Деревянные кресла, украшенные разноцветными позолоченными гербами рыцарей Ордена Золотого руна. Венчающие их пинакли завершены в конце XV в. немецким мастером Лохнером.
Кафедральный собор в Барселоне.
Деревянные кресла, украшенные разноцветными позолоченными гербами рыцарей Ордена Золотого руна. Венчающие их пинакли завершены в конце XV в. немецким мастером Лохнером.

В 1519 году император Карл V и эрцгерцог Максимилиан Австрийский созвали рыцарей Ордена Золотого руна в Кафедральном соборе Барселоны. Кресел с позолоченными рыцарскими гербами, по-видимому, ровно числу рыцарей, входящих на то время в Орден.

Смысл образа золотого руна с точки зрения символики таков: «овца является олицетворением невинности, а золото трактуется как образ высшей духовности, поход аргонавтов за золотым руном понимается как обретение величия духа посредством очищения души».

Почему герцог Филипп Добрый выбрал мифологическое овечье руно в качестве символа ордена, точно не известно. Согласно некоторым версиям, то — знак богатства, принесённого торговлей шерстью во Фландрии, или путешествие аргонавтов на восток воспринималось как параллель крестовому походу против турок (то есть новый поход аргонавтов), в который мечтал отправиться Филипп, и т. д.

Кафедральный собор в Барселоне. Декор стен, ограждающих пространство заседаний рыцарей Ордена Золотого руна.
Кафедральный собор в Барселоне.
Декор стен, ограждающих пространство заседаний рыцарей Ордена Золотого руна.

Согласно другой версии, орден был назван по мотивам семейной легенды: один из предков Филиппа когда-то повторил путь аргонавта Ясона, попал в плен в Колхиде (Мингрелии), а затем бежал. Также рассказывают, как любящий античные мифы герцог сравнил золотоволосую даму, упавшую на полном скаку с лошади, с Геллой, упавшей со спины златорунного барана (ср. с историей об учреждении английского Ордена Подвязки). У Жана Лафонтена встречается другая версия: «Добившись благосклонности одной дамы, герцог Филипп Добрый так пленился её золотыми волосами, что основал в их честь Орден Золотого руна». По некоторым источникам, эту даму звали Мария Крумбругге.

Кафедральный собор в Барселоне. Декор стен, ограждающих пространство заседаний рыцарей Ордена Золотого руна.
Кафедральный собор в Барселоне.
Декор стен, ограждающих пространство заседаний рыцарей Ордена Золотого руна.

Возможно и другое толкование названия ордена… Смысл образа золотого руна с точки зрения символики таков: «овца является олицетворением невинности, а золото трактуется как образ высшей духовности, поход аргонавтов за золотым руном понимается как обретение величия духа посредством очищения души».

Кафедральный собор в Барселоне. Декор сени над епископской кафедрой. Работа Са-Англады.
Кафедральный собор в Барселоне.
Декор сени над епископской кафедрой. Работа Са-Англады.

Сначала подчеркивалось духовное начало Ордена: обязательное посещение церкви и хождение к мессе, расположение рыцарей во время ассамблей в креслах каноников, поминовение усопших кавалеров ордена по церковному чину и т. д. Со временем эти традиции были отброшены.

Приходят мне на ум другие параллели…

 
Кафедральный собор Барселоны. Фрагмент декора епископской кафедры - работа Са-Англады.
Кафедральный собор Барселоны.
Фрагмент декора епископской кафедры — работа Са-Англады.

Всего один раз собирались рыцари Ордена в Кафедральном соборе Барселоны. Это было великолепное зрелище… При торжественных случаях кавалеры ордена надевали бархатный талар (рясу) ярко-красного цвета, пурпурную мантию и такую же шляпу, красные чулки и сапоги. На шею вешали золотое руно (в виде овцы) на цепи, сделанной из стилизованных кремней и кресал, тоже золотых с драгоценными камнями

Кафедральный собор в Барселоне. Декор люстр, освещающих центральный неф, в которых светильники перемежаются с крестами во славу рыцарей Ордена Золотого руна...
Кафедральный собор в Барселоне.
Декор люстр, освещающих центральный неф, в которых светильники перемежаются с крестами
во славу рыцарей Ордена Золотого руна…

Так один и тот же древнегреческий миф об аргонавтах, с новыми вставками, стал основой рыцарского ордена, что выше всех других наград, и основания города Барселоны, что краше и богаче других столиц мира.

Совпадение случайно? Нет, конечно, уже потому что случайности рождает поверхностный взгляд. Если факты рассматривать пристально и внимательно, систематизируя их между собой, появится связь. В данном случае, утверждает эта связь, что каталонцы изначально тщеславны: требуют признания своей исключительности и соответствующих прав.

Они все еще танцуют сардану?
Все еще кричат «Каталония — не Испания»?
Да, потому что движение по замкнутом кругу не имеет конца.

К стене (как это было принято в романских соборах) прикреплены два расписных деревянных саркофага. В них покоятся останки основателей собора: графа Рамона Беренгера I, прозванного Старым, и его жены – красавицы Альмодис де ла Марш.
К стене (как это было принято в романских соборах) прикреплены два расписных деревянных саркофага. В них покоятся останки основателей собора: графа Рамона Беренгера I, прозванного Старым, и его жены – красавицы Альмодис де ла Марш.

Есть в подобном обычае что-то трогательно-простое и красивое, в сравнении со всеми остальными, золотой блеск источающими захоронениями праха. Здесь передано почтение и скорбь, там — утверждение власти и богатства, думаю я.

Два расписных деревянных саркофага, в которых покоятся останки основателей собора: графа Рамона Беренгера I, прозванного Старым, и его жены – красавицы Альмодис де ла Марш. Судя по декору, до заседания рыцарей Ордена Золотого руна еще далеко.
Два расписных деревянных саркофага, в которых покоятся останки основателей собора: графа Рамона Беренгера I, прозванного Старым, и его жены – красавицы Альмодис де ла Марш. Судя по декору, до заседания рыцарей Ордена Золотого руна еще далеко.

На стене — фрески с изображением двух гербов… Левый — с орлом, орнаментом из дубовых листьев, с закрытым, боевым, рыцарским шлемом — принадлежит графу Рамону Беренгеру. Правый — с вьющимися лентами — графине Альмодис.

Кафедральный собор в Барселоне. Тень и Свет в декоре зала, что борются, друг другу не уступая. Это - закон Бытия Мироздания, не будем строго каталонцев судить.
Кафедральный собор в Барселоне.
Тень и Свет в декоре зала, что борются, друг другу не уступая.
Это — закон Бытия Мироздания, не будем строго каталонцев судить.

 

<—Тайна посвящения Святой Евлалии…

Собор, в котором не идут к свету,а уходят от него.—>

Leave a Reply