Гольбейн родился в столице Швабии — Аугсбурге, работал в Базеле и Лондоне, оставив произведения общечеловеческого содержания, не перестающие быть современными. Парадокс? Общее правило для творческих людей, жизнь которых напрямую соотнесена с судьбами Мира. В начале предлагаю развести в пространстве-времени написанные Гольбейном портреты, чтобы… Чтобы пришло «потом», позволяющее увидеть глав..
Ганс Гольбейн Младший родился в 1497 году в А́угсбурге. Гравюра, напечатанная в 1490 году, позволяет показать самый достоверный из всех возможных вид города времени его рождения.
Аугсбург, на швабском диалекте Аугшбург, — университетский город на юго-западе Баварии, который не входит в состав какого-либо района, так как является столицей Швабии.
Аугсбург считается наиболее древним городом Германии. Он был основан как военный лагерь Друзом и Тиберием по приказу императора Августа в 15 году до н. э. Соответственно, первое имя этого поселения — Augusta Vindelicorum. Впоследствии город стал центром римской провинции Реция и в течении последующих 400 лет римского владычества активно развивался и процветал непрерывно.
Вот так, место рождения, относящееся к Германии — Баварии — Швабии, требует считать Ганса Гольбейна Младшего немецким художником, хотя работал он и жил в других странах — Швейцарии и Англии.
Опять чрезвычайно удачное совпадение: цветная книжная иллюстрация показывает вид Аугсбурга, точно соотносимого с временем детства Гольбейна. То — Позднее Средневековье, плавно переходящее в Германии в Раннее Возрождение. Горожане уже обновились-преобразились, город еще тяготеет к прошлому…
Ганс родился в семье знаменитого художника Ганса Гольбейна Старшего — мастера алтарной живописи. Вместе со своим старшим братом Амброзиусом он с самого раннего детства получал прекрасную профессиональную подготовку в мастерской отца. Именно отец привил Гансу любовь к скрупулезной работе с натуры.
Вот, как все славно сложилось
с точки зрения связи поколений.
До разрушений февраля 1944 года в Аугсбурге находилось здание, принадлежавшее знаменитой династии художников Гольбейн. Здесь жил Ханс Гольбейн Старший (1465—1524) и оба его сына: Амброзиус (1494—1519) и Ханс Гольбейн Младший (1496—1543).
Гольбейны не были долгожителями: отец прожил 59 лет,
старший сын — всего 25, младший не дожил до 47 лет.
После войны дом Гольбейнов восстановили, но не в том виде, в каком он был раньше. В 1996 году здание передали Аугсбургскому объединению художников. Здесь регулярно устраиваются выставки современных художников.
Я показываю дом в Аугсбурге, роспись которого по стилю близка тому, как расписывали дома в Базеле, куда семья Гольбейнов переехала в 1516 году. В это время Гансу младшему было 20 лет, то есть пора ученичества прошла, оставив на творческую реализацию около 26 лет.
Гольбейн Младший будет жить в Базеле с 1515 по 1526 год.
Потом по протекции Эразма Роттердамского проведет
два года в Лондоне — с 1526 по 1528.
Вернется на два года в Базель — с 1529 по 1530 и…
Окончательно покинет Базель, предпочтя ему Лондон.
Свою самостоятельную творческую деятельность Гольбейн начнет с ксилографии: будет иллюстрировать книги у известного издателя И. Фробера. В период с 1519 по 1526 годы он исполнит более 1200 печатных досок.
В 1515 год Ганс рисунок — заметку на полях — одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости». Эразм увидит рисунок и станет другом начинающего художника. В результате у «Похвалы глупости» окажется два автора, так как это произведение трудно будет представить без ярких и столь же остроумных иллюстраций Гольбейна.
В 1517, вместе с отцом, он примет участие в украшении фасада дома Гертенштейна в Люцерне. Росписи этого фасада, разрушенного в 1824, будут исполнены в стиле итальянского Возрождения, что подтвердит гипотезу о поездке художника в Италию.
Еще в Базеле будут созданы произведения на религиозные темы и графический цикл под названием «Пляска Смерти». Но о них в двух следующих альбомах.
Сначала, так положено, Ганс Гольбейн Младший населяет Базель патрициями и патрицианками в технике ксилографии — этюдной.
Он изучает наряды, давая нам возможность их с наслаждением разглядеть. Ах, какие шляпки на головках — как цветочные клумбы. Сколь изысканны прозрачные платочки, надвинутые на лоб. Потрясающее четырехугольное декольте, воротник стойкой и длинные рукава с прорезями. И двухслойные платья… Благодаря чему, под пышно присборенным верхним одеянием, заканчивающимся шлейфом, виднеется нижнее платье.
Наряд окутывает женщину:
укрывает, раскрывая, в тайну ее превращая…
Это и есть стиль Ренессанс — превосходный.
Шляпа, богато украшенная перьями, и платье с большим декольте, с сильно присборенными рукавами и юбкой, собранной в складки, — все это модная одежда той эпохи. На поясе, приспущенном на бедра, с одной стороны привешена сумочка (aumoniere) и ножик, который носили как мужчины, так и женщины.
Этюды — заготовки, из которых рождаются художественные образы. Так молодая девушка из Базеля становится источником возникновения Гольбейновской св Урсулы… Согласно преданию, Урсула жила в середине IV века и была обратившейся в христианство дочерью британского короля. Она была так прекрасна и мудра, что слава o ней дошла до дальних стран. Пытаясь избежать нежелательного замужества с принцем-язычником она собрала целую армию дев прекрасных…
В 1519 году Гольбейн наследует мастерскую своего умершего брата и женится на Эльзбет Шмидт. Портреты Гольбейна не обманывают, его супруга Эльзбет была тихой, прелестной женщиной, готовой быть верной подругой своему одержимому творческими исканиями мужу.
В этом же — 1519 — году Гольбейн становится членом гильдии художников «Zum Himmel» в Базеле. В творчестве художника наступает интенсивный период, продлившийся до его первого отъезда в Англию в 1526 году.
В историю мировой живописи Гольбейн вошел, прежде всего, как выдающийся портретист. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Когда в 1516 году он был избран бургомистром Базеля, Гольбейн написал два превосходных портрета – «Якоба Мейера» и его супруги «Доротеи Канненгиссер». На них художник изобразил энергичных людей швейцарского Возрождения, смышленых, основательных, полных бюргерской гордости, непринужденности и человечности.
Благодаря успеху этих портретов молодой художник получил многочисленные заказы не только в Базеле, но и в других городах Швейцарского Союза.
Незаурядные способности Гольбейна
приносят ему раннюю славу.
Еще совсем молодым — в 21 год —
Ганс становится признанным мастером.
На творческую реализацию
ему судьба отведет еще 32 года…
Это — один из ранних портретов базельских интеллектуалов. Изображенный — друг и последователь Эразма Роттердамского,
профессор права Базельского университета.
Портрет пронизан духом благородной сдержанности. Базельский юрист Бонифаций Амербах изображен на открытом воздухе на фоне голубого неба. Румяное здоровое лицо свидетельствует о молодости и довольстве жизнью. За плечом молодого человека — картуш с надписью. Она содержит не только имя автора картины и дату ее создания, но и похвалу художника самому себе.
Гольбейн самоутверждается…
В начальный, базельский период своей деятельности Гольбейн сблизился с видными европейскими гуманистами, жившими или приезжавшими в этот город, славившийся книгоиздателями. Здесь он познакомился со знаменитым Эразмом Роттердамским. Образ великого гуманиста вошел в наши представления именно в том облике, в каком запечатлен художником. Темные тона одежды и головного убора на фоне ренессансного интерьера помогают выявить лицо с острым выразительным профилем и руки, лежащие на книге. Скептически сжатые губы словно таят внутреннюю усмешку и иронию, столь свойственные автору «Похвалы глупости».
Личность Эразма многогранна, и все ее грани оказали весомое воздействие на европейскую мысль. Современники видели в нем гуманиста, социального реформатора, острослова и реставратора библейских текстов. В XVIII веке более всего ценили его «Похвалу Глупости» и славили ее автора как предтечу рационализма. XIX век превозносил миролюбие Эразма, его терпимость. XX век вчитывался в его письма и открыл в этом великом писателе одного из самых человечных мыслителей.
Умер Эразм Роттердамский в Базеле 12 июля 1536.
Захоронен в Базельском Кафедральном соборе.
Эразм Роттердамский, или Дезидерий Эразм, настоящее имя Герхард Герхардс , — голландский учёный-гуманист, писатель, филолог и богослов. Профессор Кембриджского университета, осуществил первое издание оригинала Библии на греческом языке. Самое известное его произведение — «Похвала глупости», оконченная 10 июня 1508 года и посвященная Томасу Мору — другу Эразма. Афоризмами блещет также обширная переписка, оставшаяся после Эразма.
«Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде, в грязи и в небрежении, повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают».
Эразм Роттердамский… Нет, не о нашем — о своем времени…
Высказывания, цитаты и афоризмы Эразмa Роттердамского…
Церковь основана на крови, кровью скреплена и кровью расширилась.
В стране слепых одноглазый — уже король.
…Истинно рассудителен тот, кто, будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с ней.
Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть.
…Природа никогда не заблуждается… Ненавистна природе всякая подделка, и всего лучше бывает то, что не искажено ни наукой, ни искусством.
Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять!
Счастье зависит от нашего мнения о вещах, ибо в жизни человеческой все так неясно и так сложно, что здесь ничего нельзя знать наверное… А если знание порой и возможно, то оно нередко отнимает радость жизни.
Счастье состоит главным образом в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением.
То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.
Любая вещь имеет два лица. Снаружи как будто смерть, а заглянешь внутрь — увидишь жизнь, и наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой — безобразие, под изобилием — жалкая бедность, под позором — слава, под ученостью — невежество, под мощью — убожество, под благородством — низость, под весельем — печаль, под преуспеванием — неудача, под дружбой — вражда, под пользой — вред.
Любовь — это все, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем помочь другому человеку.
Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить.
Каков супруг, во многом зависит от супруги.
Тот, кто делает добро другу, делает добро себе.
Иметь много друзей — значит не иметь ни одного.
Лаис Коринфская — знаменитая греческая гетера. Здесь она изображена в костюме венецианской куртизанки.
Исследователи творчества Гольбейна говорят, что это — портреты некоей Магдалены Оффенбург. Об остальном им неведомо. Портреты Гольбейна отличаются реалистической и столь благородной трактовкой образов, что подобных вопросов я не поднимала бы. Есть тому и другие причины…
В Древней Греции одежду не шили, а элегантно драпировали на фигуре кусок холста (т.н. хитон), который потом закрепляли заколками.
Художник создал образ трогательной, нежной, романтичной женщины. Прекрасная юная гетера грустна, явно опечалена своей судьбой. Она с горьким недоумением смотрит на золотые монеты, заработанные ею нелегким трудом жрицы любви.
Древнегреческие куртизанки — гетеры, хоть и были жрицами любви и получали оплату за свои услуги, не являлись публичными женщинами в современном смысле слова. Они — подруги, спутницы, очень красивые, высокообразованные, с прекрасными манерами женщины. Их много лет, с детства обучали наукам и искусствам в специальных учебных заведениях. В том числе и искусству любви (а не разврата).
Древнегреческие гетеры занимались спортом и танцами, учились поэзии, музыке, пению, были грамотны и начитаны, умели поддерживать беседу с очень образованными людьми
Они обладали достаточно высоким статусом, становились достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Многие знаменитые гетеры становились женами выдающихся личностей. Например, Аспасия, на которой женился Перикл, Герпилис — любимая женщина Аристотеля и мать его сына, Таис Афинская — возлюбленная Александра Македонского, а затем жена Птолемея. и многие другие. Древнегреческих Гетер ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с проститутками из афинского порта Пиррей.
Если все это принять во внимание, то в картине Магдалена Оффенбург запечатлена как образ женской красоты, источающей свет и нежность…
Начавшаяся Реформация вынуждает Гольбейна покинуть страну. В 1526 году он едет в Лондон, чтобы заниматься тем же, что и в Базеле, — писать портреты, блистательные…
Можно не искать пояснений в Википедии: портрет красноречив сам по себе. Изображенный человек наделен высшей властью в сфере религиозного бытия. Лишь Папа Римский выше его.
Архиепископ Кентерберийский — духовный глава Церкви Англии в Соединённом Королевстве, а также духовный лидер Англиканского Сообщества во всём мире.
Можно ли оставаться человеком при исполнении подобной миссии? Гольбейн по-своему дает ответ: на суровом лице выделяются глаза с тепло-печальным взглядом — всепонимающим, всепрощающим всем, кроме самого себя.
Пусть минует чаша сия: не каждый выдержит груз
подобной ответственности…
Сэр Генри Гилдфорд и его супруга Мэри — из придворной знати времени правления Генриха VIII. Он — конюший и казначей королевской семьи.
Судя по портрету, сэр Генри — тяжелый, мрачный человек, каким только и может быть тот, кто живет в мире интриг двора Тюдоров. Его супруга Мэри напугана, по-видимому, тем, что ей приходится постоянно лавировать, избегая смертельной опасности. Когда Гольбейн окончательно уедет в Лондон, время Тюдоров явит свою порочность в полную силу. К счастью, рассказ об оном периоде в другом альбоме, в другой — Лондонской — серии.
Благодаря рекомендательным письмам Эразма Роттердамского художника любезно принимают в доме Томаса Мора — канцлера и советника короля Генриха VIII. В короткий срок Гольбейн приобретает широкую известность среди друзей Мора как великолепный портретист.
В ответ на послание Эразма Роттердамского от 18 декабря 1527 года Томас Мор напишет: «Ваш живописец, мой дорогой Эразм, – превосходный талант».
Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью (изображен на полотне рядом с сыном). Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. За весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям архиепископ Кентербери предсказал Мору большое будущее. Так оно и случилось…
Многократно проштудировав Евангелие и труды древних мудрецов, Мор определил путь к построению идеального общества в уникальном по мысли произведении, названном им «Утопия». С греческого название переводится как «несуществующее место» ( в трактовке Мора — «Нигдея»).
В первой части «Утопии» писатель бичует пороки современного ему общества: ненасытность богачей, душащих притеснениями малоимущих, несовершенство законов, безработицу и безграмотность… Досталось даже «…огромной и праздной толпе священников и так называемых чернецов». Ну, а главная беда, по мнению автора, состоит в частной собственности.
Во второй части «Утопии» описывается государство, что зиждется на всеобщем равенстве и коллективной собственности. Правда, стоит заметить, что славная страна Утопия при изобилии всяческих благ и демократическом устройстве, все же сильно отдает диктатурой. Например, там нет свободного перемещения граждан внутри страны и за ее пределами. За утопийцами установлен тотальный контроль. Есть всеобщая трудовая повинность, и демократия там преспокойно мирится с рабством. Единственное, пожалуй, отличие от коммунистической идеи «Утопии» Мора состоит в том, что каждый верует в Бога по-своему, руководствуясь здравым смыслом и природным опытом.
Вот такая Утопия — необычная для смутного времени реформационных брожений. Вот таков Томас Мор, в семью которого попал Гольбейн по протекции гуманиста Эразма Роттердамского.
Что за люди!!! Что за люди! Что за люди…
Николай Кратцер (1487 — 1550) — немецкий математик, астроном и horologist . Большая часть профессиональной жизни Кратцера прошла в Англии, где он был назначен астрономом короля Генриха VIII .
Родился в Мюнхене, приехал в Англию в 1516 году, вскоре вошел в круг друзей сэра Томаса Мора, как, собственно, и Ганс Гольбейн.
На портрете Кратцера изображен человек, занятый ремесленным делом и… размышляющий о высоком. То — неподдельный типаж эпохи Возрождения.
Гольбейн прославился, прежде всего, своими мужскими портретами, но и в изображении женщин художник сумел добиться необыкновенной выразительности и точности.
На этой небольшой картине изображена молодая, но, видимо, серьезная и вполне благонравная женщина. Об этом говорят и все атрибуты, приданные ей портретистом. Белка ясно символизирует, что дама — прекрасная хозяйка, делающая запасы, заботящаяся о благосостоянии и спокойствии семьи, дрозд говорит о готовности защищать свое семейное гнездо.
Женщина на этом портрете вызывает чувство явной симпатии.
Самое удивительное, что это — не фрагмент более общей картины: это — тоже портрет, только портретируемая — белка. Ее внешняя форма выписана безукоризненно: она — меховая, с пушистым хвостом. Ее внутренняя жизнь схвачена в движении и блеске взгляда. Бессмысленного? Нет, просто видящего все иначе и озабоченного проблемами своего мира, понятными человеку, но своеобразно развивающимися в пространстве-времени. По жизненным меркам человека белка — беспрерывное кружение в колесе.
Появление образа белки связано с воспоминанием о собственной семье, в Базеле оставленной? Этого никому не дано узнать…
В большинстве портретов Гольбейна запечатлены знатные господа и дамы, очень немногие из них говорят о его личной жизни. Пример: портрет жены художника с детьми — Катериной и Филиппом. Художники часто пишут членов своей семьи, но это — самый прискорбный пример. Гольбейн недолго прожил в Базеле с женой и детьми (тому могли быть политические, религиозные или финансовые причины), и все семейные неурядицы отпечатались на трагической троице.
Жена с затуманенным взором прижимает к себе бледных некрасивых детей, глубоко несчастных, страдающих.
Эльзбет в первый год замужества была тихой, прелестной женщиной, готовой стать верной подругой своему одержимому творческими исканиями мужу. Через десять лет ее лицо исплакано. Слезы смыли с ее лица все, кроме одного выражения — безысходности.
Гольбейн вряд ли собирался демонстрировать семейную трагедию и с таким драматическим эффектом обнаруживать свою вину. Но искусство оказалось сильней его воли, и с этим уже мастер ничего не в состоянии был поделать.
По возвращении в Базель в 1528 году Гольбейн пишет почти исключительно портреты и занимается украшением фасадов. Выполненные им росписи общественных зданий, к сожалению, не сохранились.
На этом базельский период в жизни художника исчерпан?
Нет, о самых главных, с нравственной точки зрения,
произведениях речь пойдет в следующих двух альбомах…