Мне нравятся старые фотографии: в них интерьеры обжитые. Стоит Гаудианская мебель в ретроспективном стиле. Включены двухрожковые светильники на портале. Все готово к приходу хозяев, что наполнят интерьеры своими голосами. Когда мебель и ковры исчезнут, в интерьерах поселятся пустота и холод. На преодоление коих, хотим мы того или нет, нам придется тратить усилия.
Здесь тоже включены светильники двухрожковые. Мебель стоит Гаудианская, по царски изгибая подлокотники. На стене — не картина, то окно, раскрывающее вид на приватные апартаменты Дворца. Мебель пространства не загромождает: оно течет, из зала в зал перетекает.
Сведения из путеводителя… «Гауди спрятал домашнюю часовню за двумя гигантскими деревянными дверьми с инкрустацией, которые придавали ей вид огромного гардероба. Неглубокая молельня, к сожалению, была разрушена во время гражданской войны. Часовня является олицетворением моральной чистоты и благочестия. Гауди поставил с ног на голову функцию арабского хаммама (бани), где халиф мог незаметно подсматривать за своим гаремом. Здесь наблюдатель вместо наложниц видел богослужение». То же омовение, очищение, только души.
В Зале очень темно — первое, что говорят посетители. Путеводители на это отвечают, что так и должно быть, исходя из исторических параллелей… «Здесь колонны напоминают о короле Педро Жестоком, резные деревянные потолки выполнены в стиле, который любили Изабелла и Фердинанд, а мрачная атмосфера, создаваемая серым гаррафским мрамором, вызывает ассоциации с суровым Эскориалом Филиппа II».
Для меня эти ссылки бездейственны — неведомы мне архитектурные пристрастия указанных королей. В то же время очень хочется понять замысел Гауди. Что делать? Прибегнуть, как и раньше, к Геометрии…
Мы так давно вместе… Я знаю, что она испытывает «непрерывное эстетическое наслаждение», позволяя мне переводить видимое в слова — интерпретации смыслов, прячущихся в художественных образах.
Гауди не переводим: Он работает с Архитектурной формой и Пространством, как сам Господь,
творящий на высшем уровне совершенства.
Что делать мне в таком случае? Что и раньше…
Приступить к геометрическим построениям…
Исследователи творчества Гауди считают, что центральная часть особняка Гуэль с трехэтажной гостиной отражала желание Гауди «УПРАВЛЯТЬ И ОВЛАДЕВАТЬ ПРОСТРАНСТВОМ».
Следует, с моей точки зрения, с этим утверждением согласиться, а потому решительно проводим умозрительно ВЕРТИКАЛЬНУЮ ОСЬ, исходящую из центра купола и останавливающуюся в центре четвероугольника, коим является Салон на всех уровнях, начиная с бельэтажа.
В самой высокой точке купола — световой (зенитный) фонарь, пропускающий в трехсветный зал поток естественного освещения. На каждой грани четвероугольника — по два однорожковых светильника. Всего их 8. Соотнесенность точек света создает ощущение, что ПРОСТРАНСТВО ЗАЛА ВРАЩАЕТСЯ. Находясь в Зале, я ощутила это движение во всей его достоверности…
Нет, металлические кованые гирлянды по углам не останавливают движения Пространства. Они так напряжены — вибрируют, что, виделось мне, включают в движение и Купол, парящий на парусах.
Это ХРАМ?
Точнее — КОСМОГОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРА.
Фотографы, снимая картины, стараются избежать отражений в стекле. В данном случае эти отражения на пользу. Они показывают, что находящееся Там и Здесь пространственно нераздельны. Пространство даже не перетекает из одного Зала в другой. Оно по-разному моделируется Архитектурной формой, но не теряет целостности, заданной Творцом и Геометрией.
Опять окно? Зачем оно? В самом высоком смысле, думаю я, — чтобы пропустить через здание ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ ОСЬ, связав между собой СЕВЕР и ЮГ, и подчеркнуть тем самым КОСМОГОНИЧЕСКИЕ ИСТОКИ пространственной организации целого.
Молельня, утратившая алтарь, расположена в шкафу с огромными дверными створками. Все вызолочено. На створках — изображения Двенадцати апостолов. В Центральном салоне на уровне бельэтажа картин много. Но сейчас речь не о них. Молельня расположена на западной стороне четвероугольника, как и положено.
Стены нет — есть подъем наверх, что задает направление пространственного движения. Мистика?! Если видеть Центральный салон в целом, это движение — реальность.
Смотрим наверх и видим…
Смотрим наверх и видим, как медленно и величественно Пространство обходит Вертикальную ось по-спирали. Такой — спиралевидной — задана траектория его движения в начале пути, где на уровне бельэтажа есть наклонный подъем на антресоль. Пространство поднимается на три ступени: бельэтаж, второй этаж и открытая галерея под куполом, за ограждение которой можно зацепиться и остановиться, зависнув наверху.
ТАКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ — ОТ ЗЕМЛИ К НЕБУ —
ПОДОБНО ОЧИЩЕНИЮ И ДУХА, И ДУШИ.
ТАКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ПОДОБНО ВОЗРОЖДЕНИЮ
САМЫХ ВЫСОКИХ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ.
Опускаемся с Неба на Землю. Точнее — на уровень бельэтажа, где попытаемся понять, есть ли подтверждения идее ВОСХОЖДЕНИЯ — ВОЗРОЖДЕНИЯ, или идея эта — чистого разума игра.
Эусебио Гуэль был сыном человека, выбившегося из низов и ставшего представителем новой городской элиты. Его отец сколотил состояние за счет работорговли на Кубе и стал одним из богатейших промышленников Барселоны. Когда Гауди разрабатывал для Гуэля фамильный герб, на нем появился неожиданно откровенный девиз: «Abir Pastor Avui Senyor» — «Вчера пастух, сегодня господин».
Это ли не прямое свидетельство актуальности
идеи ВОСХОЖДЕНИЯ-ВОЗРОЖДЕНИЯ
реальной для семейной традиции Гуэлей?!
Эусеби Гуэль, изучавший право и экономику в Барселоне, Франции и Англии, успешно продолжил предпринимательскую деятельность, участвуя в индустриализации родного региона конца XIX века и конкретно в развитии текстильной отрасли.
Гауди питал к Гуэлю безграничное уважение. Он называл его истинным аристократом, человеком необыкновенной чувствительности и превосходных манер, новым Медичи. Гауди нравилось отношение Гуэля к деньгам: «Гуэль — джентльмен, человек, у которого есть деньги, который не хвастается и умело распоряжается ими, другими словами, senyor».
Вот такое — по сути мгновенное — ВОСХОЖДЕНИЕ,
что является ВОЗРОЖДЕНИЕМ самых высоких
нравственных начал…
Прервемся, позволив себе предаться чисто эстетическому наслаждению…
Елизавета Венгерская, Елизавета Тюрингская (1207 — 1231) — принцесса из венгерской династии Арпадов, дочь венгерского короля Андраша II, ландграфиня Тюрингии, католическая святая, францисканская терциарка.
В 1223 году францисканские монахи познакомили Елизавету с идеалами бедности и милосердия, проповедуемыми их орденом. Францисканство произвело на Елизавету сильное впечатление, и она решила жить в соответствии с его духом, помогая бедным и нищим. Всё свободное время Елизавета отдавала служению обездоленным. В молитвенных образах она изображается в окружении нищих и калек, ожидающих излечения.
Терциарка — женщина, приносящая обеты, но, живя духовной жизнью ордена, остающаяся в миру. Орден св. Франциска Ассизского.- нищенствующий…
Как в такой-то роскоши исповедовать идею нищенства? Значит, в семье Гуэлей эти две крайности как-то увязывались, ведь Святая Елизавета Венгерская была небесной покровительницей Изабеллы Гуэль и ее старшей дочери. И они не хвалились своим богатством, и они стремились к совершенству…
Хайме Лусиано Антонио Ба́льмес-и-Урпи́я (1810 — 1848) — католический священник, испанский философ, богослов, социолог, политик и апологет. Пий XII называл его «князем современной апологетики». Умер от туберкулеза в Барселоне.
Бальмес разрабатывал «основы критериев достоверности, указывая на наличие трёх источников: сознания, очевидности и здравого смысла или умственной интуиции. При их помощи, утверждал он, чувства обретают объективность, позволяя делать предположения о действительном существовании внешнего мира». Без сознания, умственной интуиции чувства остаются субъективными, например — «простым наслаждением», дополняю я, беспокоясь о том, верны ли интерпретации видимого, которые я строю.
Угловые настенные панно располагаются под навесами, как иконы. Можно предположить, что в этих панно содержатся какие-то краеугольные утверждения….
Бытовая сцена в солнечном мажоре утверждает ценность РАДОСТИ ЖИЗНИ ЗЕМНОЙ.
Бытовая сцена в сумеречном миноре утверждает ценность ПРОТИВОСТОЯНИЯ НЕВЗГОДАМ.
Изображение Святой — ценность ЩЕДРОЙ ДУШИ.
Философа — ценность СВОБОДНОЙ МЫСЛИ
Так или иначе, но в геометрически правильном мире что-то «краеугольное» в 4 угловых панно должно быть высказано…
Еще до окончания строительства Дворец посетили королева-регентша Мария-Кристина, инфанта Мария Эулалия де Бурбон и Антонио Орлеанский..
Это было торжество Гаудианского творения — пространственной МЕТАФОРЫ ВОЗВЫШЕНИЯ, состоявшегося в духовном, социальном, экономическом восхождении семьи Гуэлей..
В конце XIX и начале XX века особняк был личной резиденцией семьи Гуэля. Дом служил главным образом для проведения выставок, концертов, литературных и художественных вечеров и прочих общественных мероприятий. Также здесь хранились многочисленные предметы из художественных коллекций и заморских путешествий Гуэля
В 1906 году Гуэль переехал в дом Каса Ларрард в парке Гуэль, где и жил до своей смерти. Барселонский дворец унаследовали его сыновья, а затем дочь Мерсе.
Дворец принадлежал семье Мерсе до 1936 года, когда был конфискован. В годы Гражданской войны здесь располагался комиссариат.
В 1944 году дворец Гуэля пытался купить американский миллионер, захотевший разобрать шедевр Гауди и перевезти его «по камушку» в свою страну, но, к счастью, в итоге особняк в мае 1945 года приобрел провинциальный совет Барселоны, являющийся владельцем здания и поныне.
Дочь и наследница первого владельца особняка, Мерсе Гуэль согласилась уступить дворец правительству при выполнении трех условий…. Во-первых, попросила пожизненную пенсию. Во-вторых, потребовала, чтобы здание не подвергалось искажениям и разрушениям; чтобы оно служило культурным или художественным целям. В-третьих, чтобы оно увековечивало память своего создателя, Гауди, и его заказчика, первого графа Гуэля.
Согласитесь, государство условия выполняет…
Слышите МУЗЫКУ ПОБЕДЫ, что звучит на Небесах?
Победы над Временем, Пространством и над собой.
На самом деле, это одна из великих декоративных находок Гауди в технике «тренкадис» — «ломаной» мозаики, составленной из фрагментов керамики (посуды, изразцов) и стекла. Исследователи творчества архитектора соглашаются, «что необходимо учитывать влияние trencadis Гауди на молодого Пикассо», который в годы своего формирования как художника наслаждался необычным видом расположенного на противоположной стороне улицы особняка Гуэль».
Это ли не воздействие на Время?
Важным элементом Центрального салона являлся орган, расположенный на западной стороне верхнего яруса. Гауди при проектировании дворца Гуэль заказал изготовление инструмента баскскому органному мастеру Акилино Амесуа. Инструмент был создан для старшей дочери Гуэля в 1890-92 годах. Гауди удалось великолепно встроить орган в интерьер дворца, добившись выдающейся гармонии между музыкой и архитектурой. Гауди расположил орган таким образом, что трубы, через которые выходит воздух, находились двумя этажами выше, и в итоге достигался замечательный акустический эффект.
Представляете, как они сливались —
живое, восходящее, парящее Пространство
и Музыка, какую могут создавать лишь Небеса…
Купол имеет множество маленьких круглых отверстий, отчего создается впечатление, что над залом парит небосвод с мерцающими звездами. На самом деле, это — гениальное решение проблемы освещения главной гостиной: свет проходит через отверстия в куполе и рассеивается по всему помещению.
Одна из необычных особенностей купола заключается в том, что он опирается на четырехугольник из скрепленных болтами чугунных балок, изготовленных на судоремонтном заводе. Это наглядно демонстрирует, что даже здесь, среди мистических пространственных откровений, Гауди внедрял практичные и новаторские конструкции.
На уровень открытой галереи я не поднималась. Смотрю на фотографии Марины Бреслав и думаю: самые красивые ракурсы Дворца я не увидеа… И все потому что вместе с Пространством не летаю!