Строительство нового музея задерживалось много лет из-за того, что непосредственно под зданием были найдены древности от классики до византийского периода, которые теперь включены в комплекс музея.
Остекленные стены, позволяющие превратить Акрополь в участника музейной экспозиции, — первый, скажем так, положительный объемно-пространственный эффект. Он усиливает остроту эстетического восприятия от непонимания: не то Акрополь смотрит на свою скульптуру, не то скульптура смотрит на свое былое жилище…
Архитектура там и скульптура здесь,
при такой режиссуре, едины,
ибо пространство и время —
не материальные субстанции,
а значит, не мешают друг другу…
Линейная простота фасадов
также положительна в данном случае:
она превращает новое здание в абстракцию, изначально порывая с сопоставлением архитектуры прошлого и нынешней.
Никто не соревнуется — каждый действует
в своем мире, бесподобном…
Уточнение из блога знатока… «По подсчетам синоптиков, в Греции примерно 310–320 солнечных дней в году. В течение лета, как правило, случается один пасмурный день. По иронии судьбы именно этот пасмурный день выпал на тот момент, когда в Афинах в обстановке небывалой торжественности открывали новый Музей Акрополя.
Впрочем, если учесть несусветную жару и палящее солнце в июне, можно было заподозрить, что афинские власти в этом смысле повели себя как зеркальное отражение московских: московские, как известно, любят по праздникам разгонять тучи, афинские – наоборот – решили их согнать».
Третий положительный объемно-пространственный эффект — включение в экспозицию части раскопок древнего города под зданием музея. Пространство, открытое в глубину веков, стеклянные полы и отсутствие тяжелого фундамента наглядно подтверждают параллельность существования прошлого и настоящего. Посмотрите, раньше здесь было то-то, потом здесь появилось это. Вопрос — что будет дальше, лучше не задавать, потому что сразу же возникает ощущение мгновенности настоящего в потоке времен.
Скольжение во временном потоке —
очистительная миссия музеев.
Здесь она наглядно выполняется,
чувственно осязается,
умом постигается и…
Остается непостижимой…
Открытия музея ждали чуть ли не 200 лет – с тех пор, как английский лорд Элгин увез в Британию мраморные шедевры Парфенона. И сегодня Греция пытается вернуть ценности, но англичане увезенное не отдают. Их давнишний аргумент: в Греции нет условий для хранения столь ценных произведений искусства, а Парфенон, как и все древности, что находятся на территории Греции, – достояние человечества. Ныне этот аргумент не состоятелен — все равно не отдают.
Газета «Sunday Times» опубликовала в 2013 году список пятидесяти лучших музеев мира, в котором музей Акрополя занял третье место.
Рейтинг основывался на оценках авторитетных ученых в области музееведения, которые высказали свое мнение по поводу наиболее интересных и привлекательных музеев мира. Более популярными, чем Акропольский, по мнению британской газеты и ее экспертов, признаны музеи Смитсоновского института в Вашингтоне, расположившиеся на первом месте, и Британский музей в Лондоне, занявший вторую ступеньку рейтинга.
Привожу уточнения…. Смитсоновский институт — это на самом деле 16 музеев и галерей. Таким образом, он является самым большим в мире музейным комплексом. В коллекции Смитсоновского института, вернее в его доверительной собственности, которой он распоряжается от имени Американского народа, насчитывается более 142 миллионов экспонатов. Деятельность Института, который также является исследовательским центром, направлена на расширение знаний широкой публики, служение национальным интересам и предоставление стипендий в области искусства, науки и истории.
Что можно сказать?
Выделение трех лучших музеев
выполнено не корректно.
Может быть, кто-то помнит, эта сова раньше располагалась возле входа в старый музей на скале Акрополя. Теперь, соответственно, она перекочевала к входу в новый музей и здесь кажется гораздо меньше из-за огромности нового здания.
Пояснений не даю.
Надеюсь на ваше воображение,
что все разведет по своим местам…
Или не разведет?
Акротерий (акротерион, греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — украшение или насадка на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют.
Если знаешь, что должно быть,
глаз и рука по обломам дорисуют целое сами.
Такое — «островное» — существование экспозиции в музейном пространстве-времени очень важно для восприятия видимого. Освобождая от усталости, подобная организация позволяет видеть больше,. чем при непрерывном переходе от объекта к объекту. А соответственно, реагировать на подтексты, смыслы видимого…
Мы, хотим того или не хотим, непроизвольно включаемся в мистерию… Что есть «таинство, тайное священнодействие» — совокупность культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую мистерии представляли собой театрализованные представления.
Здесь МИСТЕРИЯ не «культовых мероприятий», посвящённых божествам. Здесь МИСТЕРИЯ представляет собой АРХИТЕКТУРНОЕ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕ, возникающее в результате определенной пространственно-временной режиссуры, «озвученной» игрой света-тени. Музыку, говорят, тоже включают…
Богиня Афина чувствует себя свободно: ей привычно участие в мистериях принимать. Не то — мы. Мы должны пройти через посвящение: пережив многое, постичь Одно — «то, не знаю что». Спешить не будем, пока я выявляю лишь режиссуру уникального музея — каких не было и вряд ли будет, хотя бы потому что другого места такого на земле не сыскать….
Музей старается подменить реальность происходящего здесь-сейчас пространственно-временными аллюзиями. Он намекает, наводит на мысль, ему известную, которую посетителям музея тоже нужно знать. Что за мысль? Возможно, такая…
Человек постоянно находится
в пространственно-временном потоке,
потому что все есть отражение всего…
Вот такой музей в Афинах есть —
не первый, второй или третий,
а ЕДИНСТВЕННЫЙ, где показывают
древнегреческие мистерии тем,
кому они нужны. ОЧЕНЬ.
Сова недовольна: мы не все особенности Музейной мистерии выявили. У нас есть оправдание. Мы только начали разговор, впереди, самое малое, еще два альбома. К тому же, выявить все — лишь для мудрых сов посильная задача.
<— ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
2. НОЧНЫЕ МИСТЕРИИ В АФИНАХ — ВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ В ДЕЙСТВИИ —>