ЧТО ЗА ЦЕННОСТИ МЫ ПОСТИГАЕМ,
СТРОЯ «ГОРОД-САД»
Схема показывает, на каждой ступени «взросления» решаются свои воспитательно-образовательные цели. Содержание целей, для логической стройности системы, запечатлено в названии ступени. Названия эти — что «умозрительный клубок»: если его «размотать», можно увидеть всю последовательность представлений, смысл которых необходимо раскрыть, чтобы осуществить воспитательно-образовательную цель соответствующей ступени. Начинаем «разматывать» первый «клубок»…
В НАЧАЛЕ «ВЗРОСЛЕНИЯ» СЛЕДУЕТ ВОСПИТАТЬ
СОЗИДАТЕЛЬНОЕ («СТРОИМ»),
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ( «ГОРОД-САД» )
ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА КО ВСЕМУ И ВСЯ,
И К САМОМУ СЕБЕ ТОЖЕ.
Соответственно…
ЗДЕСЬ «ГОРОД-САД» — ТОТ ИДЕАЛЬНЫЙ ПРООБРАЗ,
КОТОРЫЙ ПЕТЕРБУРГ, КАК И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГОРОДА МИРА,
СТРЕМИЛСЯ ВОПЛОТИТЬ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
ЗДЕСЬ ПРОЦЕСС «СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА-САДА»
ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО К ГОРОДСКИМ РЕАЛИЯМ,
НО И К СТАНОВЛЕНИЮ ДУШИ ТОГО ЧЕЛОВЕКА,
КОТОРЫЙ ЭТОТ «САД» ВОЗВОДИТ.
ЗДЕСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО «ГОРОДА-САДА» —
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ,
ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ПРЕДСТОЯЩИХ ЗАНЯТИЙ.
Уверяю вас, не стоит занятия с детьми Первой возрастной ступени сводить к рассказам о Петербурге. Град на Неве — явление сложное, бесконечно многообразное, крайне противоречивое, опасное по воздействиям своим на горожан и чрезвычайно нуждающееся в их любви и защите. Именно поэтому для начального этапа постижения достаточно, чтобы Петербург присутствовал в беседах с детьми как зримый образ города. Совершенно особого города — Счастья, стремление к воплощению которого является движущим стимулом любой культуры.
Уверяю вас, беседы с детьми Первой возрастной ступени нужно начинать с понятий непостижимых — широких до безграничности, глубоких до бесконечности, как все, что открывает свой смысл и содержание в поисках ответов на «вечные», или «детские», вопросы, например… Что такое Мироздание — Космос, Земля, Человек, строящий «города-сады» для счастливых людей? Что такое Счастье? Может быть, все и вся объемлющий образ Истины, Добра и Красоты, обусловленный Пространством-Временем?.
Мне приходилось сталкиваться, и не раз, с двумя сомнениями. Первое: говоря о Высоком, утверждали мои оппоненты, нужно использовать «высокий стиль», а это трудно. Не то что воспитателю, даже школьному учителю трудно говорить на подобном языке. Сомнение второе: речи в «высоком стиле» не понятны маленьким детям; с ними нужно общаться проще, приземлённей — не выходя за границы конкретных, предметных представлений.
Самый яркий, для меня, пример подобного представления: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу». Я очень люблю стихи Агнии Барто: в них сосредоточено тепло моего холодного детства, но, позвольте мне кое-что уточнить, господа: с конкретных, предметных представлений начинается освоение окружающего ребенка мира в первые годы его жизни.
Если сохранять этот тип освоения мира на долгие годы, позднее приходится произносить в отчаянии фразу, обличающую не детей, а нас — взрослых: «они, то-есть дети, не умеют мыслить или думать». Согласитесь, этими же стенаниями учителей озвучены школьные годы, продолжающие линию конкретного, предметного мышления, по свойствам своим примитивного. Эту же фразу мне приходилось слышать постоянно и в своем родном институте применительно к студентам Архитектурного факультета. Собственно, именно это самообличение взрослых заставило меня искать, когда «перестают дети уметь мыслить», а найдя, вынудило уйти из ВУЗа в Детский сад. Сегодня я уверена…
ВЗРОСЛЫЕ МОГУТ И ДОЛЖНЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ ДЕТЕЙ
В ИХ ПОПЫТКЕ ПРОРВАТЬСЯ В СОЗНАНИЕ
С ПОМОЩЬЮ ПРЕДЕЛЬНОЙ АКТИВИЗАЦИИ ЧУВСТВ.
ЧТОБЫ ЭТО ПРОИСХОДИЛО, НЕОБХОДИМО,
В СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ТОГО И ОТВЕДЕННОЕ ПРИРОДОЙ ВРЕМЯ
(КОГДА РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ
ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ «ПОЧЕМУ?»),
ВВОДИТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР ДЕТЕЙ
СИСТЕМУ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ.
Услышав слова, заставившие его сопереживать, ребенок, возможно, не сразу, но когда-нибудь непременно, будет пытаться добраться до смысла рассказанного и доберется, если занятия, направленные на включение в эмоциональный мир детей нравственно-эстетических ценностей, пойдут ненавязчивой чередой, с возвращениями, повторами, воспоминаниями, проигрываниями по сути одного того же в различных, в данном случае, градоведческих ситуациях. Если подобных прорывов не поддерживать, в сознании нынешнего ребенка из высокоразвитого, «компьютерного», века поселятся техно-монстры и убьют чудесных «вздыхающих бычков», что окрашивали светом и теплом детство поколений, уже уходящих из жизни.
Скажете, пусть уходящие уходят, унося с собой ту чистосердечную наивность, что позволяла им быть слепыми в реальной жизни? Это — неверное суждение, потому что прозреть могут лишь чистые сердцем, а значит, все, что несет людям свет, необходимо сохранять. Пусть «идет бычок, качается», чтобы ребенок, пережив в свои два года опасность, угрожающую детенышу Буренки, мог, научившись думать, возвращаться к стихам и видеть в них все более и более общий смысл. Мне эти стихи говорят сегодня, что детство беззащитно перед житейскими обстоятельствами, но, как себя защитить от невзгод, дети должны понять сами — «умея думать».
Скажете, все равно, ребенку недоступен смысл категорий Бытия? Мне тоже. Я ищу ответы на «детские вопросы» по сю пору и узнать удалось только то, что поиск этот необычайно увлекателен для ума; придает духовную силу, позволяя очень многое пережить и сохранить душевную доброту в самых злонамеренных ситуациях. Поверьте…
На Первой ступени «взросления вместе с городом»
очень важно включать в эмоциональный мир детей
первоосновную для жизни социума триаду:
МИР — ГОРОД — ЧЕЛОВЕК.
И делать это очень важно не отвлеченно-описательно,
а раскрыв запечатленные во всеобъемлющей триаде
представления об ИСТИНЕ — ДОБРЕ — КРАСОТЕ,
непрерывно-изменяющиеся в ПРОСТРАНСТВЕ-ВРЕМЕНИ.
Если вы сделаете это, будьте уверены,
вам удалось совершить педагогический подвиг:
заложить в душе человека нравственно-эстетические основы
высоких духовных ценностей в том замечательном возрасте,
когда слова и чувства запечатлеваются глубоко и накрепко.
Если вы этого не сделаете, будьте уверены в другом:
может случиться так, что ваш подопечный никогда не узнает,
что в мире, где он живет, идет Вселенская борьба
ИСТИНЫ — ДОБРА — КРАСОТЫ
с ЛОЖЬЮ — ЗЛОМ — ДУХОВНЫМ УРОДСТВОМ
и победа зависит не от физической силы «сверх-человека»,
присваивающих себе право решать судьбы всех остальных,
а от душевных качеств каждого из нас,
что определяют, сможем ли мы различить,
где и в чем, когда и как ИСТИНА — ДОБРО — КРАСОТА
оборачиваются ЛОЖЬЮ — ЗЛОМ — ДУХОВНЫМ УРОДСТВОМ.
Нынешняя ситуация в «верхах» и в «криминальных структурах» утверждает, что мы слепы в безразличии своем к тому, что есть и будет. Свидетельство тому — одно для всех времен: появление «душевно запущенных детей». Их появление не зависит от материального достатка семьи, он может быть самым высоким или самым низким. То — дети, обедненные в чувствах: живущие в недостатке эстетических впечатлений, любви и привязанностей. «Душевно запущенным детям» позднее придется мучительно преодолевать «болезни раннего детского возраста» или, смирив в себе жажду высоких чувств, становиться «неполноценными людьми». А всего-то: когда нужно было активизировать развитие сферы чувств, родители и воспитатели этот процесс заглушили. И сделали они это, не заметив или «из лучших побуждений»: вме
сто того, чтобы «трудить душу», свою и детскую, заставляли ребенка, по-прежнему, запоминать видимое и повторять заучиваемое в натаскивании на большее количество запомненного. Один «бычок», еще один, еще и еще, а в результате… целое «стадо» детей «запущенных и упущенных», которым во взрослом возрасте грозит «озверение».
Чтобы душевно-духовное обнищание общества началось, достаточно малого: чтобы люди перестали доверять «чувствам», начали стесняться их, говорить скептически о поэтическом видении — «одни эмоции», и уповать на примитивнейшую логику, что, якобы, придает их знаниям и действиям желаемую объективность. Элементарной логике подвластные люди не видят очевидного: самое тонкое и точное отражение объективности — интуиция, а потому, недоверие по отношению к «чувствам» ничем не оправдано. Будто ослепнув, они, и учителя вкупе с ними, допускают гибельное для общества небрежение по отношению к детской фантазии. И уходит из общественной жизни воображение — тот самый «гений», что позволяет народу сохранить свою духовность вопреки реальной духоте.
Опыт моей собственной жизни, в которой было много бесчеловечного, опыт моих нынешних наблюдений за положением дел в современной школе, даже в Детском саду, заставляют сделать очень печальные выводы…
В ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ДУШЕВНО-ДУХОВНОЕ
ОБНИЩАНИЕ ОБЩЕСТВА,
В ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ СТЕПЕНИ ВИНОВАТЫ МЫ САМИ:
ВЗРОСЛЫЕ — РОДИТЕЛИ, ВОСПИТАТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ…
СНАЧАЛА МЫ НЕ ДАЕМ ДЕТЯМ БЫТЬ ДЕТЬМИ.
ПОТОМ, КОГДА ДУШЕВНО-ДУХОВНО ОБНИЩАВШИЕ
ПО НАШЕЙ ВИНЕ ДЕТИ ПОДРАСТАЮТ,
НАЧИНАЕМ БОЯТЬСЯ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ
И БОЯЗНЬЮ СВОЕЙ «БУДИТЬ В НИХ ЗВЕРЯ».
ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧЕГО НЕ НАВЕРСТАТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ, —
УПУЩЕННОЙ ВОЗМОЖНОСТИ
ПОГОВОРИТЬ С ЧЕЛОВЕКОМ ПО ДУШАМ,
КОГДА ЕМУ БОЛЬШЕ ВСЕГО НУЖЕН
ИМЕННО ТАКОЙ РАЗГОВОР.
Дети нуждаются в интенсивной духовной деятельности, что позволила бы им ориентироваться в окружающем их Мире. Взрослые сажают детей в «клетку» огрубленно-усредненных представлений о том, что нужно детям этого возраста, и начинают «натаскивать» их на примитивные знания и навыки: «делай так, как мы, делай лучше нас». Вторая часть призыва — демагогическая ложь.
Дети нуждаются в интенсивной душевной деятельности:
они хотят радоваться, причем, все вместе;
они хотят сочувствовать и сострадать, причем, всему и вся —
«живому и неживому».
Взрослые «разрезают живое по-живому»,
как велят образовательные методики, которым их обучают,
и соединяют в «мертвое целое», убивая этой процедурой
в ребенке радость познания Мира и своего места в нем.
Есть, конечно, учителя, работающие «по-человечески»: помня в себе ребенка и уважая в ребенке человека. Общаясь со школьными работниками и воспитателями дошкольных учреждений, я убедилась в том, что такой учитель в школе, даже воспитатель в детском саду, играют не созидательную, а разрушительную роль. Для образовательной системы, конечно, что на словах утверждает необходимость «очеловечивания», а наделе верна Закону «мини-макса»: «образовательный минимум» знаний, зато всем без исключения. Такая система никогда не прореагирует на то, что…
НЕ ЗНАНИЕ, А ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛЕЖИТ В ИСТОКАХ
СИСТЕМЫ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ОСНОВЫ КОТОРОЙ НАЧИНАЮТ ЗАКЛАДЫВАТЬСЯ
В ТОТ САМЫЙ МОМЕНТ,
КОГДА РЕБЕНОК ЗАДАЕТ ВЗРОСЛЫМ,
ВКЛЮЧАЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ,
СВОЙ ПЕРВЫЙ ВОПРОС — «ПОЧЕМУ?».
Все равно не верите, что в эмоциональный мир детей можно включить мировоззренческие представления? Есть свидетельство, сметающее все сомнения, — детство человечества и человека сходны: и человечество, и человек в детстве своем стремятся постичь в образах не что-нибудь, а сущность Мироздания и свое место в нем.
Несмотря на убедительность научно-строгой аргументации, я думаю, необходимо предварить погружение в содержание Первой воспитательно-образовательной ступени еще несколькими пояснениями- уточнениями…
<—Глава 2 Сегодня я опять иду в бой и завтра в бой пойду тоже