То — маленькие крылатые монстры-кровососы, враги солнечного света, гнездящиеся под темными сводами глубоких таинственных пещер или в давно покинутых людьми полуразрушенных строений. Они всегда внушали человеку чувство суеверного страха.
Летучая мышь — символ ночи, ночного кошмара и смерти, образ «живого мертвеца» — вампира, чей черный плащ, раздуваемый ветром, ассоциируется с ее перепончатыми крыльями.
Нам выдали при входе аудио-гиды на русском языке, чистом. Я какое-то время слушала, потом выключила: смотреть на нечто фантастическое и слушать фактологические пояснения невозможно — сбивается впечатление. В случае с летучей мышью я за свое высокомерие расплатилась…
Летучая мышь является символом Хайме I Завоевателя, который в XIII веке покорил Валенсию и Балеарские острова и добился значительного расширения владений арагонского королевского дома на Средиземноморье. Согласно легенде, на Майорке короля спасла летучая мышь: она разбудила его во время ночного наступления мавров. По другой версии, летучая мышь на гербе Хайме I появилась как знак благодарности суфистам, которые помогли ему завоевать Майорку, используя летучую мышь как сигнал для атаки.
Вот, как все хорошо, как все мило…
Что это за ящерица?! Всем известно, что, если ящерице отрубить хвост, он вырастет снова. Но многие древние народы считали, что любая часть тела ящерицы (голова, лапы, туловище) также может отрасти. Именно поэтому изображению ящерицы придавалось большое символическое значение. Ящерица — это способность к самовосстановлению. Человек, обладающий таким талисманом, для гармонии с окружающим миром прежде всего ищет и находит гармонию с самим собой, силу для борьбы в самом себе.
Многоцветная ящерица Гауди, еще чуть-чуть,
и станет символом Барселоны. Подождем…
Дизайн каждой трубы на крыше Дворца Гуэля уникален. Это настоящий лес из причудливых деревьев разных цветов и форм. Одна труба, например, абсолютно белая с небольшим зелёным клеймом лиможского мастера. Согласно легенде, у Эусебио Гуэля был чудесный обеденный сервиз из Лиможа, но со временем он ему надоел, и дон Гуэль отдал сервиз Гауди для облицовки последней печной трубы на крыше своей новой резиденции в Барселоне.
Облицовка труб была восстановлена в начале 1990-х годов в точно таком же стиле, что и прежде, хотя и не в точном соответствии с дизайном Гауди. В работе участвовало несколько оригинальных современных художников. Утерянные осколки были заменены фрагментами старинной посуды аналогичного качества, хотя не обошлось и без примет современности. Например, на облицованной белым фаянсом трубе можно, если присмотреться, обнаружить изображение собачки Коби — талисмана проходивших в Барселоне Олимпийских игр 1992 года. Тем не менее, ощущение уникальности и подлинности работы Гауди сохраняется.
К работе над Саградой Гауди был привлечен в 1883 году, то есть на два года раньше, чем он начал проектировать Дворец. Позднее он перестроил Каса Бальо — в 1904—1906 годах. Еще позже создал Каса Мила в 1906-1910 годах. После этого Гауди перестал строить дома, все время посвятив Саграде — то есть оставшихся 16 лет жизни.
На домах он проверял силу
АРХИТЕКТУРНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ,
им исповедуемых? Да, пожалуй…
Что дал Дворец Гуэль?
Возможность провозгласить декларацию: «ДЕКОРАТИВНОСТЬ — НАЧАЛО АРХИТЕКТУРЫ». Творческий почерк Гауди с годами становится совершенно неповторим. Архитектура его столь же далекой от общепринятой, как геометрия Лобачевского — от классической Евклидовой.
И еще… Архитектура, чтобы стать содержательной, должна опираться на МИФОЛОГИЮ, РЕЛИГИЮ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРОУСТРОЙСТВЕ. Без сюжета она перестает быть Архитектурой.
Что дала Каса Бальо?
Опыт игры в «ЗОЛОТЫЕ СПИРАЛИ», ЧТО ПОЗВОЛЯЮТ КОСНУТЬСЯ ОСНОВ ГАРМОНИЧНОГО БЫТИЯ. Гауди утверждал: «Величайшее свойство произведения искусства — Гармония, которая в пластических искусствах рождается из Света. Свет создаёт рельеф и украшает его. Архитектура — это упорядочение Света с помощью Гармонии».
Что дала Каса Мила?
Убеждение, что ПРИРОДНЫЕ ФОРМЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГЛАВНЫМ ИСТОЧНИКОМ АРХИТЕКТУРНЫХ ФАНТАЗИЙ при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач. Гауди считал, что прямая линия — порождение человека, а круг — порождение Бога. Гауди объявил войну прямой линии и навсегда переселился в мир кривых поверхностей, сформировав собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.