Эпоха Средневековья в Европе характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. При этом существует одна религия для всех народов — ХРИСТИАНСТВО, ставшее базой для складывания единой европейской цивилизации.
В отечественной историографии нижней границей средних веков традиционно считается V в. н.э. — падение Западной Римской империи, а верхней — XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.
В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:
раннее Средневековье (V—Х вв.);
классическое Средневековье (XI—XV вв.);
позднее Средневековье (XV—XVII вв.).
В классическое Средневековье многое меняется: быстро растут старые и возникают новые города — около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Города с населением в 4—6 тыс. жителей считались средними. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна — частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время «черной смерти» — эпидемии чумы в середине XIII в. Частыми были и пожары. Однако в города все равно стремились, ведь, как свидетельствовала поговорка «городской воздух делал зависимого человека свободным» —для этого надо было прожить в городе один год и один день.
В 1398 году монах-доминиканец Викентий Феррер возвращался в Барселону с проповедей в дальних уголках Каталонии. Входя в город через «Ворота Слепых», он вдруг увидел над ними Ангела с мечом в правой руке. Святой Викентий спросил его: «Кто ты, и что ты делаешь здесь?» Тот ответил: «Я – Ангел. Я — Хранитель Барселоны по велению Всевышнего». Множество пораженных верующих были свидетелями этого события.
Во времена Средневековья люди были глубоко набожны и верили во все байки, что рассказывали им святые отцы. Так и монах Феррер в одночасье стал знаменит и причислен лику святых. А ворота Барселоны, назвали — «Врата Ангела».
Неподалеку от Ворот находился про́клятый колодец Барселоны. Говорили, что по ночам припозднившиеся прохожие много раз видели призрак, бродящий вокруг колодца, словно светящаяся тень… Никто из горожан не осмеливался приближаться к колодцу с наступлением темноты…
А в клуатре Кафедрального Собора хранился образ Богоматери с Ключами. Благодарные барселонцы вручили Деве Милостивой драгоценную копию ключей от городских ворот в середине XVII века, после избавления города от нашествия саранчи…
И вот однажды, под покровом сумерек, спускавшихся на город, в клуатр пробрался вор-чужеземец и без страха и сомнений вырвал из рук Девы серебряные ключи. Не мешкая, он поспешил к ближайшим городским воротам – «Вратам Ангела». Но не успел: звук колокола возвестил наступление ночи, а это означало, что городские ворота закрылись и не откроются до рассвета…
Средневековое общество по отношению ко многим людям было жестоким. Обычным делом были казни, и в отношении к преступникам не было середины — их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было «животное, тупое веселье толпы».
Еще одна — главная — особенность Средневековья: создание огромных империй, быстро возникающих и распадающихся…
В 711 году мощная волна мусульман хлынула на Иберийский полуостров. Уже через шесть лет завоевание территории современной Испании было завершено. Барселонцы, проявив чудеса дипломатии, плавно перешли под власть арабского султана, при которой гражданское правительство Барселоны сохранило полномочия.
В 800 году в результате успешных завоеваний предводителем франков Карлом Великим была создана новая обширная империя — франкское государство. Избавившись от арабов, Барселона почти на два века попала в зависимость от франков. Всегда живший своим укладом город был вынужден приспосабливаться к новым условиям. С одной стороны – диктат каролингов, с другой стороны – под боком жаждущие отомстить арабы. Сдерживаемые полвека мусульмане в 852 году опустошили город, чего не случалось со дня основания Барселоны. К концу IX века теряющая могущество франкская империя дарит Барселоне еще одну легенду…
Франки, отвоевав у арабов Перинейские земли, превратили их в Испанскую марку Франкской империи. В военных походах среди прочих храбрецов отличился будущий национальный герой Каталонии Гифред эль Пилос — Гифред Волосатый. Согласно легенде, Гифред, самоотверженно сражавшийся против мусульман, получил серьезное ранение, но не выпустил оружия из рук, за что снискал особое уважение французского короля. После победы над арабами Карл Лысый даровал Гифреду Волосатому титул графа и Барселону.
Кстати, получив от Карла титул правителя Барселоны, Гифред тут же начал проводить политику независимости, значительно ослабив связи с франками. Его дети получали власть уже по наследству, без одобрения короля. Основанная Гифредом династия графов стала основной действующей силой Барселоны на протяжении более 500 лет.
Вскоре после рождения Рамона Беренгера его отец, граф Рамон Беренгер II, был убит на охоте. Подозрение пало на брата-близнеца Беренгера Рамона II, вошедшего в историю с прозвищем Братоубийца. После установления истины Беренгер Рамон отправился паломником в Иерусалим, откуда не вернулся. Власть в Барселоне была передана его племяннику — Рамону Беренгеру III.
В начале XII века в руках Рамона Беренгера оказалась практически вся Каталония. Также он расширял свои владения за счёт завоевания земель в мусульманской Испании. Так он наладил отношения с морскими итальянскими республиками Генуя и Пиза. Вместе они в 1115 году совершили набег на Майорку, Ибицу и Тарако, бывшие базами мусульманских пиратов, освободив много христианских пленников. В 1118 году он захватил и восстановил Таррагону, ставшую центром архиепископства, охватившего всю Каталонию .
В конце жизни Рамон Беренгер вступил в орден Тамплиеров. Перед смертью разделил владения между сыновьями. Барселона досталась Рамону Беренгеру IV.
Отец — Рамон Беренгер III — был Великим, его сын — Рамон Беренгер IV — стал Святым. Он выгодно женился на Петролине Арагонской — престолонаследнице Королевства Арагон, взял в приданое Прованс и создал Каталоно- Арагонское королевство, ставшее вскоре самым могущественным и обширным не только на Иберийском полуострове, но и во всей Европе.
Эх, золотые времена пережила тогда Барселона! Во владения королевства Арагон вошли Сицилия, Корсика, Сардиния, Неаполь, Балеарские острова, Руссильон и даже на какое-то время Греция. В XIII веке Барселона стала первым по значимости портом на Средиземном море. В городе появились новые соборы и дворцы, он стал центром науки и культуры. Каталония имела собственный институт власти — каталонские кортесы, первый парламент в Европе. Совокупность каталонских представителей в этих кортесах называлась Женералитат — этот институт дожил до наших дней.
Еще одна брачная операция правителей каталонцев закончится ошеломительным успехом, хотя как выяснится впоследствии, тут они сами себя перехитрили.
Очередной правитель Каталонии Фердинанд Арагонский женился на королевской дочке Изабелле Кастильской. Хрупкая Изабелла не отличалась изысканной красотой, но отличалась религиозным фанатизмом и была одержима борьбой с иноверцами-арабами, которые все еще распоряжались в соседней с Кастилией Гранаде. Муж поддержал жену, и два крупных государства — Арагон и Кастилия, объединившись, пошли войной на арабов. Причем Изабелла тоже участвовала в этих войнах из-за пристрастия к авантюрам и походам. При этом она умудрилась родить десятерых детей, правда, пятеро из них умерли в младенческом возрасте. В начале 1492 года мавры сдали Гранаду. С этого момента и начала складываться единая Испания.
Большой Королевский дворец о многом слышал…
В XII — XV веках Запад и Восток сотрясали Крестовые походы. В них принимали участие и Барселонские графы, и короли, и даже женщины, для которых в 1149 году был основан «Орден Топора».
В конце XV — XVI веков развернулась КОНКИСТА — завоевание Америки. Соответственно, появились КОНКИСТАДОРЫ — испанские и португальские завоеватели территорий Нового Света в эпоху колонизации Америки.
Под королевским дворцом находится Музей, расположенный под землей, на месте раскопок древнеримского поселения. Можно посмотреть на древние развалины и узнать, из чего состоял город в то время (очень много построек, связанных с приготовлением рыбного соуса гарум и вина).
После XVI и XVII века, стало обычным использование Каталонией герба Барселоны, что означало признание Барселоны как главного города и означало равенство с королевской властью. Поэтому в дальнейшем по приказу короля была добавлена корона, которая означала, что у автономии есть свои специальные права, но территория принадлежит королю.
Деталь на стене красноречива тем,
что показывает: в конфликт с Мадридом
Барселона вступила пять веков тому назад,
самое малое…
Именно в Тронном зале этого дворца Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский услышали от Христофора Колумба о его открытии. Великий мореплаватель, только что вернувшийся из Америки, отрапортовал монархам-спонсорам, что нашел новый путь в Индию.
В Cредние века люди были очень набожны и суеверны. Считалось, что ложь, произнесенная в Тронном зале, обрушит перекрытие помещения (столь оно было дерзким). И этому верили, и очень быстро сознавались, причем, даже в тех преступлениях, которых и не совершали. Священная инквизиция всегда права и, как инквизиции свойственно, весьма хитроумна…
Произведение было выполнено Хайме Угетом в 1464 году и получило название «Ретабло дель Коннетабле», так как было заказано художнику коннетаблем Доном Педро Португальским — одним из претендентов на каталоно-арагонскую корону.
Коннетабль — военный советник короля, начальник королевских рыцарей, с XIV века главнокомандующий армией.
«Ретабло дель Коннетабле» — запрестольный образ — включает в себя следующие шедевры старинной каталонской живописи: «Поклонение Волхвов» (в центре и «Распятие» (в центре, наверху), в окружении шести сюжетов из Священной истории.
Свята́я Ага́та (в Православии Агафья) — христианская мученица III века, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Погибла в Катании на острове Сицилия в период гонений на христиан императора Деция.
В католических храмах в этот день освящают хлеб, соль и воду, которые, по поверью, защищают жилища от огня. Кроме того, считается, что хлеб, освящённый в этот день в храме, имеет способность экзорцизма (изгнания дьявола из человека).
Возник план дальнейшего постижения Барселоны…
Отдать дань уважения горгульям: они — особые существа.
Не упустить — посетить несколько готических храмов.
Съездить в горный монастырь Монтсеррат..
После этого вернуться в Новое время на встречу с Гауди…
Внизу — римские стены и арки. Над ними — готические постройки. Вкрапление такой древности в застройку города XIX века создает ощущение временной вибрации, будто еще мгновение и давно прошедшее здесь-сейчас оживет…
В тысячелетнем правлении Средневековья
в Испании и Каталонии со всеми его высотами
и падениями в глубочайшие низины…