Рассказ о Кафедральном соборе Барселоны:
1 — 6: ИСТОРИЯ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
https://vk.com/album-12948890_210357581;
1 — 7: ТАЙНА ПОСВЯЩЕНИЯ СВЯТОЙ ЕВЛАЛИИ
https://vk.com/album-12948890_193041577;
1 — 8: ВЫЗОЛОЧЕННОЕ БУЙСТВО ВО ИМЯ СВЯТОГО КРЕСТАhttps://vk.com/album-12948890_210389157
1 — 9: ПЛАЧ ПО ШЕДЕВРУ РАННЕЙ ГОТИКИ,
ЧТО ПОГУБЛЕНhttps://vk.com/album-12948890_192586617.
СВЕТОВОЙ КУПОЛ в готических и последующих базиликальных храмах обычно размещается в глубине центрального нефа, чтобы осуществить прорыв к Свету после долгого шествования через тени. Купол — итог храмового бытия. Потеряв свое место, он становится чисто декоративным введением, не дарующим Просветления.
Здесь купол размещается во втором шаге колонного ряда с западной, входной, стороны храма. Тем самым нарушается МИСТИЧЕСКАЯ РЕЖИССУРА ХРАМА, требующая шествования к СВЕТУ во имя достижения ПРОСВЕТЛЕНИЯ.
Мы вошли в Собор во время мессы. Пришедшим в это время разрешалось толпиться в первых двух пролетах зала или передвигаться вдоль капелл северной и южной сторон храма. Вперед по оси идти не разрешалось и не хотелось: стена разрубала зал на две части, более того, стена, закрывая проход к апсиде с Распятием, мешала состояться главному — встрече с Богом, которую должен даровать храм всем пришедшим в него.
Зал принадлежал не нам, а тем, кто разместился за стеною. Ничего подобного я не видела никогда. Сжавшись, как от удара, мы вынужденно повернули налево… Но, я все же покажу соборы — «законодатели», чтобы у вас не было сомнений в сказанном мною выше…
Почему «из Лепанто»? Потому что это распятие Хуан Австрийский поместил на корму флагманской галеры христианской флотилии во время битвы при Лепанто в XVI веке. Победа в этой битве положила конец почти вековому господству турок на Средиземном море. На распятии Христос изображен в необычной позе: тело его изогнуто наподобие буквы S. Что это за чудо?
Несколько изогнутую позу Христа на кресте легенда объясняет тем, что в сражении при Лепанто в 1571 году. Распятие увернулось от турецкого ядра во время боя и застыло в этом положении.
Согласитесь, Распятие «Христос Лепанто» производит странное и даже страшное впечатление. Тело, вырезанное в дереве, ожило в своей последней агонии и шевельнулось? Если Христос не побоялся пойти на казнь, то зачем ему уклоняться от ядра? Странно воспринимается и то, что тело Христа по ханжески прикрыто обрезом дорогой материи. Объяснить это можно только тем, что перед нами не Страдалец за человеческий род, а «Король Неба» в династических орнаментах на покрове.
На мой взгляд, не вызывает сомнения, что и этот образ Богоматери достался Собору в наследство от рыцарских времен. То — «Небесная царица» в богатейшем одеянии с золотой орнаментикой, но… Лицо ее не скрывает истинной скорби.
На него очень похожи лица современных каталонок: такие же напряженные, отстраненные, замкнутые на своем, врезавшемся в него резкими, даже грубыми чертами. Я запомнила это выражение, потому что, если дама замечала, что она кому-то чем-то может помочь, она тут-же менялась. Причем, менялась мгновенно — за щелчок пальцев — и согревала таким теплом. Вот и суди о том, что хорошо, что плохо…
Великолепие алтарей, с их сверкающим орнаментом, выполненным из золота и драгоценных камней, напоминает описание, данное святым Иоанном Новому Иерусалиму. В соответствии с этим описанием, Иерусалим «имеет славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как-бы яспису кристалловидному», и «стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу».
Алтари подобны трехстворчатым складням с резными деревянными табло и скульптурами. Все вызолочено и раскрашено. Есть картины, люстры. Алтари-складни закрывают высокие оконные проемы в наружных стенах, заменяя естественный свет вызолоченным сиянием…
Капелла — небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной знатной семьи, хранения реликвий и т. д. Чем богаче капелла — тем знатнее семейство. В XII — XV веках самыми знатными в Испании, в Каталонии были «крестоносцы» — участники Крестовых походов на Восток с целью освобождения Гроба Господня. И не только с этой целью.
Сегодня двери семейных молелен открыты для всех.
Не стоит думать, что богатство частных алтарей служит выражению знатности их владельцев. Есть более высокая цель: ввести пришедшего в молитвенный экстаз…
Экстаз (греч., экс – выход, стазис – статичное состояние) — высшая форма молитвенного состояния. «Экстаз не вызывается искусственно, а является следствием действия Божественной благодати. Термин «экстаз» понимается как «изумление», «восхищение» или «удивление». Это удаление ума от окружающего мира и обращение его в сердце».
«Божья благодать действует», конечно, действует, но не сама по себе. Церковники говорят: «Благодать Божья нисходит на верных рабов Божьих». Но, происходит это и по внешне видимой причине: обстановке, в которой совершается Богослужение.Она производит на верующих особое впечатление, создает у них ощущение чего-то необычного, неземного, праздничного.
Переходя от алтаря к алтарю, я поняла: в Соборе много скульптуры и вся она находится в молитвенном экстазе — восторженном состоянии от возможности общаться с Богом. Даже херувимчики пухлощекие проникнуты тем же чувством. Что делать? Приходить в ответное состояние…
И еще, заметьте, в Соборе много саркофагов с прахом усопших, но мрачные ощущения снимаются. При молитвенном экстазе даже смерть становится «Божьей благодатью»
На самом деле рыцарь умер один в безжизненной — мертвой — пустыне… Нет, он в героических деяниях своих, пусть завершившихся смертью, воссоединился с Богом, что есть Универсум — мировое целое, мир (Космос), Вселенная в ее духовной сущности.
По цвету красиво невероятно. Природа еще жива, но уже умирает. И все персонажи сцены переходят в иное состояние, что рассказывает не о событии, а Бытие, где Он будет «Царем Небесным», а она — «Царицею». Все должное будет, необходимо лишь пережить Смерть.
В центре алтаря — кардинал в торжественном облачении, по-каталонски избыточном.
Вот и пришли мы к главной теме, что неотрывна от истории взаимоотношений Ордена и Барселоны. Кафедральный собор ничего не станет скрывать…
За оградой находится пространство для заседания рыцарей Ордена Золотого Руна, которых созвали в 1519 году император Карл V и эрцгерцог Максимилиан Австрийский.
Простые деревянные скамьи поставлены для нынешних прихожан, во время приходящих на мессу.
Чтобы рыцари собрались в Соборе всего один раз, создано столь великолепное произведение искусства. Главный фасад при этом оставался старым — «убогим», в сравнении с тем, каким он будет позже.
В статуте ордена Филиппа Доброго было записано, что он учреждает его «из-за особой любви и расположения к рыцарству, которому он страстно желает приумножать честь и процветание, дабы рыцарство охраняло, защищало и поддерживало истинную католическую веру, церковь, спокойствие и благосостояние государства…». Формально цель ордена была охрана церкви и веры, он был посвящен Деве Марии и св. Андрею.
В 1519 году император Карл V и эрцгерцог Максимилиан Австрийский созвали рыцарей Ордена Золотого руна в Кафедральном соборе Барселоны. Кресел с позолоченными рыцарскими гербами, по-видимому, ровно числу рыцарей, входящих на то время в Орден.
Смысл образа золотого руна с точки зрения символики таков: «овца является олицетворением невинности, а золото трактуется как образ высшей духовности, поход аргонавтов за золотым руном понимается как обретение величия духа посредством очищения души».
Почему герцог Филипп Добрый выбрал мифологическое овечье руно в качестве символа ордена, точно не известно. Согласно некоторым версиям, то — знак богатства, принесённого торговлей шерстью во Фландрии, или путешествие аргонавтов на восток воспринималось как параллель крестовому походу против турок (то есть новый поход аргонавтов), в который мечтал отправиться Филипп, и т. д.
Согласно другой версии, орден был назван по мотивам семейной легенды: один из предков Филиппа когда-то повторил путь аргонавта Ясона, попал в плен в Колхиде (Мингрелии), а затем бежал. Также рассказывают, как любящий античные мифы герцог сравнил золотоволосую даму, упавшую на полном скаку с лошади, с Геллой, упавшей со спины златорунного барана (ср. с историей об учреждении английского Ордена Подвязки). У Жана Лафонтена встречается другая версия: «Добившись благосклонности одной дамы, герцог Филипп Добрый так пленился её золотыми волосами, что основал в их честь Орден Золотого руна». По некоторым источникам, эту даму звали Мария Крумбругге.
Возможно и другое толкование названия ордена… Смысл образа золотого руна с точки зрения символики таков: «овца является олицетворением невинности, а золото трактуется как образ высшей духовности, поход аргонавтов за золотым руном понимается как обретение величия духа посредством очищения души».
Сначала подчеркивалось духовное начало Ордена: обязательное посещение церкви и хождение к мессе, расположение рыцарей во время ассамблей в креслах каноников, поминовение усопших кавалеров ордена по церковному чину и т. д. Со временем эти традиции были отброшены.
Приходят мне на ум другие параллели…
Всего один раз собирались рыцари Ордена в Кафедральном соборе Барселоны. Это было великолепное зрелище… При торжественных случаях кавалеры ордена надевали бархатный талар (рясу) ярко-красного цвета, пурпурную мантию и такую же шляпу, красные чулки и сапоги. На шею вешали золотое руно (в виде овцы) на цепи, сделанной из стилизованных кремней и кресал, тоже золотых с драгоценными камнями
Так один и тот же древнегреческий миф об аргонавтах, с новыми вставками, стал основой рыцарского ордена, что выше всех других наград, и основания города Барселоны, что краше и богаче других столиц мира.
Совпадение случайно? Нет, конечно, уже потому что случайности рождает поверхностный взгляд. Если факты рассматривать пристально и внимательно, систематизируя их между собой, появится связь. В данном случае, утверждает эта связь, что каталонцы изначально тщеславны: требуют признания своей исключительности и соответствующих прав.
Они все еще танцуют сардану?
Все еще кричат «Каталония — не Испания»?
Да, потому что движение по замкнутом кругу не имеет конца.
Есть в подобном обычае что-то трогательно-простое и красивое, в сравнении со всеми остальными, золотой блеск источающими захоронениями праха. Здесь передано почтение и скорбь, там — утверждение власти и богатства, думаю я.
На стене — фрески с изображением двух гербов… Левый — с орлом, орнаментом из дубовых листьев, с закрытым, боевым, рыцарским шлемом — принадлежит графу Рамону Беренгеру. Правый — с вьющимися лентами — графине Альмодис.