Ганс Гольбейн Младший в Базеле

Гольбейн родился в столице Швабии — Аугсбурге, работал в Базеле и Лондоне, оставив произведения общечеловеческого содержания, не перестающие быть современными. Парадокс? Общее правило для творческих людей, жизнь которых напрямую соотнесена с судьбами Мира. В начале предлагаю развести в пространстве-времени написанные Гольбейном портреты, чтобы… Чтобы пришло «потом», позволяющее увидеть глав..

Аугсбург
Вид Аугсбурга. Гравюра на дереве. 1490 год

Ганс Гольбейн Младший родился в 1497 году в А́угсбурге. Гравюра, напечатанная в 1490 году, позволяет показать самый достоверный из всех возможных вид города времени его рождения.

Аугсбург, на швабском диалекте Аугшбург, — университетский город на юго-западе Баварии, который не входит в состав какого-либо района, так как является столицей Швабии.

Аугсбург считается наиболее древним городом Германии. Он был основан как военный лагерь Друзом и Тиберием по приказу императора Августа в 15 году до н. э. Соответственно, первое имя этого поселения — Augusta Vindelicorum. Впоследствии город стал центром римской провинции Реция и в течении последующих 400 лет римского владычества активно развивался и процветал непрерывно.

Вот так, место рождения, относящееся к Германии — Баварии — Швабии, требует считать Ганса Гольбейна Младшего немецким художником, хотя работал он и жил в других странах — Швейцарии и Англии.

Аугсбург
Вид Аугсбурга в начале XVI века. Цветная книжная иллюстрация

Опять чрезвычайно удачное совпадение: цветная книжная иллюстрация показывает вид Аугсбурга, точно соотносимого с временем детства Гольбейна. То — Позднее Средневековье, плавно переходящее в Германии в Раннее Возрождение. Горожане уже обновились-преобразились, город еще тяготеет к прошлому…

Ганс родился в семье знаменитого художника Ганса Гольбейна Старшего — мастера алтарной живописи. Вместе со своим старшим братом Амброзиусом он с самого раннего детства получал прекрасную профессиональную подготовку в мастерской отца. Именно отец привил Гансу любовь к скрупулезной работе с натуры.

Вот, как все славно сложилось
с точки зрения связи поколений.

Аугсбург
Современный вид Аугсбурга без современных вторжений.
Все как будто застыло во времени

До разрушений февраля 1944 года в Аугсбурге находилось здание, принадлежавшее знаменитой династии художников Гольбейн. Здесь жил Ханс Гольбейн Старший (1465—1524) и оба его сына: Амброзиус (1494—1519) и Ханс Гольбейн Младший (1496—1543).

Гольбейны не были долгожителями: отец прожил 59 лет,
старший сын — всего 25, младший не дожил до 47 лет.

После войны дом Гольбейнов восстановили, но не в том виде, в каком он был раньше. В 1996 году здание передали Аугсбургскому объединению художников. Здесь регулярно устраиваются выставки современных художников.

Я показываю дом в Аугсбурге, роспись которого по стилю близка тому, как расписывали дома в Базеле, куда семья Гольбейнов переехала в 1516 году. В это время Гансу младшему было 20 лет, то есть пора ученичества прошла, оставив на творческую реализацию около 26 лет.

Панорама Базеля
Панорама Базеля на Рейне. Ксилография напечатана в начале XVI века.
Внизу течет Рейн. Над ним на высоком берегу стоит Кафедральный собор, нами пристально рассмотренный. Вокруг собора дома — какими они были
в первый приезд в город Гольбейна

Гольбейн Младший будет жить в Базеле с 1515 по 1526 год.
Потом по протекции Эразма Роттердамского проведет
два года в Лондоне — с 1526 по 1528.
Вернется на два года в Базель — с 1529 по 1530 и…
Окончательно покинет Базель, предпочтя ему Лондон.

Свою самостоятельную творческую деятельность Гольбейн начнет с ксилографии: будет иллюстрировать книги у известного издателя И. Фробера. В период с 1519 по 1526 годы он исполнит более 1200 печатных досок.

В 1515 год Ганс рисунок — заметку на полях — одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости». Эразм увидит рисунок и станет другом начинающего художника. В результате у «Похвалы глупости» окажется два автора, так как это произведение трудно будет представить без ярких и столь же остроумных иллюстраций Гольбейна.

В 1517, вместе с отцом, он примет участие в украшении фасада дома Гертенштейна в Люцерне. Росписи этого фасада, разрушенного в 1824, будут исполнены в стиле итальянского Возрождения, что подтвердит гипотезу о поездке художника в Италию.

Еще в Базеле будут созданы произведения на религиозные темы и графический цикл под названием «Пляска Смерти». Но о них в двух следующих альбомах.

Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший. Базельские горожанки.
Кабинет гравюр на меди, Базель.

Сначала, так положено, Ганс Гольбейн Младший населяет Базель патрициями и патрицианками в технике ксилографии — этюдной.

Он изучает наряды, давая нам возможность их с наслаждением разглядеть. Ах, какие шляпки на головках — как цветочные клумбы. Сколь изысканны прозрачные платочки, надвинутые на лоб. Потрясающее четырехугольное декольте, воротник стойкой и длинные рукава с прорезями. И двухслойные платья… Благодаря чему, под пышно присборенным верхним одеянием, заканчивающимся шлейфом, виднеется нижнее платье.

Наряд окутывает женщину:
укрывает, раскрывая, в тайну ее превращая…
Это и есть стиль Ренессанс — превосходный.

Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший. Молодая девушка. Гравюра на меди.
Ганс Гольбейн Младший. Св. Урсула. Масляная живопись 1523 год

Шляпа, богато украшенная перьями, и платье с большим декольте, с сильно присборенными рукавами и юбкой, собранной в складки, — все это модная одежда той эпохи. На поясе, приспущенном на бедра, с одной стороны привешена сумочка (aumoniere) и ножик, который носили как мужчины, так и женщины.

Этюды — заготовки, из которых рождаются художественные образы. Так молодая девушка из Базеля становится источником возникновения Гольбейновской св Урсулы… Согласно преданию, Урсула жила в середине IV века и была обратившейся в христианство дочерью британского короля. Она была так прекрасна и мудра, что слава o ней дошла до дальних стран. Пытаясь избежать нежелательного замужества с принцем-язычником она собрала целую армию дев прекрасных…

Эльзбет Шмидт
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эльзбет Шмидт. 1517 год

В 1519 году Гольбейн наследует мастерскую своего умершего брата и женится на Эльзбет Шмидт. Портреты Гольбейна не обманывают, его супруга Эльзбет была тихой, прелестной женщиной, готовой быть верной подругой своему одержимому творческими исканиями мужу.

В этом же — 1519 — году Гольбейн становится членом гильдии художников «Zum Himmel» в Базеле. В творчестве художника наступает интенсивный период, продлившийся до его первого отъезда в Англию в 1526 году.

Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший. Диптих (двойной портрет) бургомистра
Якоба Майера и его жены Доротеи Канненгисер.
1516. Базель, Музей искусств

В историю мировой живописи Гольбейн вошел, прежде всего, как выдающийся портретист. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Когда в 1516 году он был избран бургомистром Базеля, Гольбейн написал два превосходных портрета – «Якоба Мейера» и его супруги «Доротеи Канненгиссер». На них художник изобразил энергичных людей швейцарского Возрождения, смышленых, основательных, полных бюргерской гордости, непринужденности и человечности.

Благодаря успеху этих портретов молодой художник получил многочисленные заказы не только в Базеле, но и в других городах Швейцарского Союза.

Незаурядные способности Гольбейна
приносят ему раннюю славу.
Еще совсем молодым — в 21 год —
Ганс становится признанным мастером.
На творческую реализацию
ему судьба отведет еще 32 года…

Портрет Бонифация Амербаха
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Бонифация Амербаха. 1519. Базель

Это — один из ранних портретов базельских интеллектуалов. Изображенный — друг и последователь Эразма Роттердамского,
профессор права Базельского университета.

Портрет пронизан духом благородной сдержанности. Базельский юрист Бонифаций Амербах изображен на открытом воздухе на фоне голубого неба. Румяное здоровое лицо свидетельствует о молодости и довольстве жизнью. За плечом молодого человека — картуш с надписью. Она содержит не только имя автора картины и дату ее создания, но и похвалу художника самому себе.

Гольбейн самоутверждается…

Портрет Эразма Роттердамского
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского. 1523

В начальный, базельский период своей деятельности Гольбейн сблизился с видными европейскими гуманистами, жившими или приезжавшими в этот город, славившийся книгоиздателями. Здесь он познакомился со знаменитым Эразмом Роттердамским. Образ великого гуманиста вошел в наши представления именно в том облике, в каком запечатлен художником. Темные тона одежды и головного убора на фоне ренессансного интерьера помогают выявить лицо с острым выразительным профилем и руки, лежащие на книге. Скептически сжатые губы словно таят внутреннюю усмешку и иронию, столь свойственные автору «Похвалы глупости».

Личность Эразма многогранна, и все ее грани оказали весомое воздействие на европейскую мысль. Современники видели в нем гуманиста, социального реформатора, острослова и реставратора библейских текстов. В XVIII веке более всего ценили его «Похвалу Глупости» и славили ее автора как предтечу рационализма. XIX век превозносил миролюбие Эразма, его терпимость. XX век вчитывался в его письма и открыл в этом великом писателе одного из самых человечных мыслителей.

Умер Эразм Роттердамский в Базеле 12 июля 1536.
Захоронен в Базельском Кафедральном соборе.

Портрет Эразма Роттердамского
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского. 1523

Эразм Роттердамский, или Дезидерий Эразм, настоящее имя Герхард Герхардс , — голландский учёный-гуманист, писатель, филолог и богослов. Профессор Кембриджского университета, осуществил первое издание оригинала Библии на греческом языке. Самое известное его произведение — «Похвала глупости», оконченная 10 июня 1508 года и посвященная Томасу Мору — другу Эразма. Афоризмами блещет также обширная переписка, оставшаяся после Эразма.

«Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде, в грязи и в небрежении, повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают».

Эразм Роттердамский… Нет, не о нашем — о своем времени…

Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского. 1523

Высказывания, цитаты и афоризмы Эразмa Роттердамского…

Церковь основана на крови, кровью скреплена и кровью расширилась.

В стране слепых одноглазый — уже король.

…Истинно рассудителен тот, кто, будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с ней.

Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть.

…Природа никогда не заблуждается… Ненавистна природе всякая подделка, и всего лучше бывает то, что не искажено ни наукой, ни искусством.

Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять!

Счастье зависит от нашего мнения о вещах, ибо в жизни человеческой все так неясно и так сложно, что здесь ничего нельзя знать наверное… А если знание порой и возможно, то оно нередко отнимает радость жизни.

Счастье состоит главным образом в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением.

То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.

Любая вещь имеет два лица. Снаружи как будто смерть, а заглянешь внутрь — увидишь жизнь, и наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой — безобразие, под изобилием — жалкая бедность, под позором — слава, под ученостью — невежество, под мощью — убожество, под благородством — низость, под весельем — печаль, под преуспеванием — неудача, под дружбой — вражда, под пользой — вред.

Любовь — это все, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем помочь другому человеку.

Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить.

Каков супруг, во многом зависит от супруги.

Тот, кто делает добро другу, делает добро себе.
Иметь много друзей — значит не иметь ни одного.

Венера и Амур
Ганс Гольбейн Младший. Венера и Амур. 1524-1525.
Ганс Гольбейн Младший. Лаис из Коринфа. 1526

Лаис Коринфская — знаменитая греческая гетера. Здесь она изображена в костюме венецианской куртизанки.

Исследователи творчества Гольбейна говорят, что это — портреты некоей Магдалены Оффенбург. Об остальном им неведомо. Портреты Гольбейна отличаются реалистической и столь благородной трактовкой образов, что подобных вопросов я не поднимала бы. Есть тому и другие причины…

Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший. Лаис из Коринфа. 1526.
Фрагмент картины

В Древней Греции одежду не шили, а элегантно драпировали на фигуре кусок холста (т.н. хитон), который потом закрепляли заколками.

Художник создал образ трогательной, нежной, романтичной женщины. Прекрасная юная гетера грустна, явно опечалена своей судьбой. Она с горьким недоумением смотрит на золотые монеты, заработанные ею нелегким трудом жрицы любви.

Древнегреческие куртизанки — гетеры, хоть и были жрицами любви и получали оплату за свои услуги, не являлись публичными женщинами в современном смысле слова. Они — подруги, спутницы, очень красивые, высокообразованные, с прекрасными манерами женщины. Их много лет, с детства обучали наукам и искусствам в специальных учебных заведениях. В том числе и искусству любви (а не разврата).

Древнегреческие гетеры занимались спортом и танцами, учились поэзии, музыке, пению, были грамотны и начитаны, умели поддерживать беседу с очень образованными людьми

Они обладали достаточно высоким статусом, становились достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Многие знаменитые гетеры становились женами выдающихся личностей. Например, Аспасия, на которой женился Перикл, Герпилис — любимая женщина Аристотеля и мать его сына, Таис Афинская — возлюбленная Александра Македонского, а затем жена Птолемея. и многие другие. Древнегреческих Гетер ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с проститутками из афинского порта Пиррей.

Если все это принять во внимание, то в картине Магдалена Оффенбург запечатлена как образ женской красоты, источающей свет и нежность…

Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Уильяма Вархэма,
Архиепископа Кентерберийского. 1527

Начавшаяся Реформация вынуждает Гольбейна покинуть страну. В 1526 году он едет в Лондон, чтобы заниматься тем же, что и в Базеле, — писать портреты, блистательные…

Можно не искать пояснений в Википедии: портрет красноречив сам по себе. Изображенный человек наделен высшей властью в сфере религиозного бытия. Лишь Папа Римский выше его.

Архиепископ Кентерберийский — духовный глава Церкви Англии в Соединённом Королевстве, а также духовный лидер Англиканского Сообщества во всём мире.

Можно ли оставаться человеком при исполнении подобной миссии? Гольбейн по-своему дает ответ: на суровом лице выделяются глаза с тепло-печальным взглядом — всепонимающим, всепрощающим всем, кроме самого себя.

Пусть минует чаша сия: не каждый выдержит груз
подобной ответственности…

Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший. Портрет сэра Генри Гилдфорда. 1527.
Ганс Гольбейн Младший. Портрет леди Мэри Гилдфорд. 1527.

Сэр Генри Гилдфорд и его супруга Мэри — из придворной знати времени правления Генриха VIII. Он — конюший и казначей королевской семьи.

Судя по портрету, сэр Генри — тяжелый, мрачный человек, каким только и может быть тот, кто живет в мире интриг двора Тюдоров. Его супруга Мэри напугана, по-видимому, тем, что ей приходится постоянно лавировать, избегая смертельной опасности. Когда Гольбейн окончательно уедет в Лондон, время Тюдоров явит свою порочность в полную силу. К счастью, рассказ об оном периоде в другом альбоме, в другой — Лондонской — серии.

Портрет Томаса Мора
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора. 1527.

Благодаря рекомендательным письмам Эразма Роттердамского художника любезно принимают в доме Томаса Мора — канцлера и советника короля Генриха VIII. В короткий срок Гольбейн приобретает широкую известность среди друзей Мора как великолепный портретист.

В ответ на послание Эразма Роттердамского от 18 декабря 1527 года Томас Мор напишет: «Ваш живописец, мой дорогой Эразм, – превосходный талант».

Семья Томаса Мора
Ганс Гольбейн Младший. Семья Томаса Мора. 1527.
У всех дам типичная тюдоровская прическа с чепцом в виде домика
со скатной крышей, что полностью закрывает волосы.
По ним легко сразу же понять, что портретируемые — из Англии

Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью (изображен на полотне рядом с сыном). Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. За весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям архиепископ Кентербери предсказал Мору большое будущее. Так оно и случилось…

Многократно проштудировав Евангелие и труды древних мудрецов, Мор определил путь к построению идеального общества в уникальном по мысли произведении, названном им «Утопия». С греческого название переводится как «несуществующее место» ( в трактовке Мора — «Нигдея»).

В первой части «Утопии» писатель бичует пороки современного ему общества: ненасытность богачей, душащих притеснениями малоимущих, несовершенство законов, безработицу и безграмотность… Досталось даже «…огромной и праздной толпе священников и так называемых чернецов». Ну, а главная беда, по мнению автора, состоит в частной собственности.

Во второй части «Утопии» описывается государство, что зиждется на всеобщем равенстве и коллективной собственности. Правда, стоит заметить, что славная страна Утопия при изобилии всяческих благ и демократическом устройстве, все же сильно отдает диктатурой. Например, там нет свободного перемещения граждан внутри страны и за ее пределами. За утопийцами установлен тотальный контроль. Есть всеобщая трудовая повинность, и демократия там преспокойно мирится с рабством. Единственное, пожалуй, отличие от коммунистической идеи «Утопии» Мора состоит в том, что каждый верует в Бога по-своему, руководствуясь здравым смыслом и природным опытом.

Вот такая Утопия — необычная для смутного времени реформационных брожений. Вот таков Томас Мор, в семью которого попал Гольбейн по протекции гуманиста Эразма Роттердамского.

Что за люди!!! Что за люди! Что за люди…

Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший. Портрет астронома Николая Кратцера.
1528, Лувр

Николай Кратцер (1487 — 1550) — немецкий математик, астроном и horologist . Большая часть профессиональной жизни Кратцера прошла в Англии, где он был назначен астрономом короля Генриха VIII .

Родился в Мюнхене, приехал в Англию в 1516 году, вскоре вошел в круг друзей сэра Томаса Мора, как, собственно, и Ганс Гольбейн.

На портрете Кратцера изображен человек, занятый ремесленным делом и… размышляющий о высоком. То — неподдельный типаж эпохи Возрождения.

Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший. Портрет дамы с белкой. Лондон. 1526-1528

Гольбейн прославился, прежде всего, своими мужскими портретами, но и в изображении женщин художник сумел добиться необыкновенной выразительности и точности.

На этой небольшой картине изображена молодая, но, видимо, серьезная и вполне благонравная женщина. Об этом говорят и все атрибуты, приданные ей портретистом. Белка ясно символизирует, что дама — прекрасная хозяйка, делающая запасы, заботящаяся о благосостоянии и спокойствии семьи, дрозд говорит о готовности защищать свое семейное гнездо.

Женщина на этом портрете вызывает чувство явной симпатии.

Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший. Портрет дамы с белкой. Лондон. 1526-1528

Самое удивительное, что это — не фрагмент более общей картины: это — тоже портрет, только портретируемая — белка. Ее внешняя форма выписана безукоризненно: она — меховая, с пушистым хвостом. Ее внутренняя жизнь схвачена в движении и блеске взгляда. Бессмысленного? Нет, просто видящего все иначе и озабоченного проблемами своего мира, понятными человеку, но своеобразно развивающимися в пространстве-времени. По жизненным меркам человека белка — беспрерывное кружение в колесе.

Появление образа белки связано с воспоминанием о собственной семье, в Базеле оставленной? Этого никому не дано узнать…

Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший. «Семейный портрет». 1528 год.
Портрет жены художника Эльзбет с дочерью Катериной
и сыном Филиппом.

В большинстве портретов Гольбейна запечатлены знатные господа и дамы, очень немногие из них говорят о его личной жизни. Пример: портрет жены художника с детьми — Катериной и Филиппом. Художники часто пишут членов своей семьи, но это — самый прискорбный пример. Гольбейн недолго прожил в Базеле с женой и детьми (тому могли быть политические, религиозные или финансовые причины), и все семейные неурядицы отпечатались на трагической троице.
Жена с затуманенным взором прижимает к себе бледных некрасивых детей, глубоко несчастных, страдающих.

Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эльзбет Шмидт. 1517 год.
Ганс Гольбейн Младший. «Семейный портрет». 1528 год.
На обоих портретах изображена одна и та же женщина:
разница в возрасте — около десяти лет…

Эльзбет в первый год замужества была тихой, прелестной женщиной, готовой стать верной подругой своему одержимому творческими исканиями мужу. Через десять лет ее лицо исплакано. Слезы смыли с ее лица все, кроме одного выражения — безысходности.

Гольбейн вряд ли собирался демонстрировать семейную трагедию и с таким драматическим эффектом обнаруживать свою вину. Но искусство оказалось сильней его воли, и с этим уже мастер ничего не в состоянии был поделать.

По возвращении в Базель в 1528 году Гольбейн пишет почти исключительно портреты и занимается украшением фасадов. Выполненные им росписи общественных зданий, к сожалению, не сохранились.

На этом базельский период в жизни художника исчерпан?
Нет, о самых главных, с нравственной точки зрения,
произведениях речь пойдет в следующих двух альбомах…

Гольбейн

<—Альбрехт Дюрер: «Всадники»…

Ганс Гольбейн Младший: «Мертвый Христос»…—>

Leave a Reply