За 9 дней пребывания в новом городе увидеть все — что не увидеть ничего. Поэтому сосредотачиваемся на одной линии — архитектор Антонио Гауди. Идем к Саграде, что рядом с нашим местом проживания? Ни в коем случае. Следуем в другом направлении, удаляясь от Саграды, самое малое, на 600 лет…
Причина: НИЧТО НЕ ВОЗНИКАЕТ НА МЕСТЕ ПУСТОМ,
ЗНАЧИТ, И У ГАУДИ, НЕСМОТРЯ НА СВОЕОБРАЗИЕ,
ЕСТЬ СВОЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА И В КАТАЛОНСКОЙ,
И В МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ.
ГОТИЧЕСКИЙ КВАРТАЛ ЖДЕТ НАС…
В Готическом квартале, как положено, нами сразу же заинтересовались горгульи. Мы ответили им тем же. Особенно этой — битой-перебитой, но воинственной, наверное, вдохновленной образом бедного идальго на хоробром коне. Он конкистадор — завоеватель Новых земель, откуда каталонцы привезли не только зеленых попугаев?!
Горгульи грозились, если мы что-то нелестное о каталонцах вспомним, нас водою полить, с карниза спрыгнуть и камнями побить. Мы решили: лучше в живых остаться…
По мнению исследователей, Санта-Мария-дель-Мар представляет собой выдающийся образец каталонской готики, отличающийся чистотой и единством стиля, что в общем-то не свойственно большим средневековым сооружениям. Вот поэтому-то мы к церкви и идем…
Первое упоминание церкви Святой-Марии-на-море относится к 998 году. То была типичная ПРИХОДСКАЯ ЦЕРКОВЬ для людей, проживающих в одном месте, которые приходят в храм на службы, исповеди, свадьбы, крещение своих детей.
По мере обветшания приходской церкви, началось возведение современного храма. 25 марта 1329 года первый камень в основание храма заложил король Альфонс IV Арагонский, о чём свидетельствует запись на латинском и каталанском языках на фасаде церкви.
Возведение стен, боковых капелл и фасадов было завершено в 1350 году. В 1379 году пожар уничтожил значительную часть здания. Строительство продлилось до 3 ноября 1383 года, а через год — 15 августа — в церкви прошла первая месса.
Восхититесь фасадом! Все прорисовано очень строго: с соблюдением симметрии, уравновешенности, линейности с узорчатыми поясами-завершиями. Будто геометрический ритм пронизывает массу фасада и, выполнив главное, переводит свой рассказ на язык религиозной символики.
Землетрясение 1428 года нанесло серьёзный урон зданию церкви и разрушило витражную розетку на западном фасаде. Новый витраж в стиле пламенеющей готики был закончен в 1459 году. Так строительство церкви, начавшись в 1329 году, перешло за столетие, что было весьма характерно для эпохи готики.
Новый храм уже не был приходским — он был «МОРСКИМ». Желал монарх, заложивший первый камень, вознести хвалу небесам, увековечив тем самым свою победу при Сардинии.
Чтобы построить храм, нужен не один, а много камней, и это обстоятельство изменило назначение церкви..
Храм был возведен в эпоху расцвета мореплавания и торговли Каталонии с другими странами. Возведен в квартале Рибера — историческом портовом районе столицы Каталонии Барселоны, где во времена расцвета жили дворяне, торговцы и моряки.
Тогда море ещё не отступало так далеко от портового района из-за естественных наносов, и эта церковь, посвящённая святой заступнице моряков, стояла прямо у воды!
И главное… Церковь строилась для защиты барселонских моряков от подвластной лишь Небу морской стихии, причем, исключительно силами и средствами местного населения. Портовые грузчики доставляли с карьеров Монтжуика к месту возведения храма огромные камни на собственных плечах. Об этой неоценимой помощи напоминают фигурки на двери главного портала храма.
Так постепенно приходская церковь превратилась в ХРАМ СЛАВЫ БАРСЕЛОНСКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ НА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ. Они строили свой храм, чтобы поддержать союз с Небесами, а получился СВИДЕТЕЛЬ ЛУЧШЕЙ ЭПОХИ В ИСТОРИИ КАТАЛОНИИ.
Извините меня за провокацию. Вид производит впечатление, но — ложное, ведь он — детище фотоэффекта, полученного с помощью широкоугольника. На самом деле церковь отличает не размах внутреннего пространства, а строгий ритм стройных и величавых колонн.
Удивительный витраж, будто вся жизнь разбита на осколки. Они кружатся в бесконечном хороводе, превращаясь в праздничное событие — вознесение на небеса к тем Высшим силам, которые, короновав Марию, так высоко оценили призвание Богоматери.
Витраж — отправная точка, что определяет мистическое содержание внутреннего пространства храма…
В противоположной стороне храма представлена Мария в одном из своих земных предназначений. Она — защитница и покровительница всех мореплавателей. Об этом свидетельствует парусный корабль, размещенный в уровне подиума скульптуры
Храм пронизывает Главная ось, в которой совмещены ПОДВИГ СЛУЖЕНИЯ и СЛАВА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ. Подобное единство наполняет чудесный храм
РАДОСТЬЮ СУЩЕСТВОВАНИЯ ВСЕГО И ВСЯ
В ИДЕАЛЬНО УСТРОЕННОЙ ВСЕЛЕННОЙ…
Кажется, храм невелик, но это только кажется из-за перспективного фото-сокращения. Я чувствую себя прошедшей долгий путь и представшей перед Ней по Ее благоволению. Помню, мои ощущения превращались в разговор. О чем? Не скажу…
На греческом бази́лика — царский дом. По типу то — строение прямоугольной формы из нечётного числа
(1, 3 или 5) нефов.
Неф (от лат. navis — корабль) — вытянутая часть пространства, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Здесь 3 нефа.
НЕРВЮРА – арка, образующая ребро, укрепляющее свод. Нервюры — основа каркаса, несущего основную нагрузку тяжёлого покрытия.
Здесь нервюры исходят из восьмигранных колонн и образуют полог, парящий в небе. Это — нетипичный для готики прием, в которой колонны должны скрываться под пучком вертикальных нервюр-пилястр, на высоте становящихся арками.
Замковый камень украшен как драгоценность. И это правильно, потому что в нем на высоте сведены усилия, что должны с математической точностью сосредоточить в одной точке распорные нагрузки, чтобы они погасили бы друг друга.
А здесь играют мастера — украшают ключ каркасной системы узорами, даже мысли не допуская о неточности, из-за которой вся конструкция может обрушиться. Не может — и все тут!
Носили камни портовые рабочие с карьеров горы Монтжуик, а местные артельщики превращали гору в сложнейшую геометрическую систему, которой восхищались Боги.
Зачем люди это делали? По зову души,
что жаждала видеть мир прекрасным.
А мы?.. Мы забыли о чудесных способностях
гор, одну из которых называют Монтжуик…
Проблема освещенности всегда стоит в готических храмах. Ее часто решали за счет понижения высоты боковых нефов, что позволяло освещать центральный неф дополнительно — с уровня перепада высот.
Здесь цветные витражи окрашивают тени — не более. Позднее я покажу, что заставляет использовать подобный свето-цветовой эффект…
Трудно передать цветовые градации в храме, просто темном с точки зрения фотоаппарата. Но прошу вас, представьте, как черные тени становятся по воле цветных витражей синим бархатом, коричневым, мерцающим, играющим!
Рассказывают, атмосферу этого поистине магического места дополняет великолепная акустика, дающая возможность проводить здесь концерты церковной музыки.
У меня есть прием определения, насколько красиво пространство. Пытаюсь представить, что вот-вот и в нем зазвучит музыка. Если закричу — не надо, здесь и так все звучит, значит храм, действительно, прекрасен.
Здесь на мое счастье музыка не зазвучала,
и я спаслась от избытка эстетических эмоций.
Мы уже видели, в этом храме нет изолированных хоров, где обычно располагаются священнослужители. По-видимому, хоры размещаются на галерее второго яруса, расположенной за алтарем, открытым в общий зал, где сидят прихожане.
Для туристов любая лестница наверх —
счастливая возможность увидеть невозможное.
Пока я общалась с Богоматерью, мои спутницы устремились на хоры за новыми впечатлениями.
Я думаю, предположение верно… На вратах — фигурки портовых рабочих, несущих камни. В арочных опорах — лица ремесленников, придавших камню новую — фантастическую — жизнь. Выражения лиц странноваты? Вспомните артельщиков Питера Брейгеля-старшего, и Средневековье оживет..
Почему колонны имеют восемь граней? Думаю, что в Средневековье, когда математика была священнодействием, и числа имели сакральный смысл. Восемь — число, исчерпывающее содержание Пространства. Так «Роза Ветров» имеет восемь лучей. Для мореплавателей это число было более значимо, чем любое другое. А может быть, и не так…
АПСИДА, как правило, представляет собой алтарный выступ, ориентированный на Восток — туда, где встает Солнце. Обычно апсида имеет полукруглое очертание в плане, перекрыта полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом, как здесь.
Эта апсида очень сильно вытянута вверх — до высоты самой базилики, и очень сильно освещена. Витражи идут полукругом над галереей-хорами второго уровня. Огромные витражи идут полукругом над покрытием капелл. Этот — третий — уровень, по-моему, имеет лишь техническое назначение. Витражи вписаны в полусвод, завершающий грандиозную композицию.
Апсида этого храма стройна, высока, прозрачна и светла.
Благодаря ей, Свет бархатные тени побеждает.
Попытайтесь представить апсиду в плане, вспомнив, что базилика трехнефная. Его обход наружный неф обходит В центре — круглый алтарный выступ. Его обходят по кругу колонны центрального нефа. Затем повторяют круговые очертания арочные перегородки капелл и наружные стены. Получается концентрическая композиция из трех сопряженных кругов.
Зачем я расписываю такие сложности?
Потому что это объемно-планировочное решение
безумно красиво в математической сложности своей.
Шесть нервюр (снаружи и изнутри) вырастают из восьмигранной колонны… Это некрасиво! Напротив, здесь геометрия арочных и сводчатых сочленений являет свою Божественную красоту, что не может быть доступна людям! Кто сказал?! Я сказала, впадая в смирение…
Наша лучшая фотография, снимающая все сомнения… Трехнефная базилика собора Санта-Мария-дель-Мар с полукруглой просветной апсидой — уникальное сооружение, что с помощью простых и строгих средств передает ощущение величия, которому любой собор в мире может позавидовать.
Посещение этой церкви дает великолепный опыт созерцания многочисленных колонн, которые, кажется, хотят прикоснуться к Небу, создавая магические световые и визуальные эффекты
Картины, барочный алтарь и большая часть реликвий были уничтожены пожаром в 1936 году…
Нет, пожалуй, не буду сейчас об этом говорить, потому что тема исчерпана. Можно выходить из храма…
Стоит задать последний вопрос… Посетив храм, мы приблизились к постижению произведений Антонио Гауди? Отвечаю…
Да, пожалуй, мы сделали три шага к намеченной главной цели. Мы увидели, что свобода творчества — исконное свойство каталонской архитектуры. Мы увидели, как Свет и Цвет определяют структуру храма. Мы увидели, как гора Монтжуик в прямом смысле, непосредственно стала храмом…
Где-то далеко
Над линией горизонта,
Статуя наблюдает за морем.
С высоты гор.
Для странника
Она звезда, вода и соль,
О них от зари до зари ей поют
Крестьяне:
Напои дождевой водой наши сады,
Дева Мария,
Помоги нашим лодкам вернуться домой
И услышь нашу смиренную молитву,
Пошли нам хлеба и лилий,
Дева Мария,
Огради нас от бед
Твоим благословением.
Ее взгляд озаряется светом
После каждой молитвы,
А из уст в уста
Передается легенда о
Святой Деве, которая утоляет жажду
Пшеничных полей
И отводит от их рыбацких сетей
Ненастья.
Вводные альбомы по Барселоне, полюбившейся нам
как Мир фантазий, что близок сердцам и далек,
как видение, в реальности невозможное…
1 альбом намерений: ЛЕТИМ В БАРСЕЛОНУ — СТОЛИЦУ КАТАЛОНИИhttps://vk.com/album56430733_190488655
2 альбом с первыми впечатлениями о Каталонской столице: БАРСЕЛОНА — ВВЕДЕНИЕhttps://vk.com/album-12948890_192166985
3 альбом-уточнение: БАРСЕЛОНА В ЦВЕТАХ В МАРТЕ ХОЛОДНОМhttps://vk.com/album56430733_192808100
Первая часть: ПЕРВЫЕ ШАГИ, ВЕДУЩИЕ К ГАУДИ…
4 альбом: БАРСЕЛОНА — ШЕДЕВР ГОТИКИ В ГОТИЧЕСКОМ КВАРТАЛЕhttps://vk.com/album-12948890_192444875…