Помню, мы прошли из Вестибюля на мост, остановились у ограждения, и глухим от напряжения голосом я сказала: «Марина, работать». Причина взрыва чувств — неожиданная красота увиденной во всей подлинности КОНСТРУКТИВНОЙ ПРАВДЫ.
Нет декора, выявлено то, что прячется под ним,
и превращено в художественный объект созерцания.
БУДТО С ВАМИ ГОВОРИТ КТО-ТО НА ЯЗЫКЕ
КОГДА-ТО ИЗВЕСТНЫХ, НЫНЕ УТРАЧЕННЫХ
БОЖЕСТВЕННЫХ ИСТИН…
Или это — не кресты, а звезды в небе простых Истин?Каждый сам себе дает ответ
сообразно тому, что видит…
Что отличает декоративную решетку?
Изысканность предельной Простоты?
Или Простота, становящаяся Силой?
Это — простой световой двор с тщательно разработанной утилитарной функцией? Видны желоба в полу и отверстие в центре двора для слива воды после уборки… Они дают однозначный ответ на вопрос об утилитаризме. Стены с различной прорисовкой проемов однозначность ответа снимают.
Эта — Гауди, мыслящий двуединствами:
здесь художественно- конструктивными…
Утилитарные детали скрылись в глубине двора, погруженной в тень. Стены с проемами стали главными.
Соотношение проемов и гладких поверхностей стен становится столь выразительным, что двор-колодец начинает напряженно звучать, подобно древним руинам, не порывая связей со своим временем…
Иначе и не может быть, ибо все, что рисует Гауди, обретает загадочность, какую-то мистичность.
Особенно, если он оперирует простыми формами…
Вот он — еще один пример работы с простыми формами, в котором гладкие стены столь же выразительны, как и проемы в них, потому что композиционно едины.
Думаю, все это чувствуют, просто не переводят в слова.
Пандус пологий, широкий, плавно спускающийся в подвальный (цокольный) этаж, где размещены Дворцовые конюшни. Мы прошли по пандусу, заинтригованные тем, что нас ожидает впереди — в скрытой за поворотом перспективе…
В подвале находились стойла для лошадей, хранилась упряжь, а также солома, дрова и уголь. Кроме того, здесь располагалась комната конюха.
По-видимому, красота этих конструктивных элементов заключается в исключительном методе проектирования Параболических арок. Гауди не строит эпюр (чертежей, составленных из двух или более связанных между собой ортогональных проекций геометрической фигуры). Гауди действует экспериментально: определяет абрис арки с помощью цепей, закрепленных на заданных расстояниях и опускаемых на заданную глубину.
Согласитесь, чрево бывших конюшен манит своей таинственностью. Сейчас мы войдем и воображаемое обретет явь. Какую?
Подвальное помещение выглядит очень древним и напоминает лабиринт. Оно перекрыто уплощенными сводами, поддерживаемыми мощными столбами диаметром до 1,4 м с грибовидными и пирамидальными капителями — то круглыми, то квадратными в сечении.
Эти массивные опоры — единственные колонны в доме, выполненные не из известняка, а из простого необлицованного кирпича. Подвал дворца Гуэля — одно из немногих спроектированных Гауди помещений, которые архитектор решил оставить с оголенными стенами.
Эти опоры — древние существа, оживленные навечно
воображением великого фантаста — архитектора Гауди.
Чтобы не допустить распространения неприятных запахов конюшни по всему дому, Гауди разработал для проветривания подвала систему вентиляционных шахт, которые, рождаясь в отверстиях кирпичных сводов подвала, вертикально пронизывают весь дом, как мощные стержни, поднимаясь над его кровлей и там, на террасе, смешиваясь с многочисленными печными трубами.
Исключительный по красоте своей лабиринт — подвальное помещение Дворца Гуэля. использовалось во время Гражданской войны в Испании как камера пыток…
Мысленно поднимаемся по крутому спиральному пандусу во Дворец Мрачное впечатление от поруганной красоты ползет вслед за нами…