Дворец Гуэля: Бал под небом Барселоны

Мансарда. Жилой этаж для прислуги. Когда то состоял из 11 комнат, кухни и прачечной. Потолок - из череды узких сводов на стальных балках. В двух последующих домах Гауди (Каса Бальо и Каса Мила) мансарды будут перекрываться параболическими сводами.
Мансарда. Жилой этаж для прислуги. Когда то состоял из 11 комнат, кухни и прачечной. Потолок — из череды узких сводов на стальных балках. В двух последующих домах Гауди (Каса Бальо и Каса Мила) мансарды будут перекрываться параболическими сводами.
Сейчас в мансардном этаже устроен выставочный зал, минуя который посетители Дворца поднимаются на крышу по лестнице с перевитыми жгутом перилами.
Сейчас в мансардном этаже устроен выставочный зал, минуя который посетители Дворца поднимаются на крышу по лестнице с перевитыми жгутом перилами.
Крыша четырехуровневая. За металлической решеткой - хозяйственная зона (для сушки белья). Четыре конусообразные фигуры - декоративны: завершают башни северного фасада. Остальные 16 - дымоходы и вентиляционные трубы. В центре - конусообразный шпиль.
Крыша четырехуровневая. За металлической решеткой — хозяйственная зона (для сушки белья). Четыре конусообразные фигуры — декоративны: завершают башни северного фасада. Остальные 16 — дымоходы и вентиляционные трубы.
В центре — конусообразный шпиль.
Три из четырех конусообразных фигур, отбивающих башенный ритм на уличном фасаде. За ними - конусообразный шпиль с флюгером и громоотводом. Шпиль воздвигнут над куполом Центрального зала, защищает от дождя и наполняет светом его звездчатые отверстия..
Три из четырех конусообразных фигур, отбивающих башенный ритм на уличном фасаде. За ними — конусообразный шпиль с флюгером и громоотводом. Шпиль воздвигнут над куполом Центрального зала, защищает от дождя и наполняет светом его звездчатые отверстия..
Высота шпиля - 16 метров. От земли он поднимается ввысь на высоту более 36 метров. Облицован боем из песчаника. Состоит из трех уровней. В верхнем идут по спирали вентиляционные отверстия под козырьками. В среднем уровне - параболические окна.
Высота шпиля — 16 метров.
От земли он поднимается ввысь на высоту более 36 метров.
Облицован боем из песчаника. Состоит из трех уровней.
В верхнем идут по спирали вентиляционные отверстия под козырьками. В среднем уровне — параболические окна.
В нижнем уровне шпиля устроены небольшие параболические арки, что идут в шахматном порядке, скрывая тоже небольшие оконца для нагнетания света в купол Центрального зала.
В нижнем уровне шпиля устроены небольшие параболические арки, что идут в шахматном порядке, скрывая тоже небольшие оконца для нагнетания света в купол Центрального зала.
Есть на крыше еще одна башенка - парафраз куполу и по форме, и по облицовке битым песчаником. Многие башенки ничем не облицованы, оставлены в кирпиче - материале, из коего сложены. Ничего не могу с собой поделать - смотрю на флюгер, ужасаясь...
Есть на крыше еще одна башенка — парафраз куполу и по форме,
и по облицовке битым песчаником. Многие башенки ничем не облицованы, оставлены в кирпиче — материале, из коего сложены.
Ничего не могу с собой поделать — смотрю на флюгер, ужасаясь…
Флюгер Купола на Двлоцовой крыше - летучая мышь!!! Мышь, в символическом смысле, - полный негатив...
Флюгер Купола на Двлоцовой крыше — летучая мышь!!!
Мышь, в символическом смысле, — полный негатив…

То — маленькие крылатые монстры-кровососы, враги солнечного света, гнездящиеся под темными сводами глубоких таинственных пещер или в давно покинутых людьми полуразрушенных строений. Они всегда внушали человеку чувство суеверного страха.

Летучая мышь — символ ночи, ночного кошмара и смерти, образ «живого мертвеца» — вампира, чей черный плащ, раздуваемый ветром, ассоциируется с ее перепончатыми крыльями.

А здесь - громоотвод в виде Креста и золотой солнечной сферы, испускающей лучи света, и... Летучая мышь, что мечется, издавая свист, возвещающий о Конце Света...
А здесь — громоотвод в виде Креста и золотой солнечной сферы,
испускающей лучи света, и… Летучая мышь, что мечется,
издавая свист, возвещающий о Конце Света…
Что это - Гауди посмеялся над Гуэлем? Такого не может быть, они дружили до последних дней жизни хозяина особняка. Значит, в этой мыши какой-то особый смысл...
Что это — Гауди посмеялся над Гуэлем? Такого не может быть,
они дружили до последних дней жизни хозяина особняка.
Значит, в этой мыши какой-то особый смысл…

Нам выдали при входе аудио-гиды на русском языке, чистом. Я какое-то время слушала, потом выключила: смотреть на нечто фантастическое и слушать фактологические пояснения невозможно — сбивается впечатление. В случае с летучей мышью я за свое высокомерие расплатилась…

Молниеотвод с Крестом и Солнцем и флюгер в виде летучей мыши, что увенчивают шпиль над куполом Центрального зала Дворца. Золотой шар с лучами-шипами - роза ветров и символ Солнца. Темный диск, за который уцепилась мышь, символ Луны. И еще...
Молниеотвод с Крестом и Солнцем и флюгер в виде летучей мыши, что увенчивают шпиль над куполом Центрального зала Дворца.
Золотой шар с лучами-шипами — роза ветров и символ Солнца. Темный диск, за который уцепилась мышь, символ Луны. И еще…

Летучая мышь является символом Хайме I Завоевателя, который в XIII веке покорил Валенсию и Балеарские острова и добился значительного расширения владений арагонского королевского дома на Средиземноморье. Согласно легенде, на Майорке короля спасла летучая мышь: она разбудила его во время ночного наступления мавров. По другой версии, летучая мышь на гербе Хайме I появилась как знак благодарности суфистам, которые помогли ему завоевать Майорку, используя летучую мышь как сигнал для атаки.

Вот, как все хорошо, как все мило…

Башенки в хозяйственной зоне Дворцовой крыши, выполненные из обожженного кирпича, но, посмотрите, они все разные... Почему? Они - архитектурная скульптура.
Башенки в хозяйственной зоне Дворцовой крыши,
выполненные из обожженного кирпича, но, посмотрите,
они все разные… Почему? Они — архитектурная скульптура.
Башенка на переднем плане облицована колотой керамической плиткой. Здесь Гауди впервые использовал технику ТРЕНКАДИС, ставшую характерной чертой каталонского модерна. В дальнейшем использование этой техники стало для Гауди типичным.
Башенка на переднем плане облицована колотой керамической плиткой. Здесь Гауди впервые использовал технику ТРЕНКАДИС, ставшую характерной чертой каталонского модерна. В дальнейшем использование этой техники стало для Гауди типичным.
Это - первый дом Гауди с "волшебным садом" на крыше. После Дворца Гуэль он постоянно начнет превращать обычные дымовые трубы в причудливые башенки, "наряженные" как на бал.
Это — первый дом Гауди с «волшебным садом» на крыше.
После Дворца Гуэль он постоянно начнет превращать обычные дымовые трубы в причудливые башенки, «наряженные» как на бал.
Бальные наряды причудливых башенок на крыше Дворца Гуэль. Обратите внимание на среднюю башенку... Ее наряд строг по цвету. На головном уборе повязана веревка. И ящерка... По дорожке темно серой бежит ящерка. Символ чего?!
Бальные наряды причудливых башенок на крыше Дворца Гуэль.
Обратите внимание на среднюю башенку… Ее наряд строг по цвету.
На головном уборе повязана веревка. И ящерка…
По дорожке темно серой бежит ящерка. Символ чего?!
У северных народов ящерица, как необычное существо, обретает роль «страшного божества, глотающего солнце» или просто приспешницы дьявола. Ящерицы - прообразы драконов, иногда им приписывали все, что связанно со змеями, реже – с крокодилами...
У северных народов ящерица, как необычное существо, обретает роль «страшного божества, глотающего солнце» или просто приспешницы дьявола. Ящерицы — прообразы драконов, иногда им приписывали все, что связанно со змеями, реже – с крокодилами…

Что это за ящерица?! Всем известно, что, если ящерице отрубить хвост, он вырастет снова. Но многие древние народы считали, что любая часть тела ящерицы (голова, лапы, туловище) также может отрасти. Именно поэтому изображению ящерицы придавалось большое символическое значение. Ящерица — это способность к самовосстановлению. Человек, обладающий таким талисманом, для гармонии с окружающим миром прежде всего ищет и находит гармонию с самим собой, силу для борьбы в самом себе.

Многоцветная ящерица Гауди, еще чуть-чуть,
и станет символом Барселоны. Подождем…

Бал продолжается, господа. Нужно всем чудесным башенкам показать свои наряды, скроенные по моде ТРЕНКАДИС. Сведений, как возникла эта мода, я не нашла. Хорошо было бы, если бы помог Парк Гуэль. Подождем немного...
Бал продолжается, господа. Нужно всем чудесным башенкам
показать свои наряды, скроенные по моде ТРЕНКАДИС.
Сведений, как возникла эта мода, я не нашла. Хорошо было бы, если бы помог Парк Гуэль. Подождем немного…
Дизайн каждой трубы на крыше Дворца Гуэля уникален. Это настоящий лес из причудливых деревьев разных цветов и форм. Одна труба, например, абсолютно белая с небольшим зелёным клеймом лиможского мастера. Согласно легенде, у Эусебио Гуэля был чудесный обеденный сервиз из Лиможа, но со временем он ему надоел, и дон Гуэль отдал сервиз Гауди для облицовки последней печной трубы на крыше своей новой резиденции в Барселоне.
Бал продолжается, господа. Нужно всем чудесным башенкам показать свои наряды, скроенные по моде ТРЕНКАДИС.
Бал продолжается, господа. Нужно всем чудесным башенкам
показать свои наряды, скроенные по моде ТРЕНКАДИС.
Облицовка труб была восстановлена в начале 1990-х годов в точно таком же стиле, что и прежде, хотя и не в точном соответствии с дизайном Гауди. В работе участвовало несколько оригинальных современных художников. Утерянные осколки были заменены фрагментами старинной посуды аналогичного качества, хотя не обошлось и без примет современности. Например, на облицованной белым фаянсом трубе можно, если присмотреться, обнаружить изображение собачки Коби — талисмана проходивших в Барселоне Олимпийских игр 1992 года. Тем не менее, ощущение уникальности и подлинности работы Гауди сохраняется.

Техника ТРЕНКАДИС во всей своей красе...
Техника ТРЕНКАДИС во всей своей красе…
Пока мы разглядывали наряды чудо-башенок, бал продолжался. Я знаю, что за музыка звучала - та, что предвещала появление Парка Гуэля, а за ним - искупительного храма Саграда Фамилия...
Пока мы разглядывали наряды чудо-башенок, бал продолжался.
Я знаю, что за музыка звучала — та, что предвещала появление
Парка Гуэля, а за ним — искупительного храма Саграда Фамилия…

К работе над Саградой Гауди был привлечен в 1883 году, то есть на два года раньше, чем он начал проектировать Дворец. Позднее он перестроил Каса Бальо — в 1904—1906 годах. Еще позже создал Каса Мила в 1906-1910 годах. После этого Гауди перестал строить дома, все время посвятив Саграде — то есть оставшихся 16 лет жизни.

На домах он проверял силу
АРХИТЕКТУРНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ,
им исповедуемых? Да, пожалуй…

Вид на Барселону с крыши Дворца Гуэля.
Вид на Барселону с крыши Дворца Гуэля.

Что дал Дворец Гуэль?

Возможность провозгласить декларацию: «ДЕКОРАТИВНОСТЬ — НАЧАЛО АРХИТЕКТУРЫ». Творческий почерк Гауди с годами становится совершенно неповторим. Архитектура его столь же далекой от общепринятой, как геометрия Лобачевского — от классической Евклидовой.

И еще… Архитектура, чтобы стать содержательной, должна опираться на МИФОЛОГИЮ, РЕЛИГИЮ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРОУСТРОЙСТВЕ. Без сюжета она перестает быть Архитектурой.

Вид на Барселону с крыши Дворца Гуэля.
Вид на Барселону с крыши Дворца Гуэля.

Что дала Каса Бальо?

Опыт игры в «ЗОЛОТЫЕ СПИРАЛИ», ЧТО ПОЗВОЛЯЮТ КОСНУТЬСЯ ОСНОВ ГАРМОНИЧНОГО БЫТИЯ. Гауди утверждал: «Величайшее свойство произведения искусства — Гармония, которая в пластических искусствах рождается из Света. Свет создаёт рельеф и украшает его. Архитектура — это упорядочение Света с помощью Гармонии».

Вид на Барселону с крыши Дворца Гуэля.
Вид на Барселону с крыши Дворца Гуэля.

Что дала Каса Мила?

Убеждение, что ПРИРОДНЫЕ ФОРМЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГЛАВНЫМ ИСТОЧНИКОМ АРХИТЕКТУРНЫХ ФАНТАЗИЙ при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач. Гауди считал, что прямая линия — порождение человека, а круг — порождение Бога. Гауди объявил войну прямой линии и навсегда переселился в мир кривых поверхностей, сформировав собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Техника ТРЕНКАДИС в детальном рассмотрении... Работа над Саградой Фамилия требовала от Гауди понять то, что мог дать проектный эксперимент по возведению Парка Гуэль. Значит, мы должны сделать еще шаг перед Величайшим Храмом.
Техника ТРЕНКАДИС в детальном рассмотрении…
Работа над Саградой Фамилия требовала от Гауди понять то,
что мог дать проектный эксперимент по возведению Парка Гуэль.
Значит, мы должны сделать еще шаг перед Величайшим Храмом.

 

<—Дворец Гуэля: Жилые апартаменты семьи.

Парк Гуэля: На границе двух миров…—>

Leave a Reply