1.Ночные мистерии в Афинах — режиссура

Строительство нового музея задерживалось много лет из-за того, что непосредственно под зданием были найдены древности от классики до византийского периода, которые теперь включены в комплекс музея.

Акрополь
Вид на Акрополь с высоты птичьего полета.
Под скалой — театр Диониса.
Ниже — новый Музей Акрополя. Открыт в 2009 году. Проект музея выполнен швейцарским архитектором Бернаром Чуми.

Строительство музея

Остекленные стены, позволяющие превратить Акрополь в участника музейной экспозиции, — первый, скажем так, положительный объемно-пространственный эффект. Он усиливает остроту эстетического восприятия от непонимания: не то Акрополь смотрит на свою скульптуру, не то скульптура смотрит на свое былое жилище…

Музей Акрополя
Новый Музей Акрополя. 2009.
Боковой фасад. Интерьер на втором уровне (Зал Кор).
Зеркальный трюк, не то удваивающий реальность,
не то действительное подменяющий ирреальным.

Режиссура

Архитектура там и скульптура здесь,
при такой режиссуре, едины,
ибо пространство и время —
не материальные субстанции,
а значит, не мешают друг другу…

музей Акрополя
Новый Музей Акрополя. 2009. Фрагмент торцевого — входного — фасада.

Линейная простота фасадов
также положительна в данном случае:
она превращает новое здание в абстракцию, изначально порывая с сопоставлением архитектуры прошлого и нынешней.
Никто не соревнуется — каждый действует
в своем мире, бесподобном…

Афины
Вид с Акрополя на Афины в очень редкий пасмурный день.
Музей Акрополя на некотором от него отдалении.

Открытие музея

Уточнение из блога знатока… «По подсчетам синоптиков, в Греции примерно 310–320 солнечных дней в году. В течение лета, как правило, случается один пасмурный день. По иронии судьбы именно этот пасмурный день выпал на тот момент, когда в Афинах в обстановке небывалой торжественности открывали новый Музей Акрополя.

Впрочем, если учесть несусветную жару и палящее солнце в июне, можно было заподозрить, что афинские власти в этом смысле повели себя как зеркальное отражение московских: московские, как известно, любят по праздникам разгонять тучи, афинские – наоборот – решили их согнать».

музей Акрополя
Парадная площадь перед входом в музей. Двухуровневая.
Верхняя — для реального передвижения к цели. Нижняя —
для придания движению временной глубины — ирреальной.

Параллельность существования прошлого и настоящего

Третий положительный объемно-пространственный эффект — включение в экспозицию части раскопок древнего города под зданием музея. Пространство, открытое в глубину веков, стеклянные полы и отсутствие тяжелого фундамента наглядно подтверждают параллельность существования прошлого и настоящего. Посмотрите, раньше здесь было то-то, потом здесь появилось это. Вопрос — что будет дальше, лучше не задавать, потому что сразу же возникает ощущение мгновенности настоящего в потоке времен.

Скольжение во временном потоке —
очистительная миссия музеев.
Здесь она наглядно выполняется,
чувственно осязается,
умом постигается и…
Остается непостижимой…

Квартал античных Афин
Квартал античных Афин XI века. Впереди —
здание византийской эпохи VII века с круглой атриумной башней.

Достояние человечества

Открытия музея ждали чуть ли не 200 лет – с тех пор, как английский лорд Элгин увез в Британию мраморные шедевры Парфенона. И сегодня Греция пытается вернуть ценности, но англичане увезенное не отдают. Их давнишний аргумент: в Греции нет условий для хранения столь ценных произведений искусства, а Парфенон, как и все древности, что находятся на территории Греции, – достояние человечества. Ныне этот аргумент не состоятелен — все равно не отдают.

музей
Мои подруги дорогие на работе — музей открыт до 10 часов вечера.
Можно сказать — открыт в ночное время, темное, малолюдное,
позволяющее остаться один на один с явлением фантастическим,
о чем они сейчас вряд ли догадываются…

Рейтинг музеев

Газета «Sunday Times» опубликовала в 2013 году список пятидесяти лучших музеев мира, в котором музей Акрополя занял третье место.

Рейтинг основывался на оценках авторитетных ученых в области музееведения, которые высказали свое мнение по поводу наиболее интересных и привлекательных музеев мира. Более популярными, чем Акропольский, по мнению британской газеты и ее экспертов, признаны музеи Смитсоновского института в Вашингтоне, расположившиеся на первом месте, и Британский музей в Лондоне, занявший вторую ступеньку рейтинга.

музей Акрополя
Парадная площадь перед входом в музей…

Смитсоновский институт

Привожу уточнения…. Смитсоновский институт — это на самом деле 16 музеев и галерей. Таким образом, он является самым большим в мире музейным комплексом. В коллекции Смитсоновского института, вернее в его доверительной собственности, которой он распоряжается от имени Американского народа, насчитывается более 142 миллионов экспонатов. Деятельность Института, который также является исследовательским центром, направлена на расширение знаний широкой публики, служение национальным интересам и предоставление стипендий в области искусства, науки и истории.

Что можно сказать?
Выделение трех лучших музеев
выполнено не корректно.

музей Акрополя
Каждый музей, вошедший в число лучших, сопровождается коротким описанием. Слова, характеризующие Акрополь, звучат романтично: «На древней улице, ведущей к «священной скале», на которой возвышается величественный Парфенон, находится музей Акрополя. Это ВЕЛИКОЛЕПНОЕ МЕСТО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Каждый год сотни и тысячи туристов посещают Акрополь, чтобы своими глазами увидеть чудеса культуры и великолепие прошлых эпох».
Что можно сказать? Большая честь оказаться третьим музеем после двух мастадонтов всеядного назначения. Но, о том, как Акропольский музей использует свое, действительно, «великолепное место», ничего не говорится. Значит, нужно самим разбираться в вопросе…
Сова
Сова — символ мудрости, священная птица богини Афины и покровительница города. Высота Совы — полтора метра.
Сова рассказывает: у Акропольского музея своя история,
своя жизнь, что по ночам превращается в МИСТЕРИЮ…

 

 

 

 

 

 

Может быть, кто-то помнит, эта сова раньше располагалась возле входа в старый музей на скале Акрополя. Теперь, соответственно, она перекочевала к входу в новый музей и здесь кажется гораздо меньше из-за огромности нового здания.

музей Акрополя
Ответьте, пожалуйста: что на фотографии запечатлено?
Где парадная площадь, на которой мы только что были?
А где музейное пространство, куда мы стремились попасть?
Фото А. Г. Кольцовой, восхищенной неожиданным фото-трюком.

Пояснений не даю.
Надеюсь на ваше воображение,
что все разведет по своим местам…
Или не разведет?

акротерий
Реконструированный пальметовый акротерий,
который украшал вершину фронтона самого Парфенона.
По цвету мрамора видно, что сохранилось только три элемента, показанных на предыдущей странице…

Акротерий

Акротерий (акротерион, греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — украшение или насадка на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют.

Если знаешь, что должно быть,
глаз и рука по обломам дорисуют целое сами.

Музей
Музейный интерьер, погруженный в игру света и тени.
Свет выделяет объекты, подлежащие рассмотрению.
Тень позволяет погрузиться в релаксацию — расслабление
для снятия эмоционально-психической напряженности…

Музейный интерьер

Такое — «островное» — существование экспозиции в музейном пространстве-времени очень важно для восприятия видимого. Освобождая от усталости, подобная организация позволяет видеть больше,. чем при непрерывном переходе от объекта к объекту. А соответственно, реагировать на подтексты, смыслы видимого…

музей
Музейный интерьер, погруженный в игру света и тени.
Свет выделяет объекты, подлежащие рассмотрению. Темный фон
с дальними видами (зазеркальными) и отражениями ближних, вызывает ощущение пребывания в мистическом пространстве…

Мистерия

Мы, хотим того или не хотим, непроизвольно включаемся в мистерию… Что есть «таинство, тайное священнодействие» — совокупность культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую мистерии представляли собой театрализованные представления.

музей
Музейный интерьер, погруженный в игру света и тени.
На переднем плане — статуя Афины в струящемся хитоне и надетом поверх него доспеху-оплечью с головой Медузы горгоны…

Здесь МИСТЕРИЯ не «культовых мероприятий», посвящённых божествам. Здесь МИСТЕРИЯ представляет собой АРХИТЕКТУРНОЕ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕ, возникающее в результате определенной пространственно-временной режиссуры, «озвученной» игрой света-тени. Музыку, говорят, тоже включают…

Афина
Музейный интерьер, погруженный в игру света и тени.
Сидящая богиня Афина.

Сидящая богиня Афина

Богиня Афина чувствует себя свободно: ей привычно участие в мистериях принимать. Не то — мы. Мы должны пройти через посвящение: пережив многое, постичь Одно — «то, не знаю что». Спешить не будем, пока я выявляю лишь режиссуру уникального музея — каких не было и вряд ли будет, хотя бы потому что другого места такого на земле не сыскать….

музей Акрополя
Опять фото-трюк, устраиваемый музеем с витражными стенами. Обычно музеи загораживаются от внешнего мира, чтобы ничто не мешало разглядыванию экспонатов. Здесь граница между внешним и внутренним пространством размывается. Зачем?

Граница между внешним и внутренним пространством

Музей старается подменить реальность происходящего здесь-сейчас пространственно-временными аллюзиями. Он намекает, наводит на мысль, ему известную, которую посетителям музея тоже нужно знать. Что за мысль? Возможно, такая…

Человек постоянно находится
в пространственно-временном потоке,
потому что все есть отражение всего…

Парфенон
В размытости пространственно-временных границ появляется ПАРФЕНОН — главный герой музейной мистерии. А может быть, Храм не явился, он — видение, привидение, воспоминание-плач?
Или утверждение, что Красота сильнее издевательств времени?
Музей
Музей пустеет. Скоро в залах выключат свет, и фантастическая связь пространств-времен распадется, чтобы утром снова начать людей к себе зазывать и показывать то, что отчетливо видно лишь ночью…

Вот такой музей в Афинах есть —
не первый, второй или третий,
а ЕДИНСТВЕННЫЙ, где показывают
древнегреческие мистерии тем,
кому они нужны. ОЧЕНЬ.

сова
Древняя Сова при входе в новый Акропольский музей.

Древняя Сова

Сова недовольна: мы не все особенности Музейной мистерии выявили. У нас есть оправдание. Мы только начали разговор, впереди, самое малое, еще два альбома. К тому же, выявить все — лишь для мудрых сов посильная задача.

Парфенон
ПАРФЕНОН… Видение, привидение или явь,
которую каждому человеку видеть необходимо?
Парфенон
ПАРФЕНОН… В строительных лесах — греки восстанавливают то,
что не восстановимо…
Парфенон
ПАРФЕНОН…
У него на победу над временем хватит собственной силы…
Парфенон
Все, мои подруги бегут домой. Еще 5 минут, и двери дома откроются,
а с террасы будет смотреть на них Он — все тот же ПАРФЕНОН…

<— ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

2. НОЧНЫЕ МИСТЕРИИ В АФИНАХ — ВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ В ДЕЙСТВИИ —>

Оставить комментарий: