«РУКОДЕЛЬНОЕ» ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ
В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬСТВА «ГОРОДА-САДА»
Заполнять пустоту архитектурно-композиционными понятиями я начинаю на втором году освоения содержания Первой воспитательно-образовательной ступени «взросления вместе с городом», когда дети еще СТРОЯТ «ГОРОД-САД». Место Архитектурной композиции — в третьей, художественно-практической, части учебного блока, что закрепляет содержание обще-эстетических и обще-градоведческих разделов. Сначала в уроках Живописи. Потом в уроках Архитектуры.
Перед художественно-практическими занятиями по Архитектуре не ставится цель раскрыть сущность архитектурно-композиционной системы. Детям я даже не говорю о том, что подобная система существует. Мы просто играем в архитектурно-предметный мир…
Игра первая — «пластилиновая»:
детям предлагается построить ИЗ ТОЧКИ — ЦЕЛЫЙ МИР,
пользуясь представлениями о геометрической триаде —
ТОЧКЕ, ЛИНИИ, ПЛОСКОСТИ, становящейся ОБЪЕМОМ.
Дети превращают цветную пластилиновую точку — нульмерную величину, в линию одномерную, линию — в ленту двухмерную, из ленты собирают объем трехмерный, в котором, в зависимости от того, что за домик получился, поселяются жители: от жабы пучеглазой до принцессы в платье со звездами.
В действии увлекательном этом архитектурно-композиционные понятия озвучиваются, повисают в воздухе и кружатся в нем, как пушинки или снежинки, потому что, если кто-то дает чему-то имя, он этим именем пользуется всегда, выделяя в окружающем мире пласты реальности, в которых есть ЭТО — ранее неизвестное. Все открытия дарят радость, а тут, что за чудо: оказывается…
ВСЕ МОЖНО СВЕСТИ К ТОЧКЕ
И ВСЕ ИЗ ТОЧКИ МОЖНО ПОРОДИТЬ!
Игра вторая — «аппликационная»: детям предлагается,
используя средства Архитектурной композиции —
МЕТР и РИТМ, сделать аппликацию на листе,
что вызвала бы ощущение того, чего не может быть:
«МЫ ТАНЦУЕМ НА БАЛУ, МЫ В НЕБО УЛЕТАЕМ».
Дети размещают на двухмерной плоскости листа, превращенной в красочный фон, несколько плоских фигурок — тоже двухмерок, тоже красочных, одинаковых по величине или различных: бабочек, колокольчиков, морковок… Размещают особым образом: сначала задают (придумывают) линию движения, потом определяют (назначают) интервал между фигурками. Одинаковый интервал между одинаковыми предметами — «метр». Изменяющийся согласно какому-нибудь условию — «ритм». Фигурки начинают «сходиться к центру», «расходиться», «выстраиваться в группы», «бегать друг за другом чередой», «отставать», «догонять», «возвращаться». Особенно эффектным становится движение, если изменять и расстояние между фигурками, и размер фигурок, и опять не просто так, а согласно какому-нибудь условию. В этом случае можно и «потанцевать на балу», и даже «в небо улетать». На самом деле в двухмерной плоскости листа никакие «фигурки-плоскати- ки» не движутся. Разве?.. Если присмотреться внимательнее, непременно возникнет оптическая иллюзия: бабочки, колокольчики, морковки не только танцуют, они прорывают двухмерную плоскость, улетая в трехмерное пространство — безграничное.
В действии увлекательном этом (повторяю утверждение) архитектурно-композиционные понятия озвучиваются, повисают в воздухе и кружатся в нем, как пушинки или снежинки, потому что, если кто-то дает чему-то имя, он этим именем пользуется всегда, выделяя в окружающем мире пласты реальности, в которых ЭТО есть. Все открытия дарят радость, а тут, что за чудо: оказывается…
НЕТ В МИРЕ НИЧЕГО НЕПОДВИЖНОГО — МЕРТВОГО,
ВСЕ В МИРЕ ПОЛНО ДВИЖЕНИЯ — ЖИЗНИ.
ДВИЖЕНИЯ РЕАЛЬНОГО —
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ.
ДВИЖЕНИЯ ТАЙНОГО — ДАЮЩЕГО ЗНАТЬ О СЕБЕ
В СИЛАХ, ПРОНИЗЫВАЮЩИХ ЦЕЛОЕ.
Игра третья — «рисовально-живописная», вбирающая в себя переживания первого путешествия на реку Неву: «Я НА КАМУШКЕ СИЖУ, Я НА СОЛНЫШКО ГЛЯЖУ».
В игре озвучиваются понятия МАСШТАБ и ПРОПОРЦИИ, что представляют средства Архитектурной композиции.
Детям предлагается представить себя кем-то, оказавшись там-то. Например, муравьем, ребенком, взрослым, деревом, птицей, рекою… Например, под камнем, в траве, на камне, на дереве, в вертолете над Невой, в самолете над городом, в космическом корабле… Переживание свое дети сначала проговаривают, а потом запечатлевают в рисунке, можно цветном. Я слежу за тем, чтобы в их рассказах ведущую роль играли представления о «масштабе» — исходной мерности целого, и «пропорциях» — соотношении трех величин: высоты, ширины, глубины (толщины). Это позволяет детям увидеть, что изменение «масштаба» заставляет маленькое становиться большим и наоборот, что изменение «пропорций» заставляет низкое становиться высоким, узкое — широким, короткое — длинным, мелкое — глубоким…
В действии увлекательном этом (в третий раз повторяю я утверждение, кажущееся мне очень важным) неизвестные ранее понятия озвучиваются, повисают в воздухе и кружатся в нем, как пушинки или снежинки, потому что, если кто-то дает чему-то имя, он выделяет в окружающем мире пласты реальности, в которых ЭТО есть. Все открытия дарят радость, а тут, что за чудо: оказывается…
НЕТ В МИРЕ НИЧЕГО РАЗРОЗНЕННОГО —
СУЩЕСТВУЮЩЕГО САМО ПО СЕБЕ.
ВСЕ В МИРЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО В ОДНО ЦЕЛОЕ
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СОРАЗМЕРНОСТЬЮ СВОЕЙ.
Игра четвертая — «конструирование в пространстве»: детям предлагается из россыпи кубиков построить два разных дома, вызывающих одно и то же ощущение — «НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, ВСЕ СПОКОЙНО, ГОСПОДА!».В игре озвучиваются понятия СИММЕТРИЯ и АСИММЕТРИЯ что представляют свойства Архитектурной композиции.
Дети строят дом в чисто петербургском стиле. Его главный фасад, выходящий на улицу или на площадь, — «симметричен»: правая часть фасада, лежащая по одну сторону от «оси симметрии», во всем, вплоть до мельчайших деталей, тождественна (подобна) левой части фасада, лежащей по другую сторону «оси симметрии». Детям предлагается найти эту замечательную «ось». Потом детям предлагается построить «асимметричный» дом: без «оси симметрии», то-есть правая часть его может отличаться от левой, но при разглядывании, непременно, должно возникнуть то же самое ощущение — УРАВНОВЕШЕННОСТИ ЦЕЛОГО. Дети, «нагружая» дом деталями и «разгружая» его, в непосредственных поисках композиционного решения развивают свое ощущение равновесия сил, пронизывающих архитектурную форму. В чем открытие?..
ХАОС МОЖНО ПОБЕДИТЬ,
СВЕДЯ РОССЫПЬ СЛУЧАЙНЫХ ЧАСТЕЙ В ЦЕЛОЕ,
СПОСОБНОЕ ПОДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТНОЕ ОЩУЩЕНИЕ,
ЧТО МИР ПРЕБЫВАЕТ В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ —
УРАВНОВЕШЕННОСТИ СИЛ В ПРОСТРАНСТВЕ.
Игра пятая — тоже «конструирование в пространстве»: детям предлагается из россыпи кубиков построить два разных дома, вызывающих два различных ощущения — что один из них «ПОКОИТСЯ НА ЗЕМЛЕ», а другой «СТРЕМИТЕЛЬНО УХОДИТ В НЕБО».
Так озвучиваются понятия СТАТИЧНОСТИ и ДИНАМИЧНОСТИ, что представляют свойства Архитектурной композиции.
Дети строят дома… Те, что «уходят в небо», похожи на колокольню Петропавловского собора. Те, что «покоятся на земле», похожи на Кикины палаты. Есть и такие, что «плывут над водами», как, например, Летний дворец Петра. В процессе конструирования дети улавливают различия в действиях, дающих иной результат. Это все? Нет, дети узнают, что…
ХАОС МОЖНО ПОБЕДИТЬ,
СВЕДЯ РОССЫПЬ СЛУЧАЙНЫХ ЧАСТЕЙ В ЦЕЛОЕ,
СПОСОБНОЕ ВЫРАЗИТЬ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА.
НАШ ГОРОД, ОДНАЖДЫ ПОДНЯВШИЙСЯ НАД ВОДАМИ,
ПОЛОН РАДОСТИ ПОБЕДЫ НОВОГО НАД СТАРЫМ,
ПОЛОН ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ УВЕРЕННОСТИ,
ЧТО НОВОЕ, НЕПРЕМЕННО, ЛУЧШЕЕ.
Естественней вопрос: эти выводы нужно заставлять запоминать, не боясь того, что сказанное мало понятно детям? Нет, конечно, выводы в развернутой форме нужно проговаривать по ходу дела все с той же целью — чтобы кружились в воздухе понятия-снежинки, и новой — чтобы возник общий вывод, настраивающий на будущие постижения…
РАССКАЗЫ АРХИТЕКТУРЫ О ЧУВСТВАХ И МЫСЛЯХ
СОЗДАВАВШИХ ЕЕ ПОКОЛЕНИЙ ЛЮДЕЙ БЕСКОНЕЧНЫ.
НАУЧИВШИСЬ ПОНИМАТЬ «АРХИТЕКТУРНЫЙ ЯЗЫК»,
МЫ МНОГОЕ УЗНАЕМ О ГОРОДЕ СВОЕМ ПРЕКРАСНОМ,
А ЗНАЧИТ, И О ГОРОЖАНАХ,
СВЯЗАННЫХ С ГОРОДОМ УЗАМИ РОДСТВА.
Что дальше? Освоение содержания Второй ступени Петербурговедческого курса, ориентированного на «взросление вместе с городом», что ныне будет заключаться в художественных постижениях…
<—Глава 1. Об архитектурной композиции позвольте замолвить благодарное слово