Поза короля полна достоинства и величия: он вершит судьбу: свою, семьи и подданных…На портрете печальной Марианне всего пятнадцать лет. Она одета по моде 1650-х годов — в платье на огромном каркасе из металлических стержней, с обилием горизонтальных позументов (шитая серебром тесьма), небольшим лифом, округлым скромным декольте и не очень широкими рукавами, сквозь разрезы которых видна тончайшая ткань рубашки. Силуэт прически полностью повторяет форму юбки и придает завершенность этому вычурному костюму.
Часы на столе символизируют благоразумие, приличествующее королевской особе. Полоса холста в верхней части была добавлена позднее — дописана другим художником.
Вопросы брака королевских дочерей – дело государственной важности, и за кого выйдет замуж Маргарита, когда подрастёт, было известно почти с самого начала – за брата своей матери, Леопольда, сына императора Фердинанда. Потому и писал придворный художник Диего Веласкес портреты инфанты каждые несколько лет; их отправляли в Вену, чтобы там могли судить, как подрастает невеста.
На самом раннем портрете Маргарите три года. Девочка ещё настолько мала, что её платье пока лишено кринолина. Пусть и с дорогой отделкой, но это всё ещё детское платьице, в каком, до поры до времени, ходили как мальчики, так и девочки того века. Но…
Трёхлетняя крошка на самом первом портрете –
уже просватана. Только пишет портрет художник
с любовью, не требуемой политическими целями
Чтобы облегчить маленькой девочке долгое позирование, художник разрешил ей опереться рукой о стол. Так часто бывает при написании детских портретов. Существуют разные отзывы о том, была ли умна юная Маргарита, но живой блеск её глаз — отличительная черта портретов Веласкеса.
Долой подпорки, теперь Маргарита позирует как взрослая. Завитые волосы, тесный корсаж, руки изящно приобнимают юбку кринолина, до краёв которого они пока не достают. Обида на лице сменяется выражением безразличия.
Похожее платье надето на маленькой инфанте в картине «Менины», но взгляд там совершенно другой. Здесь взгляд говорит, что нелегко быть на свете девочкой шести лет, если каждое утро тебя шнуруют в тугой корсет, надевают тяжёлую юбку на кринолине…
Эта необычная картина не просто изображает семью Филиппа IV, несмотря на то, что в центре её — юная инфанта Маргарита. Рядом с нею, с кистью в руке, стоит сам Веласкес. На задней стене по центру висит зеркало, в котором, по мнению многих специалистов, заключается главная загадка и тайна картины. В зеркале отражаются силуэты родителей юной инфанты – короля Филиппа и королевы Марианны. Выше — темнота бессветная, без люстр, от которых остались лишь две подвески. Темнота занимает большую часть полотна.
«Менины» – своего рода символическая головоломка, которую разобрал Мишель Фуко в книге «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», в Главе I «Придворные Дамы». «Менины» – это не картина, это – зеркало, считает М. Фуко. Я бы добавил, что это удивительное явление четвёртого измерения – времени. С этой загадкой связан (предположительно) тайный ритуал испанской и европейской традиционной монархической сверхидеи.
Шедевр Веласкеса собой олицетворяет христианскую и католическую Европу, и перед ним происходит «посвящение и причащение» некоему тайному монархическому Ордену, который, якобы негласно и незримо, наблюдает и, направляя, определяет политические процессы.
Прорисовка света, передача атмосферы — все достойно восхищения. Инфанта Маргарита, одетая в белое, находится в центре композиции, в окружении двух фрейлин, «менин», — Марии Августины де Сармьенто и Исабель де Веласко, двух придворных шутов – Марии Барболы и Николасито Пертусато, и охотничье-сторожевой собаки. Это — первый светлый круг.
Позади них разговаривают телохранитель дам и дуэнья Марсела де Ульоа, а в дверях стоит дворецкий Хосе Ньето. Веласкес изображает себя самого в левой части холста, пишущим картину. Это — второй теневой круг.
Король и королева, Филипп IV и Марианна Австрийская, отражаются в зеркале в глубине картины. Такого не может быть по законам построения глубинной перспективы, даже если они и стоят перед инфантой. Значит, это — мистический круг.
Не надо особенно умиляться: первый круг определен очень жесткими законами этикета при испанском дворе. Если Маргарита захочет попить, она должна дождаться, когда фрейлина с поклоном поднесет ей сосуд.
В известных мемуарах маршала Бассомпьера рассказан высмеивающий испанский этикет анекдот о том, что якобы Филипп III (дедушка инфанты) умер, угорев у камина, так как придворные не смогли вовремя отыскать единственного гранда, который имел право двигать кресло короля.
Главный герой второго теневого круга — художник, который любит маленькую инфанту и пытается с помощью своего искусства противостоять династическим законам, которые изобрели Габсбурги. С другой стороны круга стоят те, стражи устоев: телохранитель дам, дуэнья, дворецкий. Чья сторона возьмет верх? Не художник.
Суть его противостояния, думаю я с печалью, даже потомки не поймут… «Шедевр Веласкеса собой олицетворяет христианскую и католическую Европу, и перед ним происходит «посвящение и причащение» некоему тайному монархическому Ордену, который, якобы негласно и незримо, наблюдает и, направляя, определяет политические процессы».
«Менины» своего рода символическая головоломка» — пишет Мишель Фуко в книге «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», в Главе I «Придворные Дамы». «Менины» – это не картина, это – зеркало. Я бы добавил, что это удивительное явление четвёртого измерения – времени. С этой загадкой связан (предположительно) тайный ритуал испанской и европейской традиционной монархической сверхидеи».
Так оно, наверное, и есть — думаю я со страхом. Зеркало темное — к несчастью. Отражение в нем — иллюзия, наваждение, знак «традиционной монархической сверхидеи».
СОГЛАСНО СВЕРХИДЕЕ, КРОВЬ КОРОЛЕЙ ДОЛЖНА БЫТЬ «ГОЛУБОЙ», А ВЕРОВАНИЯ ЕДИНЫМИ. ТАКОЕ МОГУТ ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИШЬ ВНУТРИРОДСТВЕННЫЕ БРАКИ.
Испанский народ не придерживался подобных браков и то, что происходило в королевском роду, вызывало у него, самое малое, сомнения. Смерть среди королевских отпрысков и деградация правящих особ — явления, даже на поверхностный взгляд очевидные.
Восьмилетняя инфанта изображена в роскошном платье из голубого бархата с фижмами, по моде тех лет. Плотное и гладкое письмо лица и рук сменяется пастозными мазками, которыми написаны пышные рукава платья. Холодные тона наряда и металлический блеск украшений образуют тонкий контраст с нежным и тёплым цветом лица Маргариты.
Маргарита посажена в металлический каркас —
она не может быть самой собою, только такой,
как того требуют этикет и политические цели.
Модели десять лет. Кринолин всё необъятнее, сооружение из волос принцессы всё пышнее. Парадная поза привычнее. Занавес богаче. В августе 1660 года Диего Веласкес умрёт. Все — инфанта останется без защиты…
На портрете изображена дочь Филиппа IV и Марианны Австрийской, выросшая девочка с картины Веласкеса «Менины». Масо следует канонам мадридского придворного портрета, установленным Веласкесом. Портрет был написан вскоре после отъезда Маргариты в Вену на венчание с императором Леопольдом I Габсбургом в 1666 году. Она в траурном платье, свидетельствующем о недавней смерти её отца Филиппа IV. Мальчик на заднем плане — её брат Карлос II, только что унаследовавший трон.
Маргариту пишет Герард дю Шато, и перед нами возникает совершенно другое лицо. Точнее, тёмные тусклые глаза навыкате, пухлые губы и тяжёлый подбородок. Однако здесь у инфанты появляется не самой идеальной формы нос и довольно странная форма черепа.
Маргарита вышла замуж в возрасте четырнадцати лет, Леопольду было двадцать шесть. Она называла своего мужа даже в супружестве «дядюшка», а он её «Гретль». Несмотря на разницу в возрасте и непривлекательный внешний облик Леопольда, по многочисленным свидетельствам это был счастливый брак, супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке.
Плоское неправдоподобно бледное лицо, огромные уродливые губы, глаза навыкате. Впрочем, лицо здесь, как и на картине дю Шато, выписано не очень старательно. Можно даже сказать, что пышный карнавальный из многих тканей костюм есть, а вот императрицы в нём — нет.
За шесть лет супружества Маргарита родила шестерых детей. Маргарита была очень хрупкой и многочисленные беременности вскоре ее очень ослабили. Вдобавок ко всему у нее развился зоб.
Высокомерие и заносчивость ее испанской свиты вызвало антииспанские настроения среди австрийского двора. Придворные открыто выражали надежду, что больная императрица вскоре умрет и тем самым даст возможность Леопольду жениться во второй раз. Все это очень удручало императрицу.
Вскоре после рождения дочери императрица Маргарита умерла в возрасте 22 лет. Случилось это 12 марта 1673 года. Второй раз Леопольд женился уже в октябре. Ему нужен был наследник. Но получил он его только от третьей жены.
Право Маргариты на испанский престол перешло к Леопольду. Поскольку она, в отличие от своей единокровной сестры Марии Терезы, бывшей замужем за королем Франции Людовиком XIV, не лишилась при замужестве права на престол, это позволило Леопольду заявить свои права на Испанию во время Войны за испанское наследство.
Прелестнейшее дитя смотрит на своих предков и…
ни в чем их не упрекает. Надо было бы закричать:
«Что вы сделали с собою и со своими детьми!!!».
Но она — будущая императрица, которой должно
принимать свою судьбу без возражений…
<—Проклятие испанских Габсбургов (из собрания Прадо и не только)