ЯН ВАН ЭЙК — ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ О БЛАГОДАРЕНИИ…

Мне удалось разглядеть, что в верхнем ряду Алтаря запечатлен исключительный в христианском вероисповедании момент Рождения Идеи Божественного Триединства. В нижнем — воплощение этой Идеи в виде Земного рая. Не настаивая на правильности трактовок, в любом случае, я удивляюсь тому, как мог художник поднимать такие — не традиционные — темы в пору безраздельного господства над сознанием людей Свято..

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Верхний ряд с богом Саваофом, Девой Марией, Иоанном Крестителем, поющими и музицирующими Ангелами, Адамом и Евой мы рассмотрели.  Что происходит в нижнем ряду?
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Верхний ряд с богом Саваофом, Девой Марией, Иоанном Крестителем, поющими и музицирующими Ангелами, Адамом и Евой мы рассмотрели.
Что происходит в нижнем ряду?

Не трудно увидеть, верхний уровень и нижний композиционно жестко связаны между собой Центральной осью симметрии. Из этого следует, что речь идет об одном и том же, только показано оно в различных состояниях, прежде всего, временных.

В верхнем ряду художник представляет ведущие образы христианского вероисповедания, чтобы показать, как, зачем и почему возникла Идея Божественного Триединства. Это — его личное понимание проблемы, основанное на размышлении, интуиции, воображении, страстной жажде понять то, что по всем богословским догматам непостижимо.

Значит, на нижнем уровне должна быть (лучше — может быть)
представлена реализация Идеи Божественного Триединства.
Это мнение не предвзято, если что-то не так, угол зрения,
при ближайшем рассмотрении, изменим или уточним.

02

Bид открытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432.  На пяти досках нижнего яруса представлена панорама:  по прекрасной, цветущей земле движутся к жертвеннику  с Агнцем многочисленные процессии. Это - Рай Земной? Это - ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ...
Bид открытого Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
На пяти досках нижнего яруса представлена панорама:
по прекрасной, цветущей земле движутся к жертвеннику
с Агнцем многочисленные процессии. Это — Рай Земной?
Это — ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ…

Исследователи пишут…

Нижние пять створок посвящены прославлению искупительной жертвы Христа, символом которой является стоящий на алтаре белый агнец. К нему собираются толпы людей, святые и праведники, мужчины и женщины, как бы все человечество. Религиозное единение оборачивается сплоченностью и братством, духовной общностью всех народов на дивной мирной земле, благоухающей великим множеством цветущих деревьев и трав, осененной ясным голубым небом, залитой светом лучезарного солнца.

Чувство гармонии вселенной и человека выражено также в легко обозримой композиции, особенно же в сияющей радостной звонкости красок. Мир ликующей красоты открывается глазам зрителя. В нем каждая малость драгоценна и необходима. Используя прозрачность масляных красок, ван Эйк добивается исключительных эффектов сияния поверхности изображения и правдивой точности воспроизведения формы. Лессировки увеличивают глубину цвета, его силу.

Поверим на слово или вглядимся в каждое изображение?
Я на слово не верю никогда, особенно если речь идет
обо ВСЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ, ставшим БРАТСТВОМ…

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ.
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ.

Агнец (ягненок) — символ Христа, чистой жертвы, и одновременно символ христианства. Агнец со знаменем обозначает возвышение Христа над смертью, с крестом – страдание. Агнец с семью рогами и семью глазами в картинах Апокалипсиса означает семь даров Святого Духа. Агнец на холме, с которого стекают четыре реки – это церковь над четырьмя райскими реками или четырьмя Евангелиями. Агнец с овцами – Христос и его ученики.

Здесь Агнец изображен с Крестом, значит, он — символ страдания, что должно связать человеческий род в целое. Связать навечно, навсегда, пока люди видят, как течет из раны на теле Христа кровь и причащаются к этому видению в со-страдании.

Иначе жертва пуста, не нужна, смешна…

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ.  Фрагмент: СВЯТОЙ ДУХ, что невидимо глазу, но несомненно, "всё время струится сквозь каждый атом пространства"..
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ.
Фрагмент: СВЯТОЙ ДУХ, что невидимо глазу, но несомненно,
«всё время струится сквозь каждый атом пространства»..

В христианской традиции Святой Дух рассматривают
как Часть Триединого Бога (Троицы).

«Святой Дух течёт через вас, как только вы начинаете осознавать это Его течение. И, по мере того, как Он проходит сквозь вас, каждая клетка ваших тел заряжается новой энергией. Вы — исцелились, омолодились и возродились для новой жизни».

«Он — безграничен. Он пронизывает всё.
Вам вряд ли удастся отвернуться от Святого Духа,
разве что в вашем собственном сознании».

«Когда вы живёте в «сейчас», Святой Дух течёт через вас и несёт вам всё, в чём вы нуждаетесь, поскольку это — большая радость для вашего Отца — удовлетворить все ваши нужды и явить вам Царство… Царство Небесное — рядом, так почему бы не принять Его? И только странный способ представления заставляет людей думать, что Царства достичь невозможно».

Бог — в аспектах Творца и Святого Духа — пребывает именно в тонких пространственных мерностях, которые недоступны для физических глаз человека. Его можно увидеть, только утончив себя (как сознание) до Его уровня тонкости, увидеть — глазами не тела, а сознания.

Господи, когда смотрю на картину ван Эйка,
верю в каждое слово написанное…

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ, символизирующему Христа. Главный фрагмент: Божий Агнец на жертвеннике, истекающий кровью, собираемой в чашу для причастия...
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ, символизирующему Христа. Главный фрагмент: Божий Агнец на жертвеннике, истекающий кровью, собираемой в чашу для причастия…
Чтобы перейти от овцы, ягненка к АГНЦУ БОЖИЮ (лат. AGNUS DEI), стоит послушать католическое песнопение — заключительный раздел какой-нибудь мессы, включая и заупокойную мессу (реквием). Например,
арию альта в мессе h-moll И. С. Баха, Agnus De в «Реквиеме» Моцарта, в «Реквиеме» Верди, в «Торжественной мессе» Бетховена и так далее, далее. Музыка Agnus Dei носит лирически-скорбный, необыкновенно проникновенный характер. Текст моления прост, даже слишком, если не вчувствоваться в каждое слово… Привожу…

Agnus Dei qui tollis peccata mundi, miserere nobis…

Агнец Божий, взявший на себя грехи мира,
даруй им покой!

Агнец Божий, взявший на себя грехи мира,
даруй им покой на веки!

Свет навсегда воссияет им, Господи,
со святыми в вечности, ибо милосерден ты.

Вечный покой даруй им, Господи,
свет вечный да воссияет им.

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ. Фрагмент: восславление Божьего Агнеца - символа Христа,  распятого на кресте во имя искупления человеческих грехов.
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ.
Фрагмент: восславление Божьего Агнеца — символа Христа,
распятого на кресте во имя искупления человеческих грехов.

Рассматриваем внимательно все детали
сцены ПОКЛОНЕНИЯ АГНЦУ…

Агнец стоит на жертвеннике, покрытом красным узором по золотому фону. Таков же цвет одежд Саваофа, сидящего над ним в верхнем ряду алтаря. Там красный цвет означает напряжение сил, концентрацию энергии при выполнении тяжелого — умозрительного — труда. Здесь красный цвет — символ перенесенного Богом-Сыном Страдания.

За жертвенником расположены Орудия Страстей Господних — инструменты мученичества Иисуса Христа. Слева… Деревянный крест с унизительной надписью INRI — аббревиатурой латинской фразы: IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Терновый венец, увенчавший голову Христа с целью того же унижения Копье, которое римский солдат Лонгин вонзил в подреберье тела Христа, уже распятого, но еще живого. Справа… Столб, к коему был привязан Иисус во время бичевания. Губка на шесте, смоченная в уксусе (или в вине) для утоления жажды. На жертвеннике стоит Грааль — чаша, в которую была собрана кровь Иисуса.

Вокруг жертвенника разместились двенадцать Ангелов (по шесть с каждой стороны), что поют Иисусу славу. Еще два Ангела перед жертвенником занимаются каждением. Кадило разжигается при помощи раскаленного угля, на который кладется ладан — душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым — фимиам.

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральное полотно нижнего ряда с изображением Орудий Страстей Господних, восславления и каждения фимиама превращают ПОКЛОНЕНИЕ  в БЛАГОДАРЕНИЕ, совершаемое чадами Его Церкви...
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Центральное полотно нижнего ряда с изображением Орудий Страстей Господних, восславления и каждения фимиама превращают ПОКЛОНЕНИЕ
в БЛАГОДАРЕНИЕ, совершаемое чадами Его Церкви…

Явленные Орудия Страстей Господних, восславление и каждение превращают Поклонение Агнцу Божьему в БЛАГОДАРЕНИЕ, по-гречески — Евхаристию. Согласно учению Католической и Православной церквей, Голгофская жертва за род человеческий требует личного соединения с нею каждого христианина — причащения, присоединения одного к целому.

Таинство Причастия установлено Самим Господом на Тайной вечери — последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», «…сие творите в Мое воспоминание».

Богословские трактаты утверждают… «В богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. Принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его — чада Его Церкви».

«Чада Его Церкви» становятся избранниками
рода человеческого, достойными Рая?
А другие — невоцерквленные — достойны Ада?
Пошли тучи над головой, затемнившие контакт
со Всевышним тяжестью непонимания,
в чем же дарованная Им свобода воли?!

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ БОЖЬЕМУ  в форме Евхаристии - ТАИНСТВА БЛАГОДАРЕНИЯ-ПРИЧАЩЕНИЯ. Фрагмент: ФОНТАН, имеющий символическо-мистический смысл...
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ БОЖЬЕМУ
в форме Евхаристии — ТАИНСТВА БЛАГОДАРЕНИЯ-ПРИЧАЩЕНИЯ.
Фрагмент: ФОНТАН, имеющий символическо-мистический смысл…
Фонтан в христианстве — символ искупления и очищения водами живыми. Он — родник жизни, имеющий отношение к Бессмертию, ибо он есть Дух Святой. Роль фонтана, как христианского символа, была переосмыслена многократно. Каков его смысл на картине ван Эйка?

На византийских образцах фонтан в плане представлял собой шестигранник. Здесь у него восемь граней. Шесть — ветхозаветное число созидания: Бог создал Землю за шесть дней. Восемь — число воскресения природы и Бога-Сына Иисуса Христа. Художник явно тяготеет к евангелическим сюжетам.

Судя по фигурке архангела Гавриила, установленной на верхушке столпа, им изображенный фонтан связан с Благовещеньем Пресвятой Богородицы или зачатием Христа, что осознается как весенний праздник, в котором символически сильна расцветающая природа и полны водные потоки.

Столп запечатленного на картине фонтана трехчастен. Значит, «родник живой воды» соотносится с Божественной Троицей: Бог-Сын (Христос-агнец) объединяется с Богом-Отцом и Святым Духом. Тем самым замыкаются круги Бытия…

Идея Божественного Триединства родилась.
Идея воплотилась в явлении Бога-Сына,
прошедшего через Страдание во искупление грехов.
Грехи смыты — на расцветшей земле наступил Рай!!!
Для кого?! Для «чад Его церкви» только?
А что наступило для невоцерквленных чад Его,
ищущих Добра и Правды в ошибках и стенаниях?

Продолжаем рассмотрение РАЯ,
представленного на Гентском алтаре…

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ.  Левая часть полотна: мученики и все виды духовенства (наверху),  группа ветхозаветных праведников (внизу) .
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ.
Левая часть полотна: мученики и все виды духовенства (наверху),
группа ветхозаветных праведников (внизу) .

Мученики за Христову веру, все виды духовенства, ветхозаветные праведники — не всё человечество, лишь очень малая часть его, объединенная даже не в целое, а собранная в виде отдельных групп — «чад Его Церкви».

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ. Фрагмент левой части полотна: группа ветхозаветных праведников.
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ.
Фрагмент левой части полотна: группа ветхозаветных праведников.

Судя по выражению лиц, группа не представляет собой братства. Некоторые из праведников исходят в благодарении, другие стоят в сомнении, на лицах третьих написано неприятие догм учения.

Возникает совсем не риторический вопрос:
на чем же зиждется РАЙ Гентского алтаря?..

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ. Фрагмент левой части полотна: мученики и все виды духовенства.
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ.
Фрагмент левой части полотна: мученики и все виды духовенства.

Не буду возобновлять высказывания, относившегося, прежде всего, к группе ветхозаветных праведников. Здесь та же проблема: каждый из «чад Его Церкви» сам по себе.

Ван Эйк — выдающийся портретист, способный передать тончайшие нюансы настроений на изображаемых им лицах. Вот он и передает то, что заставляет меня повторить предыдущий вопрос.

В отсутствии общего вдохновения,
на чем же держится ГЕНТСКИЙ РАЙ?

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ. Правая часть полотна: Святые мученицы ( наверху). апостолы, за ними папы, епископы и монахи (внизу).
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ.
Правая часть полотна: Святые мученицы ( наверху).
апостолы, за ними папы, епископы и монахи (внизу).

Верю, что и в этих группах собраны лучшие представители рода человеческого, но… Они — избранники, а не все человечество.

Значит, ГЕНТСКИЙ РАЙ зиждется на избранниках?
Вполне возможный ответ, если не задумываться о том,
что «лучшие люди» есть не только среди «чад Его Церкви».

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ. Фрагмент верхней правой части полотна: Святые жены, прекрасные...
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ.
Фрагмент верхней правой части полотна: Святые жены, прекрасные…

Святые жены — лик христианских святых, чтимых церковью за особо тяжкие и продолжительные мучения, которые они претерпели за свою веру. Их много и все они объединены своей красотой, внешней и внутренней — нравственной. В руках Святых жен пальмовые (или оливковые) ветви. Эти ветви — символ мученичества и чистоты, именно поэтому они ими приветствуют Спасителя.

Впереди идут четыре великомученицы — по-видимому, Ирина, Варвара, Екатерина… Одна несет агнеца (ягненка, козленка) в знак высшего смирения, которое ей пришлось проявить. Другая держит в руке Башню — символ целомудрия, Божьего слова и пристанища. Это — Святая Варвара, которая для своего заточения потребовала построить башню не с двумя, а с тремя (в честь Троицы) окнами (проверьте). Еще одна великомученица держит в руке чашу — символ ритуальной чистоты. Чаша наполнена красными ягодами: не то земляникой, свидетельствующей о ее праведности и трудолюбии, не то вишней — сладкой «райской ягодой».
Одна из великомучениц — в царском сане. Возможно, это — царица Августа, супруга Максимина, правителя Александрии. Она приняла под воздействием убеждений Екатерины христианскую веру и была за это умерщвлена супругом-язычником.

На подвигах Святых жен прекрасных, несомненно,
зиждется Гентский земной РАЙ. Любой другой — тоже.
Отдохнули? Разглядываем следующую группу…

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ. Фрагмент нижней правой части полотна: папы и епископы.
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ.
Фрагмент нижней правой части полотна: папы и епископы.

Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий па́пу ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Власть папы в Церкви — высшая, юридически полная, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление Церковью.

Папа имеет право издавать законы, толковать их, изменять или отменять их действие. Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства Католической церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри Церкви. Без папы нет даже Вселенского собора.

Епи́скоп (греч. — надзирающий, надсматривающий) — лицо, имеющее третью, высшую степень священства. В апостольское время, термин «епископ» обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали христиан конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников).

Смотрю на лики высшего священства и вспоминаю:
XV век, когда работал Ян ван Эйк, было временем
расцвета СВЯТОЙ ИНКВИЗИЦИИ — ОСВЯЩЕННОЙ…

Гентский алтарь. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Сопоставление портретов... Адама, явно получившего от своего Создателя искру духовного огня, стоящего с Творцом мироздания в одном ряду, и пап, наделенных саном своим Высшей властью решать судьбы людей.
Гентский алтарь. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Сопоставление портретов… Адама, явно получившего от своего Создателя искру духовного огня, стоящего с Творцом мироздания в одном ряду, и пап, наделенных саном своим Высшей властью решать судьбы людей.
СВЯТАЯ ИНКВИЗИЦИЯ (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium: «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью: сознательным уклонением от ясно сформулированных догматов христианской церкви. Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси или нет.

В XV веке, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии среди обычного населения ведьм, заключивших договор с нечистой силой, в компетенцию СВЯТОЙ ИНКВИЗИЦИИ начинают входить процессы о ведьмах. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд.

Какой приговор был бы вынесен Адаму,
пожелавшему узнать, что есть Добро и Зло?
Пришлось бы ему вместе с Евою и потомками гореть на костре?
И пришлось, как всем жаждущим знания во все века…

Так что же это — на СВЯТОЙ ИНКВИЗИЦИИ зиждется Гентский рай?! Не спешите с выводами: не рассмотрены еще четыре боковых доски, может быть на них появятся миряне, шествующие с БЛАГОДАРЕНИЕМ К ХРИСТУ — ИСКУПИТЕЛЮ, СПАСИТЕЛЮ?..

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Боковые створки нижнего ряда. Две слева: процессии праведных Судей и рыцарей. Две справа: процессии отшельников и святых паломников.
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Боковые створки нижнего ряда. Две слева: процессии праведных Судей и рыцарей. Две справа: процессии отшельников и святых паломников.

Доска с праведными Судьями (первая слева) похищена в 1934 году, а потому представляет собой современную копию.

Когда этот фрагмент алтаря был похищен, вор потребовал от архиепископа Гента выкуп в один миллион бельгийских франков (25 тысяч евро) за возвращение створки «Праведные судьи» с автопортретом ван Эйка. Однако церковный иерарх отказался выплатить эту сумму. С тех пор «Праведных судей» никто не видел. Недавно появились информация о том, что украденная створка якобы спрятана под алтарем в одной из церквей Антверпена.

В декабре 2006 года министр культуры бельгийской Фландрии пообещал награду в 20 тысяч евро тому, кто поможет отыскать эту створку «Гентского алтаря».

Сейчас 2012 год. Увы, никому так и не удалось посмотреть в лицо ван Эйку, уверявшему зрителей в своей праведности. И это очень плохо, ведь ван Эйк — выдающийся портретист.

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Две левые боковые створки нижнего ряда: процессии праведных Судей  и рыцарей - Христова воинства.
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Две левые боковые створки нижнего ряда: процессии праведных Судей
и рыцарей — Христова воинства.
ПРАВЕДНЫЕ СУДЬИ — основа церковных деяний… Праведность (от правда и правильный) в христианстве — состояние внешней и внутренней жизни человека, соответствующее Христову закону, изложенному в Евангелии. Характеризуется полным посвящением человека на служение Богу, когда все силы души и тела отдаются торжеству Добра и Правды…

Здорово. Одна беда: Идеальное — не Реальное.

ХРИСТОВО ВОИНСТВО — всеохватная форма церковных деяний… Церковь – это войско Божие в борьбе с силами зла. Каждый христианин, как воин Христа, должен неустанно сражаться на Его стороне. Это значит — бороться с помыслами и страстями внутри собственного сердца, а также противостоять диаволу, когда помысел уже сразил христианина, но он из последних сил бьется, стараясь избежать падения, греха.

Здорово, хотя и размыто по определению. Одна беда:
все размахивают мечами,а орала на простое стоят…

Другое определение деятельности ХРИСТОВА ВОИНСТВА лишено размытости. Каждый христианин обязан воевать с врагами Церкви Божией – различными лжеучениями, ересями и расколами.

Понятно? Каждый христианин должен принимать участие
в охоте на ведьм, прячущихся среди не-христиан…
Вперед: бей своих и чужих!!!

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Фрагмент второй боковой створки нижнего ряда слева: рыцари - представители Христова воинства, вдохновленные идеей борьбы  за Правду и Религию, прежде всего, против иноверцев.
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Фрагмент второй боковой створки нижнего ряда слева: рыцари —
представители Христова воинства, вдохновленные идеей борьбы
за Правду и Религию, прежде всего, против иноверцев.
«Крестоносцы» — участники Крестовых походов, имевшие особую мету — кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители и даже дети

Кресто́вые походы были направленных против мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Главная цель первых Крестовых походов — освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима с Гробом Господним, от турок-сельджуков.

Крестовые походы наложили неизгладимый отпечаток на рыцарский класс: война, служившая ранее феодалам лишь средством к достижению эгоистических целей, в Крестовых походах получила новый характер — рыцари проливали свою кровь по идейным и религиозным побуждениям. Идеал рыцаря, как борца за высшие интересы, борца за правду и за религию, образовался именно под влиянием Крестовых походов.

Здорово, если забыть о негативных последствиях Крестовых походов: гибели бесчисленного количества людей, занос крестоносцами в Западную Европу жестоких восточных наказаний и грубых суеверий, преследования евреев и тому подобного, чему несть числа.

Что скажете? Одно: Идеальное — не Реальное.

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Две боковые створки нижнего ряда справа: процессии отшельников  и святых паломников.
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Две боковые створки нижнего ряда справа: процессии отшельников
и святых паломников.

ПАЛОМНИЧЕСТВО — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы. Само слово возникло от слова «палома» — пальмовая ветвь, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа.

В ХV веке для совершения паломничества требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое давалось под условием платежа пошлины в пользу Папы.

Постепенно стали допускаться смягчения: знатный господин мог послать вместо себя слугу или наёмника. Образовались даже светские цехи профессиональных наёмных паломников, которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным.

Многие святители осуждали чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что путешествия часто совершаются из праздного любопытства, обрастают неприличными историями и искушениями.

Всякое движение прекрасно лишь вначале,
позднее темнеют даже святые устремления.
Это — закон? Никем не писанный, но исполняемый…

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Фрагмент первой боковой створки нижнего ряда справа: отшельники...
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Фрагмент первой боковой створки нижнего ряда справа: отшельники…

ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретство — аскетическое отречение по различным убеждениям от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей и удалением для жительства в уединные места. «Анахорет» обитал в келье при храме или поблизости от человеческого жилья, отшельник-пустынник уходил далеко от цивилизации.

Отшельничество — форма монашеского, «скитского» или «пустынного» жития, уединения, связанного с добровольным принятием помимо общих уставных дополнительных аскетических обетов (например, усиленной молитвы, строгого постничества, молчальничества).

Своими предшественниками первые христианские отшельники считали пророка Илью и Иоанна Крестителя. Прообразом будущего отшельничества также служило 40-дневное пребывание в пустыне Иисуса Христа.

Не буду еще раз сопоставлять портрет мыслящего человека по имени Адам с ликами отшельников. Портретист, подобный ван Эйку, действительности не искажает.

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432.  Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж,  на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ  в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ...
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж,
на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ
в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ…

Не белые голуби — черные вороны — над прекрасной землей летают, грают, будто языческие сивиллы беды на наши головы накликают.

Почему так тревожно у меня на сердце, не понимаю, ведь в праздничном виде Гентского алтаря представлен РАЙ. Не то художник, работающий в пору расцвета Святой инквизиции, передал мне свои сомнения, предчувствия, опасения. Не то я сама все окрасила своим неприятием любой организации, что вовне — одна, внутри — другая…

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж, на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ...
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж,
на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ
в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ…

Какие соборы над землей поднимаются, в небо устремляясь с вестью о том, что человеческий род своих богов не забывает — воздает им за деяния их славу и свою греховность в себе уничтожает, как велят церковные догматы.

Я — не воцерквленный человек, но восемь заповедей из Десяти соблюдаю… Кумиров себе не творю — сама свой путь выбираю. Не произношу, надеюсь, имени Господа всуе, только при крайней необходимости. Почитаю отца своего и матерь свою. Не убиваю. Не прелюбодействую. Не краду. Не произношу ложных свидетельств на ближнего своего. Не желаю всего, что есть у него. С субботой плохо — субботу я не соблюдаю. И верю я в Высший разум больше, чем в кого-бы то ни было.

И что же, этого мало, чтобы пустить меня в РАЙ:
необходима фанатичная вера в его устроителя?!

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж, на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ...
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж,
на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ
в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ…

А кто же будет проектировать и строить такие дома?! Кто будет трудиться в поте лица своего и детей рождать в мучениях? Кто будет землю пахать, скот разводить? Если истребить в Аду всех размышляющих Адамов, склонных к соблазну Ев, их потомство, колеблющееся между Добром и Злом, Правдой и Кривдой, кто будет трудиться в поте лица своего и детей рождать в мучения, кто будет землю пахать, скот разводить? И такие дома кто же будет проектировать и строить?!

А-а-а… Забыла: в НОВОМ РАЮ ПРОФЕССИОНАЛЫ
НЕ ПОНАДОБЯТСЯ, ТОЛЬКО ИСТОВО ВЕРУЮЩИЕ В ИДЕЮ…

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж, на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ...
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж,
на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ
в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ…

А может быть, я не верю в Рай? Еще как верю! РАЙ был, когда человек УЖЕ ощутил себя человеком, но ЕЩЕ не потерял ощущения своего сродства со всем сущим — природным, земным… Сколько длилось это состояние — одно мгновение или Вечность, не понять, потому что не было Времени, только простой повтор одного и того же, определяемый движением Солнца.

Верю, что РАЙ существует и сейчас для тех — избранных, которые могут не заботиться о материальном обеспечении своих духовных запросов. Хочу — еду в Гент, чтобы постоять у Алтаря, благодаря ван Эйка за сказку о РАЕ…

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж, на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ...
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж,
на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ
в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ…

РАЙ будет, только не для меня, и не потому что я не отношусь к «чадам Его Церкви» по определению. Все, читавшие АПОКАЛИПСИС, знают, что будет Второе пришествие, и БОГ-СЫН преисполнится гнева БОГА-ОТЦА и предаст огню прекрасную землю во имя НОВОГО ГРАДА — НЕБЕСНОГО ИЕРУСАЛИМА, где в ритме заданного БЛАГОДАРЕНИЯ будет звучать во Вселенной аллилуйя, а травки и цветочков не будет.

Мне не нужен такой РАЙ —
чистое, абсолютное БЛАГОДАРЕНИЕ:
к целому бесплотным духом причащение.

Ван Эйку, в упоении вырисовывающему каждую травинку, каждый цветочек, похоже, такой РАЙ тоже не нужен. Это же — ересь: искажение церковных догматов. На костер нас обоих.

Горим, вознося прекрасной земле алилуйю…

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж, на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ...
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж,
на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ
в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ…

Еще раз вглядитесь в геометрию Гентского Рая…

Он упорядочен в системе Трех прямоугольных координат — Глубинной, Поперечной, Вертикальной, исходящих из центра, в котором расположен жертвенник с Божьим Агнецом. Вертикальная ось соединяет земной Рай с Небом, где восседает Устроитель РАЯ — Бог Саваоф. В недра земли Вертикальная ось тоже проникает, извлекая из них очистительные воды.

В горизонтальных Прямоугольных осях располагаются праведные Судьи, Христово воинство, отшельники и паломники, что прорвать границы боковых створок стараются.

В горизонтальной плоскости действуют еще две оси — диагональные, по которым к жертвеннику стекаются «чада Его церкви»: правильно исполняющие все церковные ритуалы. Диагональный крест вращается, круги бытия замыкаются, никто иной в РАЙ не допускается.

Земной РАЙ не для мирян.
В нем со всем и вся Вера управляется.

Bид закрытого - повседневного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк.  1422 - 1432. Пророчества о Мессии, Благая весть, Иоанн Креститель  и Иоанн Богослов в окружении донаторов - заказчиков Алтаря.
Bид закрытого — повседневного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк.
1422 — 1432. Пророчества о Мессии, Благая весть, Иоанн Креститель
и Иоанн Богослов в окружении донаторов — заказчиков Алтаря.

Очень похоже, что блистательный художник Ян ван Эйк
рисует светлую и печальную мечту о Земном рае,
что недостижим на деле, потому что туда не мирян —
лишь СВОИХ для Церкви допускают.

Все вопросы, которые можно задать художнику-философу,
исчерпаны? Напротив, их ряд уходит в бесконечность,
который открывают два Иоанна: Креститель и Богослов — автор АПОКАЛИПСИСА.

Только створки Гентского алтаря закрываются,
разговор с художником я закончить не могу —
не получается…

Bид закрытого - повседневного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк.  1422 - 1432. Центральная створка среднего ряда: ниша для омовения рук в доме донаторов. Светящиеся медные поверхности кувшина и таза, гладь белого полотенца - символы каждодневного очищения
Bид закрытого — повседневного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк.
1422 — 1432. Центральная створка среднего ряда: ниша для омовения рук в доме донаторов. Светящиеся медные поверхности кувшина и таза, гладь белого полотенца — символы каждодневного очищения
Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ. Фрагмент: СВЯТОЙ ДУХ, что невидимо глазу, но несомненно, "всё время струится сквозь каждый атом пространства"...
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432. Центральное полотно нижнего ряда: ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ.
Фрагмент: СВЯТОЙ ДУХ, что невидимо глазу, но несомненно,
«всё время струится сквозь каждый атом пространства»…

Отечественные исследователи пишут…

«Искусство Яна ван Эйка — это счастливая улыбка пробуждения человечества, его первые шаги в мир, когда открывающиеся возможности предстают в праздничном, исключительно положительном качестве. В Гентском алтаре ощутима перестановка акцентов — между Богом и личностью вклинивается обобщенный образ человечества как венца божественного творения, «наделенного способностью самостоятельно мыслить и возвышенно чувствовать».

Сомневаюсь: произведение ван Эйка не бесконфликтно,
и именно в этом его бесконечная созидательная сила.

«Человека защищает от бездны одиночества общность человечества и единосущность божественного и человеческого начал. Человека ван Эйка окружает прекрасный мир, в каждой частице которого сквозит божественное совершенство, и в этом он находит жизненную опору и цель собственного существования».

Согласна-согласна! Ура…

Bид открытого - праздничного - Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 - 1432. Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж, на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ...
Bид открытого — праздничного — Гентского алтаря. Ян ван Эйк. 1422 — 1432.
Центральная створка нижнего ряда: земной пейзаж,
на фоне которого происходит ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЬЕМУ АГНЦУ
в форме БЛАГОДАРЕНИЯ за ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ, за СПАСЕНИЕ…
Теперь представьте, ван Эйк жил и творил, нося в сердце своем две картины: АДА (первую) и РАЯ (вторую). Он ходил между этими двумя видениями, как «ходят по лезвию бритвы» (простите, не могу выбрать другого выражения, уж больно это точно).

Он не поддался наваждению АДА и не погрузил себя и нас
в мрачное предощущение конца человеческой истории.

Он опроверг мысль Оруэлла о том,
что люди хорошо себе представляют АД,
но не знают, как показать РАЙ.

Ян ван Эйк показал ВОЗВРАЩЕННЫЙ ЗЕМНОЙ РАЙ,
в котором не «минула жизнь земная», обратившись
«Небесной скинией», звучащей аллилуйей Богу.

Он показал РАЙ, пронизанный созидательными силами
человека, который приводит в гармоническое единство
все начала — Божественные и человеческие,
преодолевая Зло во имя Добра, Кривду во имя Правды,
творя Красоту во всем — от Великого до малого.

Чтобы убедить людей в верности своего РАЯ,
он рисует АРХИТЕКТУРНЫЕ ПЕЙЗАЖИ — СИМВОЛЫ СОЗИДАНИЯ.

А люди его не понимают?
Сердцем его великую Правду люди ощущают,
раз идут к памятнику братьям ван Эйков
с искренней благодарностью…

Оставить комментарий: