Гуэль надеялся сделать из малопривлекательного места со скудной растительностью, парковую зону элитной застройки — престижное место проживания состоятельных горожан. Несмотря на то, что Парк Гуэль с финансовой точки зрения оказался полным провалом организаторов проекта, для человечества его создание явилось бесценным приобретением.
Если, гуляя по Барселоне, вы услышите противные птичьи крики, то поднимите голову вверх и вы увидите, что с пальмы на пальму перелетают стайки попугаев.
Эти попугаи, с красивым зеленым оперением и серым брюшком, по-испански называются cotorra. Также которрами называют сварливых женщин, которые говорят и много, и противным голосом.
Попугаи были завезены из Аргентины где-то в пятидесятых годах XIX века для контроля над голубями. Многие семьи ловили этих птиц, так как не могли себе позволить покупать дорогих попугаев в магазинах.\Но, оказалось, что эти дешевые попугаи агрессивны, злы, они кусались и клевались. И мерзко вопили. Вообщем, потом люди выпускали их на волю.
Что произошло с попугаями дальше? Прекрасный климат, пальмы, обилие пищи и их всеядность — финики, семечки пиний и кипарисов, фрукты, привели к тому, что зелёные попугаи в Барселоне живут совершенно свободно, вьют гнёзда в ветвях высоких пальм, и иногда спускаются вниз попить воды из лужи. также эти попугаи кормились с огородов Sarria и Horta. А самое главное – отсутствие другого вида, который бы их уничтожал и, таким образом, контролировал бы их численность.
Для того чтобы подчеркнуть средиземноморский характер местности, Гауди распорядился посадить пальмы, а деревья, мешающие во время работ, выкапывались с корнями, чтобы вновь быть высаженными на свое место позднее.
Более того, пальмы стали модулем,
что множился в архитектуре виадуков…
Постепенно неровная земля на Лысой горе
превращалась в чудесный город-сад,
полный цветов и пальм — живых и каменных…
Безудержная фантазия Гауди не признает стилевых канонов. Он создает свой стиль, свою архитектуру, в том числе ландшафтную. Идеи своих творений архитектор заимствует у природы, вдумчиво изучая формы, «которые позволяют деревьям и людям расти и оставаться в вертикальном положении».
Здесь пальмы и птичьи гнезда превращаются
в каменные опоры и различного рода своды,
что позволяют путникам, прогуливаясь,
созерцать красоту окружающего их мира.
Нереализованной осталась «социальная программа» Гуэля, но не та часть замысла, за которую отвечал Гауди. Он, напротив, превратил «зону отдыха» в высокохудожественный комплекс, в некое подобие СКУЛЬПТУРНОГО ЛАНДШАФТА, оперируя на сей раз не каменными глыбами, а уже целыми холмами в качестве исходного пластического материала.
Что это был за оформитель! Художник, наделенный безошибочным чутьем формы и цвета, живописец и скульптор одновременно!
В Европу агава завезена вскоре после открытия Америки (вместе с зелеными попугаями). Наиболее распространена Агава американская (Agave americana), культивируемая в Средиземноморье как декоративное растение. И есть за что…
Агава американская — кустовидное растение с укороченным стеблем и 20-30 крупными мясистыми листьями с колючим острием, собранными в прикорневую розетку. Листья длиной до 2 метров и шириной около 25 сантиметров имеют колючие зубчики по краям. Из розетки раз в жизни растения вырастает громадное метельчатое соцветие желтых цветков до 9 метров высотой. После этого растение отмирает, давая из основания новые побеги.
Всего в Парке три виадука: Нижний, Средний и Верхний, каждый из которых выполнен в своем стиле: Нижний («Музейный») — в готическом, Средний («виадук Прачки» и «виадук Дерева») — в стиле барокко, а Верхний («виадук Вазонов» или «виадук Влюбленных») — в романском. Хотя всё это деление довольно условно, так как везде преобладает грубоватая руиноподобная каменная отделка.
Последняя в ряду колонн — фигура «Прачки» во всей своей неколебимой статичности. Фигура стоит на пьедестале. На голове у нее — корзина с бельем, которую она поддерживает левой рукой, а правой рукой упирается в бок для сохранения равновесия.
Средний виадук называют виадук Альгарробо из-за старого рожкового дерева (альгарробо). Рожко́вое де́рево — растение семейства Бобовых. Издавна культивируется в Средиземноморье; местами одичало. Его семена со времён Древнего Рима используются как мера веса, поскольку отличаются постоянством массы
Несмотря на советы помощников, у Гауди не поднялась рука спилить его. До сих пор это столетнее корявое дерево корнями впивается в землю, не желая погибать. «Древнее чудовище» осталось на своем месте, придав галерее сказочность, фантастичность, какую-то особую одухотворенность…
А благодаря тому, что в туннелях прекрасная акустика, в каждом из них обязательно располагается гитарист или певец, а то и целый ансамбль. Так что во время отдыха слух путешественника будет услаждён звучанием совершенно разной музыки: как в концертном центре с разными залами – останется только выбрать на свой вкус. И это очень приятно.
Третий — Верхний — виадук очень сложен в объемно-пространственной композиции своей. Во-первых, он трехчастен по высоте: имеет три уровня. Первый уровень — подпорная конструкция. Второй — колонная прогулочная аллея. Третий — видовая открытая аллея. Кроме того, верхний виадук имеет сложную планировочную конфигурацию, позволяющую формировать не только аллеи, но и залы.
Узкие извилистые тропинки и широкие дороги на склоне горы, откуда открывается почти весь город, сходятся и вновь разбегаются, вьются серпантином между кустов дрока и агавы, мимо сосен с изломанными стволами и стройных пальм.
В этом чудо-парке камень оживает, а цветы, деревья, животные, напротив, застывают в причудливо сказочном образе. Все это стало почти идеальным воплощением мечты мастера о том, что «архитектурные сооружения не должны бросать вызов природе, но гармонировать с ней и, если возможно, даже сливаться в единый ансамбль».
К слову о буйно разросшейся зелени на холме, что назывался Лысой горой… Почти все зелёные насаждения, которые есть в Парке Гуэль сегодня, – это результат кропотливого ландшафтного труда. Воспроизводя природные формы в своей архитектуре, Гауди хорошо изучил своего учителя: он замечательно разбирался в средиземноморской и тропической флоре, сельскохозяйственных культурах своей полосы.
Гауди очень бережно относился к сумевшим выжить на Лысой горе растениям: если деревья мешали строительству, их выкапывали и после проведения работ, сажали обратно. В результате почти весь холм был засажен растениями. Они тут прижились в том числе и благодаря правильно организованной системе водоснабжения. Но главное, по-моему, сегодня воспринимается труднее. Гауди устроил в озелененном парке не только три прогулочных виадука, в которых Свет борется с тенью.
ДОБИВАЯСЬ ЕДИНЕНИЯ НЕБА И ЗЕМЛИ,
ГАУДИ ПРОЛОЖИЛ МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ
ДУХОВНОГО ОЧИЩЕНИЯ ПАЛОМНИКОВ,
ПОДНИМАЮЩИХСЯ К ГОРЕ ГОЛГОФЕ,
ГДЕ БЫЛ РАСПЯТ ИИСУС ХРИСТОС…
На самой верхней точке парка Гауди собирался возвести часовню. Однако были сооружены лишь Три креста разных размеров и ориентированных в различных направлениях. После начала работ здесь были обнаружены пещеры с ископаемыми носорогами и другими животными. Это побудило Гауди создать кресты в духе мегалитических талайотов Балеарских островов, что, по его замыслу, должно было подчеркнуть древность парка и всей Каталонии.
Гражданская война в Испании, к сожалению, не обошла стороной этот тихий оазис на Лысой горе. В 1936 году были разрушены все три креста Голгофы: нынешний кресты являются точными копиями.
Путники, знают они о том или нет, поднимаются в гору,
оказываясь в месте, что, судя по состоянию пространства, источает какие-то древние — мистические — силы…